Правила профессии

Правила VFX-супервайзера Алексея Гришина

Директор постпродакшн-компании «КИНОДАНЦ» об ответственности VFX-супервайзера перед фильмом, признаках качественной графики, а также сочетании творчества и четкой организации

  • 21 мая 2016
  • 3113
Родион Чемонин

1. Участвовать в каждом этапе съемок фильма


Супервайзер компьютерной графики — это «лицо» графики фильма, основная должность VFX-индустрии, человек, который принимает все творческие и технические решения, связанные с CG-спецэффектами.

VFX-супервайзер должен подключаться к работе над фильмом еще на стадии сценария, а заканчивать работу — на постпродакшне. Во время подготовки к фильму режиссер, оператор и супервайзер (иногда еще и продюсер) садятся вместе и начинают разрабатывать каждый шот, где используется графика, рисовать раскадровку. Дальше супервайзер у себя на студии со своими ребятами создает аниматик (2D анимированные раскадровки) для тех сцен, в которых будет использоваться сложная компьютерная графика.

Для самых сложных моментов делаются одни из важнейших элементов препродакшна — превизы (схематично анимированные в 3D сцены), посмотрев которые, оператор и режиссер получают точное представление о том, как «разводить» сцену — как и куда надо двигаться камере, чтобы эффект получился красиво. Во время съемок фильма необходимо отслеживать процесс того, как снимаются сцены с графикой. Также супервайзер должен присутствовать и на монтаже, и на цветокоррекции шотов, за которые он несет ответственность.
 


2. Развивать фантазию

Крутость того или иного шота зависит от фантазии супервайзера. Нужно обладать богатым воображением, чтобы придумать эффект, которого еще нигде не было. Талант супервайзера заключается в создании неординарных решений в визуализации фильма.
 


3. Не экономить на идеях

На препродакшне происходит процесс R&D — research and development, исследования и разработки. Это залог успеха красивого кадра, здесь супервайзер максимально проявляет свои творческие способности. На этапе R&D происходит создание идей и элементов, которые будут использоваться в фильме, и к созданию которых можно приступать до съемок. Например, у нас действие фильма «Танцы насмерть» происходит в постапокаплиптическом будущем, где по сценарию произошел выброс отравляющих элементов в воздух.

Как эти элементы будут выглядеть — вот задача для R&D. Решили, что в фильме частицы будут выглядеть похожими на пепел. На стадии R&D мы придумали этот пепел визуально — то, как он должен себя вести (его количество, динамику и траекторию движения в воздухе), и как будет «дружить» компьютерный пепел и бутафорский, используемый на съемках. Также мы придумали, каким будет постапокалиптический город. Выбирали ракурсы разных кусочков Москвы, фотографировали и потом «разрушали» их на компьютере. Далее использовали те же ракурсы города уже при съемке фильма с актерами, чтобы отснятый материал соответствовал тому, что было задумано.
 


4. Напомнить, что интересная графика - это невидимая  графика

Сегодня ни один фильм не обходится без графики. Мы работаем над фильмами, в которых присутствует порядка 500-600 кадров с VFX. В «Танцах насмерть» у нас их около 1000. Высший класс — когда их не видно. Как, например, в «Дэдпуле» — когда мы посмотрели брейкдаун этого фильма, мы были поражены: на многих кадрах главный герой полностью «замоделен», что давало огромную творческую возможность для спецэффектов. И это совсем не видно даже искушенному глазу. Или в фильме «Бердман» — кино совсем не «про графику», но ее там огромное количество.
 

5. "Загрязнять" кадры, от этого они становятся эффектнее


Я бы разделил все работы по компьютерной графике на три составляющие: композитинг, 3D-анимация и FX-симуляция. По сложности и важности они все равноценны. Однако лично на мой взгляд, красота кадра сильно зависит от FX. Это симуляция (создание и анимация 3D элементов не «вручную», а с помощью математических вычислений, их описывающих) и наполнение кадра большим количеством деталей — к примеру, создание пыли, дымов, воды.

У нас, например, был такой шот: вылетала фантастическая пуля, которая, раскручиваясь, разделялась на три части, взрывалась и так далее. И если приглядеться, то вокруг нее много каких-то дымков, частичек, которые простой взгляд не заметит, но из-за этих деталей шот становится красивее и эффектнее. Чем больше мы усложняем, «загрязняем» кадр, тем он интереснее. Этим и отличается хорошая графика от плохой и дешевой: мелочами, деталями. FX — одна из самых сложных и трудозатратных задач, требующая большого количества машиновремени для вычислений.
 

6. Выбирать качество, а не количество


До начала съемок фильма супервайзер вместе со своей командой составляет бюджет на графику. И вот здесь начинаются торги с продюсерами. Я, например, предпочитаю, чтобы в фильме было меньше графики, но выглядела она красивее. Лучше настоять, от чего-то отказаться, зато сделать сложные и красивые шоты. 
 

7. Обновляй свой деморил


Лицо супервайзера — это его деморил (demo reel). А еще это его заработок. Его надо постоянно обновлять, причем сделать демо нужно интересно, творчески подойти к его созданию — показать, как делалась графика (как было плохо без нее, как красиво все стало после).
 

8. Смело принимать решения и не бояться ответственности


Конечно, во время съемок фильма на площадке самый главный человек — это режиссер. Но если ты видишь, что не все выполняется, как ты хотел, надо отстаивать то, что ты — супервайзер, придумал. Нужно быть жестким. На тебе ответственность за результат. Также надо смело приминать решения. Например, недавно в фильме «За Гранью» мы снимали невесомость — человек висел на тросах. Но у постановщиков тросы получились слишком толстые — их было сложно потом зачищать.

И надо было принять решение: уберем мы эти тросы на постпродакшне или нет, искать ли другой способ создания невесомости или оставить придуманный изначально. И решение надо принимать мгновенно, прямо на площадке — смена идет, деньги «капают». Супервайзер должен быть авторитетным человеком, которого слушаются на площадке. Если на первой стадии работы над фильмом ты показываешь, как у тебя развита фантазия, то на съемках ты показываешь характер и решимость идти до конца.
 

9. Быть готовым к авральным ситуациям


Постпродакшн может затянуться на годы. Вы планировали одно, а на монтаже оказывается совсем другое. Рендер тоже занимает время, что-то может случиться с фермой, которая может долго обсчитывать проект, что-то — с сетью. Нужно иметь в команде очень хорошего системного администратора, который все это поддерживает. Также нужно иметь опытных фрилансеров, которые могут выручить в трудную минуту и взять часть работы на аутсорс. От людей, которые готовы вас поддержать на постпродакшне, зависит попадание в сроки — надо быть готовым к любым авралам.
 

10. Смотреть голливудское кино


Референсы — это не всегда вторичность. Нужно смотреть фильмы. Ты просто должен, обязан смотреть новое качественное американское голливудское кино на большом экране. Не пропускать ни одного блокбастера. Никакого артхауса, только Голливуд. А еще очень важно смотреть в интернете туториалы, «making of», брейкдауны голливудского кино.
 
 
Алексей Гришин

Директор постпродакшн компании «КИНОДАНЦ» (фильмы «Мистическая игра», «Танцы насмерть», «За гранью»). CG-супервайзер фильмов «Спираль» (2014), «Дабл Трабл» (2015), постпродакшн-супервайзер фильмов «Горько!» (2013), «Призрак» (2015).
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

4 базовых техники съемки, которые должен знать даже новичок

Возможно, вы только начинаете свой путь в кино, но вот несколько операторских техник, которые нужно освоить в первую очередь

  • 6 августа
  • 5213
Практика

7 основополагающих элементов киноязыка, которые важны до сих пор

Режиссер и оператор Ноам Кролл выделил несколько техник съемки, которые появились еще в классическом кино, но их можно эффективно использовать и сейчас

  • 7 августа
  • 4070
Практика

Как получить финансирование на фильм в Голливуде

Оператор Егор Поволоцкий делится своими наблюдениями о том, насколько успех фильма зависит от его стоимости, и как 150 тысяч долларов бюджета можно растянуть до 2 миллионов, чтобы картину было легче продать

  • 5 августа
  • 2205
Практика

«Патрик Мелроуз»: как монтаж и саундтрек помогли придать каждой серии индивидуальность

Для композитора Фолькера Бертельмана и монтажера Тима Мюррела каждый из пяти эпизодов становился новым испытанием — это и сделало проект интересным

  • 4 августа
  • 1509
Практика

Как это снято: «Американские граффити»

45 лет назад на экраны вышла картина, стоящая особняком в фильмографии Джорджа Лукаса. Рассказываем, как создатель «Звездных войн» снимал ретро-фильм после антиутопии и стал законодателем жанра молодежной комедии о выпускниках

  • 2 августа
  • 1374
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 1365
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее