tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Как это снято: «Прирожденные убийцы»

20 лет назад в прокат вышел фильм Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы», сюрреалистический экшн, до сих пор поражающий художественной экспрессивностью и обилием технических находок. О картине – в материале tvkinoradio.ru

Структура




 
Фильм отчетливо делится на три части, – две получасовые и одна часовая, – каждая из которых подает действие под своим углом. В первой мы знакомимся с Микки и Мэллори, влюбленными маньяками в исполнении Вуди Харрельсона и Джульетт Льюис, которые колесят по просторам США, расправляясь с первыми встречными. Происходящее показывается преимущественно с их точки зрения, как бы искажаясь под призмой очевидного помешательства. Во второй части возникает герой Роберта Дауни-младшего, циничный ведущий телешоу о серийных убийцах. С его появлением в изображении начинает преобладать формат телерепортажа. Последняя часть, действие которой происходит в тюрьме, во многом показана с точки зрения начальника учреждения, персонажа Томми Ли Джонса, недалекого провинциала, воображающего себя модным щеголем. Благодаря усилиям главных героев, его упорядоченный, т.н. нормальный мир в одночасье оборачивается кровавой баней.
 

Локации




 
Действие первой половины фильма происходит на фоне пустынных ландшафтов Нью-Мексико и Аризоны, отчужденность которых в разное время притягивала, скажем, Хичкока для съемок «Психо», Боба Райфелсона – для «Пяти легких пьес», братьев Коэн – для «Старикам тут не место», а также создателей сериала «Во все тяжкие». Вторая половина фильма развивается в тюрьме. Для реалистичности авторы картины пошли на смелый шаг – не стали строить декорации, а провели целый месяц съемок в настоящей тюрьме строгого режима Стейтвилл в штате Иллинойс. Причем в качестве массовки поначалу привлекли самих заключенных, вооружив их муляжами холодного и огнестрельного оружия. Поскольку большая часть преступников в этой тюрьме осуждены как минимум на два пожизненных срока и терять им нечего, не удивительно, что ситуация стала развиваться в русле сюжета фильма – на третью неделю съемок началось реальное восстание. Оставшееся время группе пришлось задействовать специально приглашенную массовку. Вуди Харрельсон позже комментировал процесс работы в тюрьме так: «Не всегда было понятно, где кончается вымысел и начинается действительность».
 

Форматы изображения




 
Обычно, снимая фильм, авторы ограничиваются каким-то одним форматом изображения. «Прирожденные убийцы» – случай особый. Картина снимались в 18 разных форматах: 35-мм, 16-мм, 8-мм пленка, несколько разновидностей видео, анимация и т.д. По задумке Стоуна постоянная резкая смена форматов изображения призвана отразить хаос, царящий в современном мире. При этом каждый из форматов как бы фиксирует ту или иную грань бытия, благодаря чему в целом формируется более-менее достоверная картина сошедшей с ума реальности. «Мы хотели выйти за границы обыденного, – пояснял Стоун, – и приблизиться к чему-то экстраординарному». Вместе с тем, хаотичный изобразительный ряд оправдан и драматургией. По словам режиссера, если на экране герои идут против закона, то вслед за ними и авторы фильма должны нарушать общепринятые правила.



Особая функция отведена чередованию цветного и черно-белого изображения. Таким образом Стоун разграничивает видение событий: цветным показывается как бы объективный взгляд на происходящее, черно-белым – субъективное обостренное восприятие действительности главными героями. Особенно отчетливо этот принцип прослеживается в первой сцене в кафе.
 

Операторская работа

 


На создание атмосферы хаоса и чувства тревоги работает и специфическая манера съемки. В фильме почти нет статичных кадров – камера находится в постоянном движении, будь то тревеллинг или панорамирование вокруг героев, наклоны и т.д. Нет в картине и обычных горизонтальных кадров – горизонт непременно завален. Отдельно стоит сказать о приеме субъективной камеры – то и дело зрителю предлагается взглянуть на кошмарное действие непосредственно глазами самих героев.
 

Монтаж

 


Фильм почти целиком смонтирован в т.н. клиповом формате монтажа, когда, к примеру, монтируются короткие кадры одной и той же сцены, снятой с разных точек несколькими камерами. По словам Оливера Стоуна, этот прием был вдохновлен финальной сценой фильма «Бонни и Клайд», в которой главных героев-преступников расстреливают полицейские. В середине 90-х годов прием переживал бум популярности, и именно в «Прирожденных убийцах» оказался наиболее точно соответствующим содержанию. Нервный, рваный монтаж, опрокидывающий на зрителя каскад шокирующих образов, подчеркивает зыбкость мира, нервозность и болезненность состояния героев и общества в целом. Редкий кадр в фильме достигает длительности в 10 секунд, тогда как средняя длительность составляет 2 секунды. Всего в картине 3 тысячи монтажных склеек. Это в три-четыре раза больше, чем в среднем в картинах тех лет. Не случайно, что и процесс монтажа ленты занял немалый срок – 11 месяцев.
 

Рирпроекция




 
Один из самых примечательных спецэффектов в фильме – рирпроекция. В ряде сцен, к примеру, когда герои едут в автомобиле или находятся в номере мотеля, основное действие сопровождается подчеркнуто неестественным фоном, что усиливает сюрреалистическую атмосферу происходящего. Для создания этого эффекта на задний план ставился экран, на который проецировались ранее отснятые кадры. Сложность в данном случае заключалось в том, чтобы действия и диалоги актеров соответствовали по смыслу проецируемому на фон изображению. По задумке Стоуна, пуская фоном Сталина, Гитлера, кадры войны во Вьетнаме и т.д., он хотел показать, что главные герои являются порождением жестокости и безумия XX века.
 

Стилизация

 


Центральная тема фильма, надо заметить, сегодня особенно актуальная, – критика СМИ, по мнению Оливера Стоуна, уродующих человеческую душу. С особой силой гнев режиссера обрушивается на телевидение. К примеру, эпизоды из прошлого Мэллори стилизованы под популярные ситкомы, вроде «Я люблю Люси» или «Женаты… с детьми»: как бы типичная американская семья, дурная актерская игра, вычурные интерьеры, развеселый музон и гомерический хохот за кадром. Помимо сатиры на всеми любимые шоу, подобная ассоциация подчеркивает противоестественность и беспросветность жизни Мэллори до знакомства с Микки. Другой пример иронии Стоуна по поводу телевидения – рекламные вставки Coca-Cola, следующие за самыми жестокими сценами фильма. Так Стоун обозначает специфическое место рекламы в современном мире – она нивелирует его безумие, притупляет у человека чувство реальности.
 

Символизм




 
Большую роль в фильме играют расставленные тут и там символы. Главные герои ассоциируются со змеями, традиционно обозначающими нечто греховное, дьявольское. Кролики являются символом невинности, потому Микки называет так однажды Мэллори, а также ассоциирует самого себя в детстве с вымышленным Мистером Кроликом. Выбраться из тюрьмы главным героям помогает неожиданно и вроде бы нелогично появляющийся персонаж, образ которого следует трактовать как мистический – это ангел-хранитель. Не случайно, он едва заметно появляется и в некоторых других сценах, к примеру, в начальной сцене в кафе.




Любопытна в фильме и символика ярко-зеленого цвета. Он появляется перед самыми кровавыми эпизодами, к примеру, в кафе Микки есть пирог с лаймом, аптека освещена зеленым неоном, перед выходом из тюрьмы герои находятся в залитой зеленым светом комнате, а с героем Роберта Дауни-младшего расправляются в цветущем лесу. Также картина богата различного рода отсылками к классическим американским фильмам, вроде «Я – беглый каторжник», «Франкенштейн», «Серпико», «Полночный экспресс», «Лицо со шрамом» и т.д., что подчеркивает укорененность насилия в национальной культуре.
 

Насилие




 
«Прирожденные убийцы» в свое время подвергались острой критике как фильм, утверждающий культ насилия. Оливера Стоуна, по убеждениям консерватора и знатного моралиста, подобные обвинения только удивляли. Наполняя жестокостью каждый кадр, режиссер как раз наоборот стремился выявить деструктивную природу насилия и ратовал за вполне традиционные ценности. В этом смысле любопытно сравнить насилие в «Прирожденных убийцах» и, скажем, в не менее жестоком «Криминальном чтиве», вышедшем на экраны месяцем позже. В фильме Тарантино насилие – элемент развлечения, у Стоуна – инструмент критики общества и СМИ. Кстати, исходя из кассовых сборов, зритель выбрал насилие как развлечение – «Чтиво» заработало в прокате в четыре раза больше, чем «Убийцы».

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8722
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3655
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2447
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1803
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее