Репортаж

«Цифре» — быть, аналога не миновать

Стоит ли опасаться насильственного перехода на цифровое вещание, кому достанется 21 кнопка, есть ли шансы в битве за третий мультиплекс – представители власти ответили на вопросы телекомпаний

  • 13 мая 2016
  • 1947
Константин Миллер

На прошедшей в Москве конференции «Медиа формат. Переход от аналога к цифре», организованной Национальной Ассоциацией Телерадиовещателей (НАТ), руководители региональных телеканалов смогли напрямую пообщаться с представителями федеральной власти: Минкомсвязи России, Роскомнадзора, Комитета по печати Государственной Думы, РТРС, РАО.




Дискуссия прошла в формате круглого стола, в рамках которого телевещатели сформулировали несколько вопросов на совершенно разные темы: от перехода к цифровому вещанию до перспектив сокращения количества возрастных меток. Объединяло их одно — актуальность и заинтересованность в ответе со стороны телевещателей. А также то, что все они могли найти отражение в законопроекте «О внесении изменений в статью 32-1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 46 Федерального закона «О связи», который в скором времени будет рассматриваться во втором чтении.

Общий вектор дискуссии задал президент НАТ Эдуард Сагалаев:

Президент НАТ Эдуард Сагалаев— Мы целенаправленно защищаем коммерческие интересы региональных вещателей. У нас сейчас в разработке находятся два законопроекта — увеличение объема бегущей строки и закрепление 21 кнопки у операторов связи за региональным телеканалом, у которого не менее 75% собственного производства.

Более же конкретные данные по каждой из тем участники круглого стола смогли получить от трех основных спикеров, представлявших властные структуры, которые принимают участие в регулировании деятельности телевещателей:
 
  • Алексей Константинович Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  • Вадим Алексеевич Субботин, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);
  • Леонид Леонидович Левин, председатель комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
 

О судьбе аналогового телевещания после дня «Х»


Ранее неоднократно озвучивались планы, согласно которым к 1 января 2019 года Россия полностью перейдет на цифровое вещание. Это вызвало некоторую озабоченность среди телекомпаний, в особенности — небольших региональных вещателей, опасающихся не успеть подготовиться к грядущим изменениям. Опасения собравшихся развеял Алексей Волин:

Алексей Волин— Никто насильственно отключать аналоговое вещание не собирается. И после 31 декабря 2018 года те региональные телекомпании, которые захотят продолжать работать в аналоговом формате, смогут это делать. Даже каналы из первого и второго мультиплекса не готовы отключать аналоговое вещание в некоторых городах 1 января 2019 года.




Согласился с ним и представитель от Роскомнадзора Вадим Субботин:

Вадим Субботин— Пугаться того, что завтра отключат аналоговое вещание регионов, не стоит. Ухода сетевых федеральных телеканалов с аналоговых частот мы не видим — наоборот, мы видим желание развиваться в регионах в аналоге. Но в любом случае в течение 5-10-ти лет надо искать новые формы распространения контента. Распространение через интернет — это мировая тенденция, и никуда мы от этого не уйдем.



Кстати, чуть позже в одном из выступлений мысль о том, что говорить о полном отказе от аналогового вещания пока рано, подтвердил министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. По его словам, в 2018 году нужно планировать не полный отказ от «аналога», а лишь новый виток обсуждения данного вопроса.
 

О необходимости лицензии для вещания в интернете





После упоминания вещания в интернете Вадиму Алексеевичу не могли не задать вопрос о необходимости лицензирования данной деятельности. По его словам, на данном этапе она законодательно не урегулирована:

— В настоящее время законодательство не предусматривает никаких разрешительных документов для вещания в интернете, это факт. Другое дело, если вы создаете редакцию, у вас есть журналисты, которые создают контент, а сеть вы используете в качестве канала для его доставки. Тогда вам нужно зарегистрировать СМИ. Если статус журналиста вам не нужен, вы просто дома делаете видео и выкладываете его в сеть — никаких разрешений не нужно.
 

Про третий мультиплекс





Говоря о расширении количества каналов доставки контента, нельзя было не вспомнить про «многострадальный» третий мультиплекс, возможность появления которого периодически обсуждается на самых разных уровнях. Все сомнения по поводу эффективности развития в данном направлении развеял Алексей Волин:

— Попытки биться за 3-й мультиплекс как за стратегическое направление развития регионального телевидения — тупиковый путь, потому что никакого экономического обоснования сегодня по этому проекту нет. Поэтому надо активней идти в новые сферы, в IP-TV. Кстати, IP-TV продемонстрировал за последние годы очень большие темпы роста — на 10%. Также мы видим большие перспективы у ОТТ-стриминга. Главная проблема здесь — попытка их капитализации через рекламные продажи, потому что нынешняя система телеизмерений аудитории не охватывает эти новые сферы. Тут надо будет смотреть, как строить свои взаимоотношения с рекламодателем. Хотя распространение через интернет хорошо тем, что мы видим каждого пользователя, который у нас есть. Зачастую даже видим еще и его предпочтения. Ну и кабель тоже никто не отменял.
 

Про 75% собственного производства


Закрепить собственную «кнопку» и вообще — оказывать поддержку предлагается региональным телеканалам, имеющим 75% собственного производства. Что для многих просто недостижимо — большая часть контента производится по заказу сторонними компаниями, предоставляется партнерами и так далее. По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ, данную формулировку необходимо уточнить:

— Что касается собственного вещания, надо чтобы в это понятие входили программы, сделанные по заказу телевизионного канала. На самом деле и у Первого канала, и у ВГТРК меньше 70% продукта, произведенного силами собственных редакций. Но у них очень большая доля продукта, произведенного по заказу. Кроме того, если мы ограничимся только собственным вещанием, мы неминуемо убьем производящие компании. Есть только одна сфера, где 75% собственного производства годится — это новостные каналы. Мы готовы эти вопросы обсуждать как с индустрией, так и с законодателями, — обозначил позицию министерства Алексей Константинович.




При этом вполне возможно, что изменения произойдут в ближайшее время. Во всяком случае, Леонид Левин — председатель комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи четко обозначил желание законодателей совершенствовать данную норму:

— Я здесь сегодня нахожусь, чтобы с вами обсудить, как во втором чтении должна звучать та формулировка, которая, с одной стороны, поддерживала бы региональные каналы, но с другой стороны, не создавала бы проблем в работе. Давайте проработаем этот закон таким образом, чтобы под ограничения попадали только телемагазины и коммерческие каналы, которые на самом деле крутят условную «Санта Барбару», а интересы региона не представляют. Должны быть четкие принципы, которые можно четко определять. Поэтому готовьте ваши пожелания и поправки, а мы постараемся включить их в закон во втором чтении.
 

Про «битву за кнопку номер 21»


Про инициативу по закреплению 21 кнопки у операторов связи за региональным телеканалом еще в самом начале круглого стола сказал президент НАТ Эдуард Сагалаев. И, конечно, не вернуться к этой теме собравшиеся не могли. Оказалось, что в целом инициативу все поддерживают, но все далеко не так просто.




Во-первых, помимо региональных существуют муниципальные каналы — непонятно, кому отдать предпочтение. Одной кнопки на всех не хватит — выдвигалась даже идея отдать под местное вещание не одну кнопку, а сразу несколько — с 21 по 25, а то и по 30. Во-вторых, крупные кабельные операторы охватывают несколько регионов, а разделять потоки по областям, чтобы в каждой выделить по кнопке местному каналу — дорого и вряд ли целесообразно. Плюс некоторые операторы связи соглашаются отдать под местное вещание только аналоговую 21 кнопку, а в цифровом пакете предлагают трехзначное число. И все это на фоне того, что рекламодатели все больше теряют интерес к аналогу. Кроме того, некоторые каналы дублируются в ТВЧ.

— Конечно, биться за позицию в кабеле в рамках того законопроекта, который мы внесем, это хорошо и перспективно, но у нас есть опасение, что размер счастья будет не так велик, как вся индустрия этого ожидает. Надо понимать, что на 21 позицию попадает только один канал, и он будет попадать путем той процедуры, которую после принятия закона надлежит отработать в правительстве. Проще с теми регионами, где только один приличный канал, который можно выбрать. Но, скажем, с Екатеринбургом или Казанью, где телеканалов много, все будет гораздо сложнее.

По поводу позиции на кабельной кнопке — да, конечно, при первом знакомстве с меню это имеет большое значение, но давайте не забывать, что в телевизорах все-таки расположение каналов настраивается. И то расположение в первоначальном пакете, которое дает кабельщик, у нас есть только после первоначальной настройки и перезагрузки. Многие домохозяйства способны сами при помощи пульта распределить телеканалы в той последовательности, которая их интересует. И здесь все будет зависеть от контента, который мы производим. Будет интересно — они сами поставят канал в избранное, а не будет — можно, конечно, подключать кабельщиков, Госдуму, министерство, высшие силы, но ключ к успеху все равно находится в руках телеканалов, — отметил Алексей Константинович.




Замруководителя Роскомнадзора Вадим Субботин сделал акцент на том, что без внесения поправок в закон о связи вопрос решить не удастся:

— Порядок первых 20 каналов в кабельных сетях определен законодательством и регламентируется в законе о связи. Что касается каналов после 20 кнопки, без законодательного регулирования установить, какой канал будет на какой кнопке, мы не можем.




Это снова вернуло собравшихся к поправкам в закон «О средствах массовой информации» и статью 46 Федерального закона «О связи». При этом один из авторов соответствующего законопроекта Леонид Левин призвал сконцентрировать внимание на уже присутствующих в проекте изменениях и не «нагружать» его дополнительными нюансами:

— Я предлагаю сейчас — не откладывая, принять закон как есть. А дальше будем работать. Потому что сегодня нагружать существующую конструкцию кнопками с 21 по 30-ю — это конечно, красиво. Но мы должны спросить мнение кабельщиков — они тоже часть бизнеса, их расходы кто будет компенсировать? Если мы сейчас проявим инициативу, предложим не один канал, а девять — закон точно «встанет». Включатся другие силы, которые выдвинут массу аргументов за то, что этого делать не надо. А 21 региональная кнопка должна быть узаконена для самых достойных. Поэтому давайте делать все пошагово. Я не отказываюсь вернуться к разговору о дополнительных кнопках уже в сентябре. Давайте примем сейчас то, что согласовано, что обсуждено, что поддержано. Дальше мы будем двигать свою точку зрения, и посмотрим, как это будет работать.
 

О возрастных метках





Еще со времен введения возрастной маркировки неоднократно высказывались мнения, что столь подробная градация возрастов в ней — излишество. Достаточно «18+» и все. Был поднят данный вопрос и на круглом столе, однако никто из спикеров такое предложение не поддержал:

— Убирать маркировку «6+», «12+» и «16+» нельзя. Сейчас практика сложилась таким образом, что метки «16+» и «12+» помогают располагать передачи по временным отрезкам таким образом, чтобы дети и родители знали, когда и что смотреть. Конечно, есть перегибы со стороны экспертов, которые анализируют и дают свое заключение на ту или иную информационную продукцию, но это рабочие процессы. Мы стараемся максимально помочь редакциям и представителям вещателей правильно понимать законодательство. Я всегда говорил, что если есть возможность отказать в возбуждении административного дела, потому что по факту вещатель или редакция являются заложником ситуации — будьте добры, отказывайте. Такая «разъяснительная работа» к первому кварталу 2016 года позволила нам почти на 30% снизить количество нарушений по сравнению с первым кварталом 2015 года. А 30% — это очень много, — отметил Вадим Субботин.

Поддержал его и Леонид Левин:

— Отмену возрастных меток я не поддерживаю. Закон не так давно начал работать — если происходят какие-то сбои во взаимодействии Роскомнадзора с Министерством культуры и каналами, то это не означает, что его надо отменить. Надо отрабатывать систему взаимодействия. Поэтому здесь об отмене закона я бы говорить не стал — он просто пока еще сырой. Но на этапе отработки его действия нужно либо отменить штраф, либо сократить, плотнее использовать систему предупреждений.




В числе других вопросов обсуждалось увеличение объемов рекламного вещания региональных каналов за счет бегущей строки, ряд установленных законом, но еще не отработанных в практике контрольных процедур и так далее. Основным итогом мероприятия стали поправки к законопроекту, которые были переданы Леониду Левину и станут основой для подготовки уже не раз упоминавшегося законопроекта «О внесении изменений в статью 32-1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 46 Федерального закона «О связи» ко второму чтению.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 провальных фильмов, ставших культовой классикой

Не все картины могут оценить по достоинству сразу после выхода, иногда на признание труда авторов уходят годы. Вспоминаем несколько таких случаев: чем оборачивается провал, почему фильмы бывают непонятны и из-за чего взгляды публики могут меняться

  • 22 октября
  • 1982
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1870
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1737
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1660
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1457
Практика

Как это снято: «Земляничная поляна»

60 лет назад Ингмар Бергман снял одну из самых важных картин не только в своей фильмографии, но и в мировом кино вообще. Что делает эту ленту значительной: исповедальность, символизм, последняя роль Виктора Шестрема, живопись экспрессионизма, а также экранизация кошмара

  • 15 октября
  • 1377
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее