tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Майский ПрактикУм

Как правильно брать интервью

8 правил создания грамотного интервью от преподавателей курса «Ведущий программ на радио и ТВ» школы радио, диджеинга и звукозаписи Umaker

  • 8 мая 2016
  • 10083
Один из самых интересных жанров журналистики, которым должен свободно владеть каждый профессиональный корреспондент или радио/телеведущий, – это интервью. Несмотря на регламентированную форму «вопрос-ответ», он открывает широкое поле для фантазии, позволяет получить максимум необходимой информации в достаточно емкой и лаконичной форме, раскрыть характер персонажа, создать портрет явления и тонко проявить свою творческую индивидуальность.

Прелесть и одновременно сложность жанра в том, что, встречаясь со своим героем, никогда не знаешь, каким в итоге получится материал или программа, как будут расставлены акценты в беседе. Фактор везения и случайности, характер персонажа, безусловно, играют свою роль, но все-таки результат в большей степени зависит от мастерства интервьюера, которое оттачивается с опытом. Законы жанра таковы, что беседа может повернуться в любую сторону – никто не застрахован от непредвиденных ситуаций, курьезов и конфузов. Но есть несколько важных моментов, зная о которых заранее, можно избежать в работе над интервью многих ошибок.
 

1. Подготовка к интервью – 80% успеха


Чаще всего встреча с героем связана с каким-то информационным поводом, будь то юбилей артиста, большой концерт или выход альбома, если мы встречаемся, например, с музыкантом, или крупный экономический форум, если речь идет об интервью с известным финансистом. Чтобы быть в теме, знать информационный повод нужно досконально, но этого недостаточно. Перед встречей необходимо изучить биографию героя, понять, чем еще он может быть интересен слушателю, зрителю или читателю, кроме актуального инфоповода, прочитать другие интервью, которые он давал СМИ. Все это позволит сделать беседу максимально интересной, чувствовать себя свободно в общении и не попасть в неловкую ситуацию.


 

2. Главное – темы, а не вопросы


Владея фактурой, обозначьте несколько тем, на каждую из которых вы сможете задать серию различных вопросов. Если вы еще в самом начале пути и теряетесь при встрече с новыми людьми, пропишите формулировки вопросов, чтобы быть внутренне спокойными, но главное – обозначить все важные направления беседы, чтобы ничего не упустить. Зафиксируйте письменно и держите в голове план разговора. Однако не забывайте, что интервью – очень подвижный жанр, в процессе диалога могут рождаться новые идеи и вопросы, которые также не следует упускать.
 

3. Волнение – злейший враг журналиста


Оно не имеет ничего общего с ответственностью, психологически передается собеседнику и может испортить встречу. Очень важно быть уверенным в себе: просто подумайте о том, что перед вами сидит не волшебное мифическое существо, спустившееся на землю из поднебесья, а точно такой же человек, как и все мы. Просто он является профессионалом в своем деле, а вы – в своем, так что расслабьтесь и спокойно ведите беседу в нужном вам направлении.

 

4. Будьте полностью включенными в процесс


Концентрация очень важна: многие начинающие журналисты так боятся забыть следующий вопрос, что на время могут отвлекаться от того, что говорит герой, уходить в свои мысли. Из-за этого можно упустить многие важные вещи. Слушайте внимательно, любая деталь в речи персонажа может превратиться в интересную тему для обсуждения, о которой вы заранее не думали, а иногда (если речь идет о печатном интервью) – и стать ярким заголовком вашего будущего материала.
 

5. Добивайтесь ответа на свой вопрос


Если герой отвлекся, сменил тему либо просто ответил односложно, спокойно повторите вопрос еще раз или задайте его в другой формулировке спустя несколько минут. Не забывайте, что у вас есть конкретные цели, вам необходимо получить развернутую информацию, и вы сами должны деликатно направлять беседу в нужное вам русло. Только в этом случае интервью будет интересно аудитории.
 

6. Не бойтесь задавать «неудобные» вопросы


Это не касается личной жизни героя и новостей из желтой прессы, однако бывают ситуации, когда необходимо «разговорить» персонажа на ту тему, которую он по различным причинам всячески старается обходить, хотя она является важной. В этом случае стоит попытаться вывести человека на разговор вспомогательными вопросами. Если все-таки боитесь спрашивать что-то лично, вы всегда можете задать вопрос «от слушателя» или «от читателя».


 

7. Не бойтесь высказывать свою позицию


Центральной фигурой интервью является ваш собеседник, но если речь идет об обсуждении актуальных тем и проблем общественной значимости, вы можете высказать свою точку зрения, спровоцировав дискуссию. Помните, что интервью – это не просто вопросы и ответы, это диалог. В таком формате оно будет гораздо интереснее публике и получится более глубоким.
 

8. Внимательно редактируйте интервью


Этот совет очень важен для журналистов, работающих в печатных или электронных СМИ. Помните, что расшифровка интервью – это черновой материал, никогда не отправляйте его вашему герою на утверждение в такой форме. Иногда приходится переформулировать вопросы и ответы, чтобы интервью было стилистически грамотным, менять местами различные части беседы, чтобы ярче проявлялась внутренняя логика. В отличие от расшифровки, это уже не техническая, а творческая работа, во время которой вы можете создать нужную форму, сделав из сырого текста завершенное произведение, грамотно расставить акценты и подчеркнуть ключевые моменты разговора.


Задание


Вам нужно взять интервью у известного музыканта и узнать подробности его сотрудничества с популярной группой несколько лет назад, о котором он обычно не распространяется в СМИ. Параллельно у этого артиста выходит новый альбом, о котором заинтересован поговорить он сам. Подготовьте план интервью, список вопросов и стратегию разговора таким образом, чтобы учесть пожелания музыканта и при этом получить всю необходимую вам информацию. Подумайте, какими способами вы сможете вывести героя на интересующую вас тему, если он будет уклоняться от прямых вопросов.


 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

14 июля 1754
Практика

Как это снято: «Психо»

Ложный протагонист, субъективная камера, калифорнийская готика, мумия Матери и, конечно же, знаменитая сцена в душе — самый успешный и самый страшный фильм Альфреда Хичкока ужасает зрителя вот уже 60 лет, в честь чего разбираемся, как снималась и как устроена картина

7 июля 751
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее