Слова

​«Режиссер монтажа – это самая киношная специальность»

Илья Томашевич, куратор факультета «Режиссура монтажа» Московской школы нового кино, о постижении тонкостей киноязыка, собственной системе обучения и критериях оценки студенческих работ

  • 29 августа 2014
  • 4012
Павел Орлов

В рамках конкурса на бесплатное прохождение курса режиссуры монтажа tvkinoradio.ru знакомится с членами экспертного жюри и преподавателями Московской школы нового кино. О том, как будут оцениваться конкурсные работы и как будет строиться процесс обучения на факультете, рассказывает его куратор Илья Томашевич.
 
- Режиссер монтажа – это человек определенного склада или им может стать любой?

- Риторический вопрос (смеется). Потенциально, думаю, профессией режиссера монтажа может овладеть любой. Но в то же время отбор, который мы проводим, для того и предназначен, чтобы выявить тех, кто в большей степени к этому расположен. Во всяком случае, первое, что необходимо режиссеру монтажа – это способность к образному мышлению, осведомленность в искусстве и, самое главное, заинтересованность в кино как в языке.


 
- Одна из установок Московской школы нового кино – обучать не только «делать» кино, но и «видеть». Как это выражается в курсе режиссуры монтажа?

- Вот есть такой парадокс. Когда среднестатистический зритель смотрит кино, то воспринимает его как некую данность, предполагая, что понимает и сам фильм, и то, как он сделан. Но на самом деле это не так – непосредственность восприятия не подразумевает такого понимания. Фильм – это сложная система очень точно рассчитанных, взвешенных, скоррелированных элементов. Способность «видеть» кино – это, скажем так, осознанное смотрение. Ведь за человеком подразумевается способность  осознавать то, что с ним происходит? Нельзя сказать, что в жизни эта осознанность была бы лишней, а в кино она необходима (смеется).

Но все-таки кино – это определенное воздействие определенными средствами. Вся мифическая магия возникает на фоне конкретного авторского выбора. Быть или стремиться быть адекватным  этому выбору при просмотре чужого фильма или при работе над своим – это и значит «видеть». А значит, стремление научить «видеть» кино – это постановка таких вопросов: «Что я вижу, когда смотрю фильм?», «Что со мной при этом происходит?» и, как следствие, «Что такое  кино?». С этих вопросов все и начинается.
 
- Расскажите подробней, какие дисциплины, основные и смежные, ждут студентов на вашем курсе?
 
- Я бы не стал следовать этому делению на первостепенные дисциплины и менее значимые, как это принято в классической системе образования. Хотя на сайте и обозначены доминанты курса, но это сделано скорее для порядка, для концентрации внимания. Важнее другое – все предметы устремлены к одной цели. Уж поверьте, мы постараемся сделать так, чтобы ни о чем, кроме кино, вы и подумать не могли, но наш образовательный опыт подсказывает, что воздействовать нужно комплексно. У всех свои пути познания. Наша задача создать условия, чтобы нет-нет, а что-то кристаллизовалось.

Вот, к примеру, один из ключевых пунктов нашей системы – работа над структурным мышлением. Этому будет посвящен ряд дисциплин. Для монтажа принципиально важно научиться видеть фильм абстрактно, как структуру. Без этого, во-первых, вы никогда не обретете нужной смелости в обращении с материалом. Вам всегда будет казаться, что если вы от чего-то избавитесь, то лишитесь чего-то очень важного. Для того чтобы резать, нужна смелость, а для этого нужно обладать способностью видеть немного отстраненно. Во-вторых, структура позволяет видеть фильм как целое, а при всем количестве ингредиентов и составных частей фильма – это сделать довольно сложно. Так вот ряд предметов помогают нам приблизиться к пониманию структуры как таковой.



Например, планируется курс «Архитектура. Сценарий пространства». Он связан с тем, как в архитектуре запрограммировано движение человека и движение его взгляда. Другой предмет – «Развитие способов  музыкальной нотации в XX веке». Дело в том, что в XX веке в музыке были наиболее точно определены и сформулированы некоторые проблемы формообразования, нечуждые всему искусству XX века, в том числе кино. Так вот этот курс позволяет поднять две темы чрезвычайно актуальных для режиссеров монтажа. Во-первых, необходимость поиска новых способов регистрации при работе над замыслом. Во-вторых, работа со временем в пространстве фиксированной структуры, а кроме того и преодоление этой фиксированности.   

Для монтажа принципиально важно научиться видеть фильм абстрактно, как структуру. 


Очень важным и интересным предметом должна стать «История кино, как история доминирующих штампов». Дело в том, что в разное время в кино определенные пластические структуры становятся очень востребованы, а другие наоборот перестают использоваться. Самым явным примером, но не структуры, а лишь одного ее ингредиента, может служить закадровый голос. Если говорить о более сложных вещах, то это определенные сочетания кадров или сочетание изображения и музыки, выбор и сочетание ракурсов или крупностей. Нужно помнить, что именно из этих доминирующих сочетаний и образуется жанр.
 
- В чем будет состоять практическая часть обучения? 

- В первую очередь – упражнения на освоение конкретных инструментов киноязыка. Скажем, движение, рамка кадра, длительность кадра, объем, работа с цветом, крупность, ракурсы, перспектива и т.д. – все это инструменты кино и их необходимо прорабатывать на практике, нельзя это просто проговорить. Когда сформируется понимание этой базы, можно переходить к работе над сочетанием кадров, фразой и другими монтажными структурами.

Будут задания перемонтировать какой-то фильм или собрать что-то из кадров разных фильмов. Found footage (фильм, смонтированный из найденных чужеродных материалов, например, кадров других фильмов или частных хроник, порою с деформацией изображения) будет уделяться много внимания. Это будет одна из курсовых работ.

Отдельно будем работать со звуком. Например, одно из упражнений – так называемый, «затакт». Есть некоторый трек. Нужно снять или найти, а затем смонтировать кадры, которые могли бы являться затактом (т.е. подготовкой к появлению) этой музыки. Скажем, идут кадры без звука и создают некоторый ритм и настроение, которые продолжаются в музыке уже без изображения.

Все наши упражнения можно разделить на два вида: одни связаны с языком, техникой монтажа, а другие – с высказыванием и позиционированием. Последнему будет уделяться особенное внимание, так как, например, реклама, пропагандистское или научно-популярное кино напрямую связаны со способом позиционирования.


 
- А будут ли ваши студенты знакомиться с пленкой? Понятно, что она уже почти ушла из кинопроизводства, но все-таки как вы считаете, насколько важно режиссеру монтажа уметь работать с пленочным носителем?

- Я думаю, тут есть важный момент восприятия человеком продукта собственной деятельности. То есть, непосредственное чувство материала блокируется, когда вы сидите в каком-нибудь Adobe Premiere. Использование разных материалов может приоткрыть какие-то двери восприятия. Конечно, кино не сводится к тому, на каком оно носителе, но разный материал запускает разную моторику. Пусть даже внешне они могли бы быть неотличимы, но сам характер контакта художника с материалом, сопротивление материала – от этого никуда не деться, это сказывается на результате, материал преломляет замысел.

Пленка – это очень интересный, сложный, требовательный материал, но шансов поработать с ней, к сожалению, все меньше и меньше. В планах есть попробовать поэкспериментировать с пустой пленкой, поделать бескамерное кино в духе Стена Брекхеджа или Бориса Казакова (крупнейшие мастера экспериментального кино – tvkinoradio.ru). Но я бы не исключал и другие материалы. У VHS или дешевых цифровых камер ведь тоже есть свое очарование, хотя, конечно, это совсем распредмеченные форматы.  

Вообще же, режиссер монтажа – это в первую очередь специалист по киноязыку, консультант по его особенностям, человек, который отвечает за монтажное решение фильма. В общем, это самая киношная специальность. Киношник в кубе

 
- Какова, на ваш взгляд, роль режиссера монтажа в современном кинопроизводстве? 

- Один из наших постулатов: работа над монтажным решением должна начинаться с самого первого этапа создания фильма. Имеется ввиду монтаж не как техническая какая-то вещь, а как пластика фильма, его композиция и структура. Кто может быть в этом случае оппонентом режиссера от замысла и до финала проекта? Явно не сценарист или продюсер. Этим человеком случается оказаться оператору, но у него и так проблем хватает. Это задача режиссера монтажа. Когда же режиссера монтажа привлекают в финале работы над картиной... ну это разве, что кулаками после драки помахать. Все уже снято и из этих запчастей для Буратино автор планирует собрать Аполлона. Можно, конечно, прибраться, подкрутить, подчистить, руки местами поменять, но инвалида за мастера спорта сложно выдать. Конкретный материал очень ограничивает возможности.  

Вообще же, режиссер монтажа – это в первую очередь специалист по киноязыку, консультант по его особенностям, человек, который отвечает за монтажное решение фильма. В общем, это самая киношная специальность. Киношник в кубе (смеется).
 
- У МШНК есть т.н. канон режиссеров-ориентиров. В контексте вашего курса вы могли бы выделить авторов и фильмы, которые необходимо знать?

- Выделить какие-то картины мне трудно. У меня свои ориентиры, у вас могут быть свои. Я не хочу искусственно создавать какие-то рамки. Мне вот близок Отар Иоселиани, но сказать, что он достаточно радикален и двигает кино, я не могу. Я мог бы назвать Брессона да Одзу, или «Кулаки в кармане» с «Аталантой», Дюмона, Кошту или Каракса... еще какие-то имена? Опасаюсь прослыть этаким эстетом (смеется).

Единственное, что я бы действительно выделил, так это, так называемый, киноавангард. Это такая кинофорточка со сквознячком – источник вдохновения. Это та область кино, которая просто зациклена на пластике, изображении и свободе. Пренебрежение ею просто чревато окаменением. В том же ВГИКе отдельного курса киноавангарда закономерно нет, хотя он, как мне кажется, не помешал бы. У нас он будет. А что касается имен и фильмов, оставим эти краеугольные валуны в покое. Великое кино перестает быть великим, когда о нем трубят на каждом углу. Величие познается при личной встрече, и мы постараемся эту встречу организовать.
 
- Напоследок вопрос непосредственно от участников конкурса. Каковы ваши критерии оценки работ абитуриентов?

- Скажу так. Для меня важно, чтобы человеку было интересно копаться в самом киноязыке и постигать с его помощью какие-то смыслы. Именно этот интерес я и буду искать в конкурсных работах.


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также