Тенденция

«Мы можем делать телевидение на уровне близком к мировому»

Продюсеры нового поколения, форматы будущего и ценность дневного эфира – об этом размышляют основатели факультета «Продюсирование телевизионного контента» в Московской школе кино


МШК до сих пор позиционировала себя как киноучреждение. В день открытых дверей, прошедший в школе, ее директор Екатерина Черкес-заде, куратор курса «Продюсирование» Александр Роднянский и непосредственный руководитель нового факультета Татьяна Шаврова рассказали, зачем нужно еще одно отделение, как, где и с чем будут работать современные телепродюсеры.
 

О новых подходах к обучению и продюсированию


Екатерина Черкес-заде, директор Московской школы киноЕкатерина Черкес-заде, директор Московской школы кино: Мы довольно быстро создали программы по основным специализациям в кино. Теперь решили распространить свой опыт еще и на телевидение. Причем говорим сейчас не только про телеканалы. Несмотря на то, что факультет называется «Продюсирование телевизионного контента», здесь два главных слова — «продюсирование» и «контент». Я имею в виду малые платформы, так называемый «малый» экран, то есть интернет, YouTube, новые способы вещания, которые появляются с огромной скоростью. Это может быть все что угодно, хотя в первую очередь, конечно, думаем про телевидение, которое никуда не денется. Главное – создать человека, который может достойно работать с любым креативом. Хороший продюсер должен найти себе работу сам. Задача продюсера телевизионного контента — разработать его под определенную платформу и продать, условно говоря, генеральному продюсеру канала.

Екатерина Черкес-заде, директор Московской школы кино:Екатерина Черкес-заде, директор Московской школы кино / Фото: Зураб Джавахадзе

Программа обучения будет построена следующим образом. Первая часть – это, условно говоря, телевизионный редактор, то есть человек, который понимает, как все устроено. Продюсер – это уже следующая ступень. 

Татьяна Шаврова, куратор курса «Продюсирование телевизионного контента»Татьяна Шаврова, куратор курса «Продюсирование телевизионного контента»: У всех каналов разная аудитория. Мы бы хотели, чтобы продюсер, который у нас выпустится, мог работать на любом канале, используя универсальную схему создания формата. Нашим выпускникам будет просто найти работу, поскольку они смогут выполнять функции еще и шеф-редакторов. Я бы даже сказала, что это полезно – побыть шеф-редактором. 


Александр Роднянский, куратор курса «Продюсирование»Александр Роднянский, куратор курса «Продюсирование»: Выпускники не обязательно должны начинать с функции руководителей или предпринимателей. Если есть такие люди, то за них можно не волноваться, они будут сразу искать проекты, которые и решат их дальнейшую судьбу. Все остальные – процентов 90 – должны пройти через несколько важных ступеней на съемочной площадке: администраторов, организаторов производства, линейных продюсеров, руководителей департаментов. Иными словами, выпускники-продюсеры должны идти не к режиссерам, а в большие компании или на телеканалы, чтобы получить экспертизу и понять, как это все работает «в бою». Зачем идти к режиссеру, если у тебя нет проекта?
 

О настоящем российского телевидения 


Татьяна Шаврова: Российский рынок дозрел до того, что мы можем делать телевидение на уровне близком к мировому. У нас есть неплохие сериалы, которым, конечно, еще далековато до американских, но их уже можно смотреть. У нас точно появились хорошие ситкомы. Важно и то, что телевидение требует меньшего бюджета, чем кино, и это особенно важно в кризис. ТВ – это non script, то есть оно не требует обязательного сценария. 

День открытых дверей в МШКДень открытых дверей в МШК / Фото: Зураб Джавахадзе

Екатерина Черкес-заде: Все рассуждают о том, что телевидение смотрит очень определенная аудитория. Я же согласна с Константином Эрнстом, который говорит, что телевидение – для всех. Так же, как и интернет для всех. Я не верю в то, что кто-то смотрит только телевизор, а интернетом не пользуется, и наоборот. 

Новое поколение сломает систему. Система дистрибуции постепенно меняется. Выиграет тот, кто найдет способ прямого контакта со зрителем.

​Александр Роднянский, куратор курса «Продюсирование» / Фото: Зураб ДжавахадзеАлександр Роднянский, куратор курса «Продюсирование» / Фото: Зураб Джавахадзе

Александр Роднянский: Телевидение быстро развивается технологически. Новости (и вообще, все то, что является ежедневным окном в реальную жизнь) категорически могут не устраивать. Но у нас когда-то было время одного телеканала, потом пяти, потом мы неожиданно оказались в пространстве сотен каналов, каждый из которых имеет более или менее амбициозные планы собственного развития. Кроме того, прогрессируют стриминговые ресурсы, VOD становится одной из самых востребованных платформ для потребления контента. И в этих условиях квалифицированные компетентные профессионалы могут оказаться очень востребованными. Это свидетельство того, что рынок диверсифицируется. 
 

О будущем российского телевидения


Татьяна Шаврова: Во-первых, я вижу дефрагментацию рынка на кабельные сети, на интернет-телевидение, огромное количество платформ для «смолл скринов». Отсюда появится предложение по формам: минисериалы, документальные фильмы, формат «how to». Люди все меньше читают – у нас  формируется экранное мышление. 

День открытых дверей МШКДень открытых дверей в МШК / Фото: Зураб Джавахадзе

Александр Роднянский: Мне видится, что брендами станут не каналы, а передачи. Это происходит сейчас на наших глазах. Вы смотрите в онлайн-режиме что угодно и где угодно, но в основном это отдельные программы, под зонтиком которых собраны истории. Это могут быть и информационные, и развлекательные жанры. Из десятка и сотен агрегаторов контента, каковыми сегодня являются телевизионные каналы, появятся сотни тысяч предлагаемых ресурсов. 

Окончательно сотрется граница между тем, что мы сейчас называем сайтами и телеканалами. Условно говоря, Lifenews-канал и Lifenews-портал будут одним и тем же. А, например, ТНТ вполне может превратиться в несколько каналов под названиями «Дом – 2», «Камеди клаб» и что-то еще. 
 

О дневном эфире и lifestyle


День открытых дверей в МШК​ / Фото: Зураб Джавахадзе
День открытых дверей в МШК​ / Фото: Зураб Джавахадзе


Татьяна Шаврова: Считается, что дневной эфир – это для бабушек и домохозяек. Как молодые ребята смогут существовать в такой ситуации? А что плохого в том, чтобы сделать контент для домохозяек? Любая хорошая девочка, которая пришла к нам на факультет, через два-три года уйдет в декрет и станет домохозяйкой. Такой дневной контент называется lifestyle, и о нем среди мэтров нашего телевидения принято говорить высокомерно. Но рейтинг канала измеряется за сутки. Это не только хороший рейтинг вечером в прайм-тайм. Если днем цифры плохие, то канал просядет. Нужно среднее арифметическое. Плюс ко всему lifestyle хорошо монетизируется, его любят рекламодатели, которым нужно продать памперсы, стиральный порошок, прокладки и так далее. С 11:00 до 18:00 – очень интересное время. Если ты сможешь поднять там долю канала, если сможешь себе представить, что будет смотреть в это время бабушка, – ты хороший продюсер. Если не сможешь – ты плохой продюсер. 
 

Об адаптации зарубежных форматов и новых своих 


Татьяна Шаврова: Адаптация – это беспроигрышная схема. Она работает везде. Запуск оригинального формата – это риск. К тому же у нас не умеют создавать новые форматы. Люди пишут историю, синопсисы, а это невозможно продать. Для этого мы и создали новый факультет, чтобы научиться писать универсальные схемы, которые продаются везде.

Например, я придумала формат программы «Перезагрузка» для канала ТНТ и «Успеть за 24 часа» для СТС. В основе формата «Успеть за 24 часа» есть одно основное условие: на все преображение героини программы уходят ровно сутки. И именно оно делает идею форматом – в любой стране, где есть талантливый стилист, способный справиться с изменениями героини за указанное время, программа может быть успешно реализована.

Татьяна Шаврова, куратор курса «Продюсирование телевизионного контента» / Фото: Зураб ДжавахадзеТатьяна Шаврова, куратор курса «Продюсирование телевизионного контента» / Фото: Зураб Джавахадзе

А вот «Дом – 2» – полностью оригинальный формат, его продали в Мексике, но там быстро сгорела декорация, и он не случился. Или, скажем, КВН – его продать другим странам невозможно, он не форматируется. 

Покупать формат дороже, чем придумать, поскольку платим за идею, «креативную библию», «продакшн-библию» и отчисления с каждого эпизода. Но если мы говорим о формате типа «Голос» или любом другом масштабном проекте, то, конечно, купить будет дешевле, потому что там только на технической библии можно свихнуться – лучше получить уже просчитанную схему. 

Кризис идей на нашем телевидении связан, в том числе, с малой информированностью. Основная масса творческих работников не знает иностранных языков, поэтому имеет ограниченные возможности смотреть контент на английском. Чем хороша МШК? Мы заставим студентов посмотреть азиатский телерынок, европейский, маленькие проекты и большие. Чем больше ты знаешь, тем лучше сумеешь компилировать форматы и создавать новые.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 8659
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 5439
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3355
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2859
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее