Майский ПрактикУм

Как создать достоверного персонажа в кино

Драматург, преподаватель сценарного мастерства «Московской школы нового кино» Мария Зелинская раскрывает понятие «фигура персонажа» и объясняет, что ее «передвижения» по сюжету должны подчиняться определенным законам

  • 7 мая 2016
  • 8227

У Московской школы нового кино есть три «слова силы», три дольмена и три сокровища, которые позволяют открывать режиссерам и сценаристам путь в кино. По всем законам жанра мы должны о них умалчивать, скрывать, подобно тому, как скрывают древнее заклинание или алхимическую формулу. Но мы произнесем их. Прямо сейчас.

Фигура. Матрица. Пластика.

Стало ли что-то понятно? Открылись ли врата кинематографа? Нет. Эти слова нужно присовокупить к себе, к своему опыту и уметь применять. Сегодня мы коснемся одного «слова силы» и поговорим о том, что же такое Фигура.

Создание фильма подобно игре в шахматы. И в том и в другом случае мы сталкиваемся с напряженной борьбой, с драматургией, с чьим-то поражением и победой. Помимо этого, и там и там есть фигуры.

В шахматах мы имеем дело с королем, королевой, конем, пешкой и так далее. Фигуры не только отличаются внешне, но и несут в себе определенные законы, по которым они передвигаются по шахматной доске. Если «конь» решит пойти не буквой «Г», игра остановится, вся магия поединка тотчас же пропадет, а игроки в растерянности отойдут от доски.

Кадр из сериала «Настоящий детектив»Кадр из сериала «Настоящий детектив»

В кино мы точно так же работаем фигурами, которые имеют определенные законы «передвижения» по сюжету и ограниченный набор возможных ходов. Если фигура ходит не так, как должна, зритель чувствует это и больше не хочет смотреть фильм или читать сценарий.

Но если мы имеем дело с определенными фигурами, которые все время действуют определенным образом, разве не приводит это к созданию шаблонных одинаковых персонажей, виденных уже тысячу раз? Не приводит. Наша задача избежать стереотипа, но обратиться к архетипу (постоянно повторяющемуся образу, который возникает в снах людей, в мифах, сказках и преданиях разных культур).

Именно поэтому перед тем, как начать свою кинематографическую игру, надо точно понять, какую фигуру вы вызываете на доску.

Это действие подобному тому, как дети, собравшись ночью вместе, «вызывают» Пиковую даму, шепотом повторяя: «Пиковая Дама, появись…». И если она появляется, всем становится страшно. Не весело, не радостно и не печально. А именно страшно, потому что суть этой фигуры зла такова, что она должна нести ужас. Это ее ход. Иной невозможен.

Кадр из фильма «Розетта»Кадр из фильма «Розетта»

Как же создавать фигуры? И главное, что насчет того, что персонажи ходят рядом с нами, стоит только достать блокнот и записывать. Безусловно, записывать стоит. Но беда в том, что «списывая» определенного человека у жизни, вы не получите фигуру персонажа.

Потому что персонаж – это не человек. Это скорее собирательный образ, метафора, описывающая суть человека. Это фигура, похожая на всех нас вместе, но ни на кого в отдельности. Это что-то давно знакомое и где-то виденное. То, что узнает наше коллективное бессознательное, а ведь именно к нему и обращается кинематограф, работая с образами, доставая их из темноты, пепла, чувственного и жизненного опыта всех тех, кто жил задолго до нас.

Один из ключей к созданию фигуры – противоречие.

Очень часто от автора фильма требуют ювелирно выточить свою фигуру из грубого бруска жизни, тщательно проработать персонаж – сделать его трехмерным (многомерным), не плоским.

Концепция Мольера, считающего, что достаточно наделить героя лишь одной доминирующей чертой, уже не так действенна. А вот правило Шекспира, настаивающего на том, что в основе любого персонажа должно лежать противоречие, вызывающее глубокий внутренний конфликт, как раз не потеряло актуальности. Противоречивость это то, что брал за основу сам Шекспир. Сейчас ей пользуются как создатели топовых «кино-сериалов», так и те, кто выбрал авторское кино.

Противоречие завораживает зрителей подобно огню – красивому и опасному, и дает фигуре вашего персонажа сложную драматургию и поэтичность.




Примеры:
 
  • Отелло раздираем и страстной любовью, и ревностной ненавистью к своей молодой возлюбленной.
  • Макбет мучим честолюбием, толкающим на кровавые жертвы, и в то же время не может истребить в себе мощное чувство вины.
  • Герой сериала «Настоящий детектив» отчаянно борется со злом, но в какой-то момент мы замечаем в нем столько зла, что начинаем его самого подозревать в происходящих ужасах.
  • Герой сериала «Во все тяжкие» движим благими намерениями – он хочет обеспечить семью, потому что знает, что вскоре его «сожрет» смертельная болезнь. Но чем дальше он идет к цели, тем меньше в нем остается от человека.  
  • Доктор Хаус невероятно круто диагностирует болезни у других, но не может вылечить свою ногу.
  • Розетта в одноименном фильме братьев Дарденн отчаянно стремится к нормальной жизни (жить в доме – не вагончике, иметь обычную мать – не алкоголичку, приходить на работу и получать зарплату, может даже завести близкого друга), и всеми силами бежит от этой жизни.
  • Герой «Аккатоне» у Пазолини одновременно и хочет любить, и не может отречься от своей предательской сущности, толкающей его на продажу своей возлюбленной.
 

Задание


Необходимо создать (найти) героя и его противоречие. Придумать (описать) историю на 1-3 страницы, которая могла бы лечь в основу сценария художественного фильма. И прислать ее по адресу . Авторы лучших работ получат 30% скидку на обучение в сценарной лаборатории.

Работать над созданием героя можно тремя способами:
  • Вы обращаете глаза внутрь себя и смотрите на свою жизнь как автор. Находите свое противоречие и облекаете его в историю для кино.
  • Вы берете несколько фактов похожих противоречий у знакомых вам людей, создаете из этого собирательный образ персонажа и пишете для него историю.
  • Вы открываете СМИ, находите там реального героя и описываете историю, отражающую то, как противоречия мешают (помешали) ему.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 6828
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 6701
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 3386
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2853
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2803
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2498
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее