Обзоры

​10 иностранных режиссеров, снимавших в России: от Куросавы до Земекиса

В прокат выходит лихой боевик с Жераром Депардье «Виктор», снятый французом Филиппе Мартинесом на российских просторах от Москвы до Чечни. tvkinoradio.ru вспоминает других зарубежных режиссеров, отважившихся поработать в наших краях

  • 4 сентября 2014
  • 1327
Павел Орлов

Джузеппе Де Сантис




Фильм: «Они шли на Восток» («Итальянцы – бравые ребята») (1964)
Одним из первых отечественных кинопроектов с участием иностранных кинематографистов стала военная драма «Они шли на Восток». Съемки в СССР открывали для Джузеппе Де Сантиса, поэта экрана, классика итальянского неореализма и очень кстати убежденного коммуниста, заманчивые перспективы – бескрайние поля подсолнухов, заснеженные степи, да к тому же русские кинодивы Татьяна Самойлова и Жанна Прохоренко. Однако работа над фильмом на базе «Мосфильма» протекала не просто. Сказывались отличия культур участников съемочной группы, лютые морозы зимы 1963 года, а также постоянное вмешательство товарищей из КГБ. Вызывала осложнения и острая центральная тема – бесславное участие итальянской дивизии в наступлении на Москву. На родине режиссера готовую картину ждал скандал – мотив покаяния за военную агрессию был близок далеко не всем. Видимо, не случайно Де Сантис с тех пор отошел от кино, с горем пополам сняв лишь одну ленту.
 

Витторио Де Сика




Фильм: «Подсолнухи» (1970)
Другой видный представитель итальянского неореализма Витторио Де Сика также работал в СССР над военной драмой об итальянцах, пропавших на Восточном фронте. Съемки картины с участием звезд Марчелло Мастроянни и Софи Лорен проходили преимущественно в Москве и Подмосковье, в т.ч. в Тушино, Захарково, Коломенском и Тропарево. Вот так вот по одному из сегодняшних спальных районов столицы когда-то разгуливал сам Мастроянни в образе пролетария: в замасленной рубашонке, кепочке и с разводным ключом наперевес. Как и положено, когда картина уже была готова, у советских чиновников что-то перемкнуло, из-за чего выход на экраны был отложен почти на год. Впрочем, отсрочка не помешала стать ленте одной из самых кассовых в советском прокате 1971 года.
 

Акира Куросава




Фильм: «Дерсу Узала» (1975)
Масштабная и поэтическая картина «императора японского кино» Акиры Куросавы, снятая в копродукции с «Мосфильмом» и принесшая нашему кино второй из четырех «Оскаров» за «Лучший фильм на иностранном языке». В основе сюжета – книга путешественника Владимира Арсеньева о жизни таежного охотника Дерсу Узалы. Куросава мечтал об экранизации этого произведения на протяжении десятилетий, однако отказывался от затеи, понимая, что съемки возможны только в местах действия первоисточника. Осуществить мечту помог Сергей Герасимов, пригласивший Куросаву сделать совместную советско-японскую постановку. Правда, на момент приглашения мало кто представлял, сколько хлопот доставит японский режиссер. Процесс съемок, проходивших вместо предложенного советскими чиновниками Подмосковья на Дальнем Востоке, занял почти два года, т.к. Куросава стремился ухватить нюансы всех сезонов. Причем все это время режиссер мучил съемочную группу повышенной требовательностью, дисциплиной и 15-часовым рабочим днем. Зато в оскаровской гонке удалось обойти мэтров Дино Ризи и Анджея Вайду.
 

Джордж Кьюкор




Фильм: «Синяя птица» (1976)
Классику голливудского мюзикла Джорджу Кьюкору выпала честь снять единственную доперестроечную советско-американскую картину, причем непосредственно в СССР на «Ленфильме». Тем более примечательно, что к экранизации сказки Мориса Метерлинка удалось привлечь звезд Элизабет Тейлор, Аву Гарднер и Джейн Фонду. География съемок оказалась довольно широкой: Москва, Ленинград, Павловск, Пушкин, а также Ласточкино гнездо в Крыму. Однако при этом, по некоторым свидетельствам, организовано производство было настолько плохо, что Кюькор разругался со всеми продюсерами, перейдя на общение с ними через юристов. Впрочем, сам режиссер хвалил мастерство советских техников и возможности проведения сколь угодно масштабных съемок. По задумке авторов, экранизация сказки о поиске счастья должна была стать символом примирения  враждующих сторон в ходе «холодной войны». Увы, разрядка оказалась недолгой, да и зрителями по обе стороны железного занавеса картина была принята прохладно.
 

Уолтер Хилл




Фильм: «Красная жара» (1988)
Уолтер Хилл, один из крупнейших мастеров олдскульного боевика, был первым западным режиссером, кому удалось расположить кинокамеру прямо на Красной площади. Кадры со Шварценеггером в образе русского милиционера Ивана (морда кирпичом, дурацкая прическа, мышиный костюм), на фоне Мавзолея и Кремля стали своего рода символом времени. По одной из версий, съемки этой сцены согласовывали в течение полугода, и, так и не получив ответ, сняли, что называется, по-партизански. Вполне вероятно так и было, учитывая, что все остальное действие в советской Москве, кроме нескольких видовых кадров, пришлось снимать в Будапеште.
 

Юлиуш Махульский




Фильм: «Дежа вю» (1989)
Польский комедиограф Юлиуш Махульский некогда был горячо любим в СССР благодаря нетленкам «Ва-банк», «Ва-банк 2», «Сексмиссия» и «Кингсайз». Крупным событием была и его советско-польская криминальная комедия «Дежа вю», целиком снятая в Одессе. Благодаря усилиям Одесской киностудии на экране удалось воссоздать безумную атмосферу НЭПа и вдоволь посмеяться над традиционным советским абсурдом. Кроме того, режиссер талантливо и с иронией обыграл в ленте советскую киноклассику, вроде «Броненосца “Потемкина”», «Чапаева» или «Мы из Кронштадта». Впрочем, не все так гладко. Исполнителю главной роли Ежи Штуру сниматься в СССР не нравилось категорически – не сходящее с его лица на протяжении доброй половины фильма выражение отвращения абсолютно достоверно.
 

Роберт Земекис




Фильм: «Изгой» (2000)
Съемки хита Роберта Земекиса «Изгой» проходили в США, на Филиппинах, Фиджи, а также в России – действие 4-х минутного открывающего эпизода картины происходит в Москве. Необходимые съемки, в том числе на Красной площади, которую специально перекрывали, заняли неделю в январе 1999 года. Особых сложностей при этом не возникло, тем более что оператор работал с ручной камерой.
 

Кэтрин Бигелоу




Фильм: «К-19» (2002)
Военный триллер Кэтрин Бигелоу с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисоном об аварии на советской подводной лодке в 1961 году планировалось большей частью снимать в России. В начале 2001 года авторы отсняли несколько сцен на Киевском вокзале, центральных улицах Москвы, Кузьминском кладбище, а также на списанной подводной лодке К-77. Однако далее случилось предсказуемое – съемочной группе запретили работать на территории частей и на судах российского ВМФ. И правильно, а то вдруг шпионы?
 

Пол Гринграсс




Фильм: «Превосходство Борна» (2004)
Действие второй части франшизы о бывшем агенте ЦРУ Джейсоне Борне частично происходит в Москве. Съемки режиссер Пол Гринграсс проводил на Киевском вокзале, Комсомольском проспекте, в центре, а также, – что редкость, –  в спальных районах Отрадное и Крылатское, показав тем самым всеми миру не только «открыточную» столицу. Еще важный момент – за сцену погони на центральных улицах и набережных, богато «украшенных» наружной рекламой, постановщик трюков Виктор Иванов удостоился премии «Таурус» Мировой академии каскадеров.  
 

Ренни Харлин




Фильм: «Тайна перевала Дятлова» (2013)
Прошлогодний фантастически хоррор Ренни Харлина создавался совместными усилиями кинокомпаний России и США. Для пущей достоверности съемки большей части фильма были проведены в России, однако не на Северном Урале, где пропала группа Дятлова, а за Полярным кругом – в Хибинах на Кольском полуострове. Так оказалось удобней. По словам Харлина, он был удивлен работоспособностью и исполнительностью русских членов съемочной группы, и, вопреки снегу и морозу, съемки прошли без проблем. Ну, после «Скалолаза» к тяжелым погодным условиям Харлину не привыкать.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее