Майский ПрактикУм

Как разработать идею фильма

Ксения Гамалея, автор спецкурса «Креативная сценаристика» киношколы «Лестница», делится техниками, которые помогут быстро разработать тему с нуля: «5 почему», фрирайтинг, «пинок ослу»

  • 9 мая 2016
  • 13408

Что делать, если не знаешь, о чем писать, а надо? Только в фильмах и книгах о сценаристах человек всегда знает, о чем и как писать. Только в книгах встречается красивая фраза о том, «что в первую очередь у автора должна родиться идея». А откуда ее взять, если даже не знаешь, о чем писать? То есть не можешь найти тему?

Сегодня мы поговорим о том, как при помощи креативных техник можно быстро и не напрягаясь разработать тему с «нуля», легко создать идею сценария/произведения и приблизиться к конструированию сюжета истории.
 

Шаг первый — находим тезис (не более 5 минут)


На самом деле древний как мир и традиционный. Находим любой тезис. Это может быть красивая фраза из книги или фильма, умная мысль, парадокс. Мой опыт доказывает, что на основе одного и того же тезиса можно создавать бесчисленное количество абсолютно разных историй.

Например, берем неоднозначный тезис: «Проблемы человека находятся в его голове». Записываем его на листе бумаге, при этом в конце фразы ставим разные знаки препинания.
 
  Проблемы человека находятся в его голове?
Проблемы человека находятся в его голове.
Проблемы человека находятся в его голове!
Проблемы человека находятся в его голове...

Зачем это нужно? Это дает вариативность вашему мышлению — совершенно необязательно соглашаться даже с авторитетами. Это стимулирует на аргументацию.
 

Шаг второй — «5 почему» (до 15 минут)


Техника «5 почему» — метод решения проблем, нахождение оригинальных решений, при помощи которого  быстро устанавливаются причинно следственные связи, лежащие в основе проблемы или тезиса. Создатель техники «5 почему» Тайити Оно (Taiichi Ohnо, создатель производственной системы Toyota), описал методику так: «… повторяя пять раз почему, характер проблемы, а также ее решение становится ясным».  
 
  • Записав  на чистом листе наш тезис, сформулируйте любое вопросительное предложение от этой мысли, начиная фразу с «почему».
  • Ответьте сами на этот вопрос, как считаете нужным и правильным. Главное – не нужно долго и напряженно думать. Что первым приходит в голову, то и правильно.
  • Обычно после трех-четырех «почему» может возникнуть вопрос «как» или «зачем». Не игнорируйте его – если он возник, значит, ответ на него может быть значим для вас.

Почему именно пять почему? Считается, что этого достаточно для того, чтобы «нарыть» что-то интересное, оригинальное и одновременно ограничивает поток мыслей.

Необходимое условие: записывать все вопросы и мысли-ответы. Никакой самокритики и боязни «неправильных» ответов! Их не бывает, поверьте!

Метод «5 почему» обладает рядом очевидных достоинств:
 
  • Простота – каждый может им пользоваться без труда и обучения
  • Малые затраты времени по сравнению с большинством других техник (10-15 минут)
  • Минимальные требования к необходимым материалам: стол, ручка, блокнот.  Лучше использовать формат не меньше А4. Тишина – совершенно необязательна. Отлично пишется где-нибудь в кафе.

Что дает нам техника «5 почему» при поисках темы для истории?
 
  • Она  помогает найти темы, которые вам интересны. Фиксирует их на бумаге.
  • «Разминает» возможные тематические направления, углубляет и расширяет направление мысли.
  • Помогает перефокусировать точку зрения, дает неожиданные направления для размышлений.

По окончанию «вопросов-ответов» перечитайте написанное и подчеркните наиболее интересный для вас вопрос или ответ. Это – вариации возможных тем для вашей истории.
 

Шаг третий — фрирайтинг (10 минут)


Фрирайтинг или фиксация на бумаге потока ваших мыслей на определенную тему. После того как тему мы нащупали, пришла пора сформулировать основную мысль – идею нашей будущей истории.

Фрирайтинг – одна из самых приятных, простых и быстрых креативных методик, которую можно использовать  не только при работе над текстами, но и для решения различных проблем, для нахождения неординарных идей и решений.

Фрирайтинг оформился как самостоятельная техника в 70-х годах прошлого века благодаря профессору Питеру Элбоу и приобрел невероятную  популярность в  90-х, благодаря его бестселлерам «Writing Without Teachers» и «Writing With Power». По совершенно непонятным мне причинам он до сих пор не дошел до представителей сценарного цеха, хотя используется повсеместно.

Итак, что делаем?

Вам понадобится: листы бумаги, ручка, секундомер.
  • Запишите на листе бумаге мысль (или вопрос), которую вы считаете наиболее интересной во время игры в «почему».
  • Включайте секундомер и сразу начинается записывать мысли. Которые приходят вам в голову при прочтении написанной фразы. Основное правило: записывайте абсолютно всё, что приходит в голосу. Пишите быстро и непрерывно. Обрывки фраз, вопросы невпопад самому себе – все это очень важно!
  • По окончании 10 минут отложите ручку. Фрирайтинг закончен.
  • Теперь перечитайте написанное, подчеркивая самое любопытное, на ваш взгляд.

Марк Леви сформулировал шесть основных правил фрирайтинга:

1. Не прилагайте сверхусилий: вместо того чтобы подходить к письменному столу со стиснутыми зубами, требуя от себя немедленных виртуозных решений, расслабьтесь и попробуйте постараться на 90%.

2. Пишите быстро и непрерывно: когда вы пишете непрерывно, вы оттесняете помешанную на редактировании сторону своего разума на второй план, чтобы генерирующая идеи сторона могла беспрепятственно выдавать слова.

3. Работайте в жестких временных рамках: это хорошо мотивирует. Писательство в течение коротких, ограниченных промежутков времени заставляет разум сосредоточиться.

4. Пишите так, как вы думаете: фрирайтинг — это не писательство в чистом виде; это способ отслеживания своего мыслительного процесса. Пишите для себя.

5. Развивайте мысль: развивая мысль, вы допускаете, что некое утверждение верно, и делаете ряд логических шагов, отталкиваясь от него. Иногда это приводит к удивительным выводам.

6. Переориентируйте свое внимание: задавайте себе простые вопросы в письменной форме, это помогает переориентировать разум на неисследованные элементы ситуации.

Что нам дает фрирайтинг при разработке темы и идеи будущего сценария/истории?
 
  • У вас появляется несколько оригинальных тем и возможных идей – раз.
  • И второе – чаще всего во фрирайтинге находится и сюжетный ход для будущей киноистории.  
 

Шаг четвертый — финал будущей истории (до 5 минут)


Итак, у вас есть тема и идея. Отлично. А теперь пофантазируйте. Попробуйте увидеть последний кадр вашей будущей истории. Сначала вам надо увидеть цветовую гамму. В каких красках вы видите последнюю сцену фильма? Заставьте себя увидеть, что там происходит? Какие звуки вы слышите? Кого или что вы видите? Конкретизируйте, насколько позволяет ваша фантазия, что происходит в последней сцене. Увидели? Зафиксировали?

Ну что ж, поздравляю: у вас есть тема, идея, финал вашего сценария. Теперь вам нужно вспомнить великий «пинок ослу» Сида Филда, заняться подробным созданием сеттинга вашей истории и построением структуры.

Начало положено! Удачи!
 

Задание


Проделайте дома этот комплекс упражнений, пришлите на почтовый адрес киношколы «Лестница» :

1. Начальный тезис.
2. Пять почему.
3. Наиболее интересные, на ваш взгляд, тезисы из вашего фрирайтинга.
4. Формулировка темы (1 предложение, но никогда – не одно слово!).
5. Формулировка идеи (1 предложение).
6. Финал вашей будущей истории.

Ксения Гамалея обязательно прочитает все работы, и авторы получат шанс на получение скидки на авторский спецкурс!

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 1808
Обзоры

Хиты «Сандэнса»-2019: Майкл Джексон, Антон Ельчин, Шайа ЛаБаф и Тед Банди

Очередной «Сандэнс» на днях раздал награды, а мы сделали небольшой обзор самых любопытных картин фестиваля: независимые ленты, о которых мы определенно еще не раз услышим в этом году

  • 6 февраля
  • 1781
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1561
Обзоры

15 фильмов 69-го Берлинского кинофестиваля: Озон, Брехт и много женщин

Сегодня стартует очередной Берлинский кинофестиваль, а мы знакомимся с самыми многообещающими картинами смотра. Участие России в этом году довольно скромное, но интересного все равно хватает

  • 7 февраля
  • 1435
Репортаж

Снимается кино: «Мысленный волк»

Киноживопись, однокадровая съемка и страх, объединяющий людей, — побывали на съемках нового фильма Валерии Гай Германики и посмотрели, как снимается дискотека под дождем, воссозданная в павильоне

  • 13 февраля
  • 1431
Практика

Как работают второстепенные сюжетные линии

Раскрытие главной темы, дополнение образа персонажа, создание интриги и функции второстепенных персонажей — разбираемся в особенностях второстепенных сюжетов в кино

  • 8 февраля
  • 1417
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее