Трэш и эпатаж


Трэш и эпатаж


Вряд ли бабушка Джона Уотерса, вручившая внуку на шестнадцатилетие восьмимиллиметровую кинокамеру, планировала воспитать мастера трэша и эпатажа. Тем не менее, этот подарок стал определяющим для трансгрессивного кинематографа. Размявшись на авангардных короткометражках, студент балтиморской киношколы начал одну за другой выдавать полновесные пощечины общественному вкусу, к которым воспитанный Голливудом американский зритель был не готов даже в «безумные шестидесятые». «Mondo Trasho» (1969), «Множественные маньяки» (1970) и «Розовые фламинго» (1972) показали благопристойной публике отстойный мир во всей красе – с сексуальными перверсиями, каннибализмом, членовредительством и разнообразными  преступлениями, которые приличный человек боится увидеть даже в страшном сне, не то что на экране кинотеатра. Однако сам Уотерс спал спокойно и безмятежно, а его мечта прослыть «самым развратным режиссером на свете» сбывалась стремительно и убедительно.
 

Сатира и гротеск




И все же, утверждая, что его ранние фильмы были нацелены только на то, чтобы рассмешить и шокировать, мастер лукавит. Уже в них было заложено мощное сатирическое начало, упакованное в форму гипертрофированного гротеска. В «Mondo Trasho» Уотерс растоптал американскую мечту, подарив современной Золушке (Мэри Вивиан Пирс) за труды куриные лапки вместо хрустальной туфельки, а также плюнул в душу набожным гражданам, показав чудотворный контакт Девы Марии и омерзительной грешницы в образе трансвестита Дивайн. Во «Множественных маньяках» мастер провокации еще больше повысил градус богохульства, инсценировав в церкви лесбийский акт с использованием четок. Кроме того, в фильме режиссер впервые прямолинейно заявил, что именно святоши и защитники морали, как правило, оказываются главными потребителями экстремальной порнографии – морщась и причмокивая, они готовы наблюдать за всеми номерами шоу «Кавалькада извращений». Мысль о том, что маньяки нужны публике для поддержания иллюзии собственной безгрешности, в «Розовых фламинго» была дополнена едкой сатирой на СМИ, как главных поставщиков жареных новостей из невыдуманной преисподней. С тех пор в идейном плане кинематограф Джона Уотерса строился на трех китах, всплывших в трех ранних работах: критике американской мечты и ценностей общества потребления – раз, издевательстве над религией и ее псевдонравственными адептами – два, а также злой иронии над беспринципной прессой – три. 

 

Балтимор и маньяки





Неизменной на протяжении всей кинокарьеры для Уотерса оставалась не только идеология, но и география его картин, действие которых всегда разворачивается в родном  Балтиморе и окрестностях. Почему эта местность в штате Мэриленд с завидной регулярностью дарит миру реальных (Эдгар По, да и наш герой) и вымышленных (Ганнибал Лектер) мастеров ужаса – тема для отдельного исследования, но, похоже, в воздухе тех краев повышена концентрация безумия. В фильмах Уотерса оно подстерегает «кинотуриста», решившего проехаться с главным героем в машине или автобусе (транспорт и виды из его окон во время движения – обязательные атрибуты всех лент мастера), буквально повсюду: на улицах, где активные поборники морали то и дело проводят пикеты; в прачечных, лобстерных и супермаркетах, забитых food- и foot-фетишистами; в кинотеатрах, заполненных порно-зависимыми; в школах с психованными учителями и учениками; и конечно, в аккуратных двухэтажных особняках, за дверями которых скрываются все формы зла и порока. В финале кинопутешествия стрип-клубы и гей-бары покажутся вам самыми приличными и безопасными местами в Балтиморе, а, возможно, и во всем мире, который, по Уотерсу, смердит и кишит маньяками разных калибров. 

«Мамочка – маньячка-убийца»«Мамочка – маньячка-убийца»
 

Непрофессиональные актеры и театральность


Труппа раннего Уотерса «Dreamlanders»Труппа раннего Уотерса «Dreamlanders»

Обитатели киновселенной мастера – сплошь фрики, психопаты, извращенцы и маргиналы. Закономерно, что поначалу воплощать на экране столь непрестижные образы соглашались лишь непрофессионалы, друзья и идейные соратники. Такие энтузиасты и составили костяк постоянной труппы раннего Уотерса «Dreamlanders», куда вошли Минк Стоул, Дэвид Локэри, Мэри Вивиан Пирс, Эдит Мэсси и «лучший имитатор женщин» всех времен и народов Дивайн (урожденный Харрис Глен Милстед). В работе с ними Уотерс, еще в детстве заправлявший собственным кукольным театром, добивался эффекта наигрыша – театральности в гротескной, утрированной форме. Похожие на детский утренник в психиатрической клинике, ранние «безбюджетные» фильмы Уотерса, на самом деле, являются кинопреломлением арт-жанра хэппенинг, элементы которого содержатся и в более коммерческих лентах режиссера. В частности, речь идет о той самой нарочито плохой актерской игре, освоить которую со временем решились и звезды «официального Голливуда» – Джонни Депп («Плакса») и Кэтлин Тёрнер («Мамочка – маньячка-убийца»), Эдвард Ферлонг и Кристина Риччи («Фотограф»), Мелани Гриффит и Стивен Дорфф («Безумный Сесил Б.»), Крис Айзек и даже Дэвид Хассельхофф («Грязный стыд»). При этом режиссер не изменил своим принципам и не отказался от непрофессиональных актеров, многие из которых стали профи благодаря работе с ним. Так, в «Плаксе» дебютировала экс-террористка Патриция Херст (далее участвовавшая во всех лентах мастера), там же заметную роль сыграла экс-порностар Трейси Лордс, а Минк Стоул оставалась обязательным персонажем фильмов Джона Уотерса на протяжении всей его кинокарьеры. 
 

Пародия и примитивизм






После радикального искусства 70-х (с «Dreamlanders» Уотерс не только снимал кино, но и ставил спектакли), мастер заручился поддержкой студии New Line Cinema и переключился на жанр пародии. С помощью него король трэша мог на законных основаниях нарушать каноны «зрительского кино», имитируя их соблюдение. Так, «Полиэстер» (1981) стал ироничным переосмыслением мелодрамы и приветом признанному классику жанра Дугласу Сирку. Пасторальную, почти техниколоровскую картинку в фильме уравновешивали фриковатые персонажи и техника «одорамы» – во время показа в кинотеатре зрителям раздавались пронумерованные карточки с теми же запахами, что преследовали высокочувствительную домохозяйку Франсин (Дивайн) в ходе многочисленных злоключений в этом «безумном смердящем мире». 

Затем Уотерс обосновался на территории ретро-мюзиклов с «Лаком для волос» (1988) и «Плаксой» (1990) – вопиющей пародией на «Бриолин» Рэндала Клайзера. Показав себя настоящим мастером в постановке массовых танцевальных и вокальных сцен, режиссер отдал дань любимому с детства хоррору в «Мамочке – маньячке-убийце» (1994), являвшейся при ближайшем рассмотрении все той же уотерсовской социальной сатирой. Изрядная доля последней обнаружилась и в драме взросления «Фотограф» (1998), где режиссер противопоставил балтиморский мир простых людей и непретенциозного искусства идеалам псевдоинтеллектуальной нью-йоркской богемы. В нулевые мастер вошел уже с пародиями на собственное раннее творчество – «Безумный Сесил Б.» (2000) и «Грязный стыд» (2004), прозвучавшими как одинокий крик истинно независимого кинематографиста в поле форматных блокбастеров и масскульта, все больше напоминающего порнографию.

Стоит отметить, что с иронией Уотерс подходит не только к целым направлениям и жанрам кинематографа, но и к отдельным приемам. Формальные изыски в его фильмах всегда нарочито топорны и примитивны, будь то черно-белая пленка и закадровый текст в немом «Mondo Trasho» и полунемых «Множественных маньяках»; мокьюментари в «Розовых фламинго»; «одорама» в «Полиэстере»; звездные камео в «Лаке для волос» (где, к слову, произошло еще и «разоблачение» Дивайн, сыгравшего две «разнополые» роли), «Плаксе» и «Грязном стыде»; рисованная и компьютерная анимация там же; постоянные «телефонный полиэкран», «телевизионный мизанабим», ирисовая диафрагма и «шторки» при смене кадров, а также стихийные элементы экшена, вроде поджогов, взрывов, погонь и перестрелок.

Синефилия и меломания


Неизлечимый синефил Джон Уотерс регулярно показывает в своих фильмах кинотеатры и видеосалоны, с юмором жонглирует киножанрами и приемами, передает приветы любимым и нелюбимым режиссерам и в качестве главного доказательства серьезности заболевания снимает многокомпонентное «кино про кино» «Безумный Сесил Б.», в котором декларативно называет имена своих кумиров. 




В не менее запущенной стадии находится и меломания мастера. В условиях минимальных бюджетов в его ранних фильмах закадровая музыка (главным образом, рок-н-ролл и классика) была самым доступным спецэффектом и выступала важнейшим двигателем сюжета. Однако и с наступлением более благополучных с финансовой точки зрения времен саундтрек позиций не сдал. Начиная с «Полиэстера», абсолютно ко всем фильмам Уотерса (а не только к пародийным мюзиклам) пишутся специальные песни, в создании которых часто принимают участие не только дружественные мэтру артисты, но и сам мастер. Например, режиссер сочинил текст гимна независимого кинематографиста, прозвучавший в «Безумном Сесиле Б.». Пожалуй, именно этот трек, воспевающий всецело авторский и «безбюджетный» подход к кинопроизводству, станет лучшим завершением рассказа о Джоне Уотерсе, провокаторе и пророке, предсказавшем конец общества потребления задолго до того, как все кому не лень об этом заговорили.



 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4776
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3744
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2876
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее