Слова

«Если бы не государство, казахское кино давно бы “загнулось”»

Продюсер Фархат Абдраимов о выборе локаций для биографического фильма о президенте Казахстана, влиянии господдержки на кинематограф и феномене «Казахфильма»

  • 20 мая 2016
  • 1196
Родион Чемонин

— Из актера Фары вы внезапно превратились в серьезного продюсера фильма «Так сложились звезды» о президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве. Как так получилось?

— Мне стало интересно посмотреть «кухню», как это работает изнутри. Когда снимаешься — это одно, когда сам делаешь — совсем другое. При этом я не занимался финансовыми вопросами, я организовывал производство. Мое дело — создать и воплотить то, что придумали режиссер, оператор, художник. В будущем я хочу сам снимать кино. А пока ты не пощупаешь, не потрогаешь — ничего сам сделать не сможешь.

— Насколько известно, в «Так сложились звезды» задействовано около 70 объектов. Как выбирались локации?

— Мы начали искать локации 26 февраля прошлого года. Режиссер и сценарист Сергей Снежкин написал эту историю в Санкт-Петербурге и прислал нам, после чего мы перебрали массу вариантов мест для съемки — ездили практически по всей России и по всему Казахстану. Была зима, а мы ездили в горы, в степи, смотрели моря, водохранилища. Для одной сцены нашли самый большой карьер в Астане, «Богатырь» называется, но она не вошла в фильм. Бунт шахтеров мы снимали в Караганде, несмотря на то, что в реальности он произошел в другом городе. Потом долго искали целину, куда приезжает Горбачев.

Кадр из фильма «Так сложились звезды»Кадр из фильма «Так сложились звезды»

Мы с оператором Сергеем Александровичем Мачильским и художником-постановщиком Димой Татарниковым лично объездили все урочища около Алматы для сцены, в которой пьяный Ельцин купается в речке. А это 9-10 ущелий в горах. Правда, оно того стоило. Получилось очень красивое кино — с горами, степями и так далее.

Но было очень тяжело. Сегодня везде висит реклама, ее приходилось «замазывать» на компьютере. Мы ходили в Госхран, спрашивали, какие вывески висели в советское время, доставали компьютеры тех времен, авторучки, тетради, папки. С транспортом была огромная проблема — возникали вопросы с номерами, долго собирали кавалькаду ЗИЛов и «Волг» для сцены, где Горбачев приезжает на целину.

Кадр из фильма «Так сложились звезды»Кадр из фильма «Так сложились звезды»

Фильм изначально был односерийный, потом стал двухсерийный, в результате мы сняли кино в формате 4+1, то есть телеверсия на четыре серии плюс одна полнометражная лента. Из среднепостановочной картины получилась сложнопостановочная — три часа двадцать минут. Столько времени трудно сидеть и смотреть, поэтому продвигать мы будем все-таки телесериал.

Трейлер фильма «Так сложились звезды» (режиссер Сергей Снежкин)

— В России он будет идти?

— Я думаю, да. Плюс мы же можем опубликовать его в интернете. Мы же сейчас не смотрим телевизор, не читаем газет. Мы сидим в интернете. Хотя мне нравится смотреть кино в темном зале на большом экране. В этом есть магия. Но сейчас время сериалов. И не только американских. «Кухня», «Физрук» — великолепные работы. Мне очень понравился ход, когда из телевизионного продукта сделали полнометражный фильм «Кухня в Париже».

Фархат Ибрагимов и ниита Михалков на пресс-конференции, посвященной премьере фильма «Так сложились звезды»Фархат Абдраимов и Никита Михалков на пресс-конференции, посвященной премьере фильма «Так сложились звезды»

— Как сейчас все устроено на «Казахфильме»?

— Слава богу, «Казахфильм» на своем месте, нам удалось его сохранить. Благодаря государству. Во многих наших братских республиках студии, к сожалению, не сохранились из-за недостатка финансирования. А у нас великолепная киностудия, очень хорошо оснащенная технически, очень удобно расположенная. У нас есть горы, есть пески, сады, море, павильоны. Территория — около 150-200 квадратных километров. Я не могу точно сказать, но сейчас в производстве у нас около шести полнометражных картин и примерно 15-20 документальных фильмов.

На пресс-конференции, посвященной премьере фильма «Так сложились звезды»Фархат Абдраимов на пресс-конференции, посвященной премьере фильма «Так сложились звезды»

В Казахстане можно снимать все что угодно. Даже марсианские пейзажи. Ридли Скотт спокойно мог бы снять «Марсианина» у нас. К нам приезжал Чак Рассел, хотел снимать своего «Джина» (скорее всего, Фархат имеет в виду «Царя скорпионов», — прим. tvkinoradio). Не знаю, почему к нам мало приезжают американцы. Наверное, из-за того, что находимся мы очень далеко.

— Как получилось, что кинематограф малых народов сейчас вдруг переживает настоящий бум?

— Да, в Бурятии сейчас много снимают фильмов. Калмыки — очень интересные ребята. Киргизы снимают очень хорошее кино. Молодцы. Посмотрите «Курманжан Датка». Я не знаю, как это переводится, но вы посмотрите обязательно, это замечательное киргизское кино. Сейчас вообще поднялась какая-то вторая волна молодых киргизских режиссеров. Жаль, я не могу их поддерживать, потому что это другое государство. Есть много картин, которые выпускают монголы, живущие в Китае. И, что интересно, они «выстреливают» в прокате. Я имею в виду не международный, а внутренний прокат.

Трейлер «Курманжан Датка» (реж. Садык Шер-Нияз)

— Почему в Казахстане снимается больше фильмов, чем в любой другой республике бывшего СССР?

— Потому что в Казахстане кинематограф поддерживается государством. Там не такой большой рынок, как в России. Если бы не государство, казахское кино уже бы давно «загнулось». Сейчас есть попытки создания частных независимых киностудий, кому-то из них удается «попасть в зрителя», кому-то нет.

— И при этом у вас много жанрового кино…

— Есть картина «Сказ о розовом зайце». Ее знает вся молодежь. Вот вы ее не знаете, а молодежь знает. Вы, наверное, знаете фильм «Фара», но его знают все. А между тем «Сказ о розовом зайце» побил все рекорды «Казахфильма», если посчитать по прокату и по выходу на DVD. Тогда студией руководил Ермек Аманшаев, и он допустил к созданию фильмов молодых талантливых ищущих режиссеров. Это был настоящий взрыв на «Казахфильме».


Трейлер фильма «Сказ о розовом зайце» (реж. Фархат Шарипов)

— Но вы же понимаете, что если бы у нас вышел «Так сложились звезды», но не про президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, а про российского лидера, то его бы «заклевали»?

— Почему вы думаете, что его бы «заклевали»? Это интересно: показать судьбу лидера. Это человеческая драма. Американцы же могут снимать фильмы о своих президентах. У них в каждом фильме американский флаг. Почему мы не имеем права тоже показывать своих президентов, свои флаги? По-моему, это нормально.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3925
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3117
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 3071
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2778
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1843
Практика

Мастер: Лон Чейни

Лон Чейни — один из самых таинственных актеров Голливуда. На экране он часто появлялся в пластическом гриме и отказывался общаться с прессой, чем только подогревал интерес к своей личности. Киноисторики даже не могут сойтись на причине его смерти. Почему же Чейни стал такой важной фигурой в кинематографе?

  • 30 ноября
  • 1783
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее