Практика

10 принципов кинопроизводства от Роджера Кормана

В день своего 90-летия классик независимого кино, автор четырех сотен фильмов, учитель Копполы, Скорсезе и Кэмерона делится полезными советами

  • 5 апреля 2016
  • 8842
Павел Орлов

01. Главное — история и сценарий


01. Главное — история и сценарий / Роджер Корман и Винсент ПрайсРоджер Корман и Винсент Прайс

Я уделяю огромное внимание истории. Все начинается с ее переработки в сценарий. Соответственно, и он имеет колоссальное значение. Никогда мне не доводилось смотреть хорошую картину, снятую по плохому сценарию. Может кто-то и умудрился сделать такой фильм, но я его не видел. Сценарий разрабатывается до тех пор, пока вы не сможете с уверенность сказать, что готовы к съемкам. Если у вас нет жестких временных ограничений, работайте, пока не получите идеальный результат. Не спешите. Наверняка вам знакомы слова Уильяма Голдмена, обладателя «Оскара»: «Никто не может ничего знать». Я бы перефразировал: «Никто не может знать всего». Вы сами почувствуете, когда сценарий будет готов. И старайтесь сделать фильм настолько хорошим, насколько это достижимо в ваших условиях, что чаще всего зависит от финансов. Умейте оценивать доступные ресурсы и не пишите сцены, которые потребуют бюджета в $200 млн. Учитывайте свои возможности и учитесь извлекать преимущества из обстоятельств, скажем, из натурных локаций. 
 

02. Не спешите на препродакшне


02. Не спешите на препродакшне / Кадр из фильма «Берта по прозвищу «Товарный вагон» (Мартин Скорсезе, 1972)Кадр из фильма «Берта по прозвищу "Товарный вагон"» (Мартин Скорсезе, 1972)

Не стоит никуда торопиться на препродакшне, ведь вы не хотите во время съемок заниматься проблемами, которые могли бы решить заранее. Не зря я всем режиссерам предлагаю делать раскадровки. Мартин Скорсезе относился к этому скрупулезнее всех. Мы с ним делали картину «Берта по прозвищу “Товарный вагон”». Марти тогда раскадровал весь фильм. Меня хватало самое большее на 80% картины, но он сделал все 100%. Уникальный случай. Тщательно занимайтесь на препродакшне отбором локаций или, если снимаете в павильоне, строительством декораций. Не спешите с кастингом. Репетируйте с актерами столько, сколько возможно. В общем, сделайте все необходимое, чтобы во время съемок заниматься именно ими, а не вопросами, которые можно было спокойно уладить двумя неделями раньше. 
 

03. Готовьтесь к сюрпризам


03. Готовьтесь к сюрпризам / Кадр из фильма «Маленький магазинчик ужасов» (Роджер Корман, 1960)Кадр из фильма «Маленький магазинчик ужасов» (Роджер Корман, 1960)

Снять кино точно по плану невозможно. Вы продумали кадр, а он не работает — его надо изменить. Или вас может посетить идея лучшего решения, не бойтесь сказать: «Забудем о том, что планировали, сделаем иначе». Или, к примеру, вы снимаете на натуре, солнце заходит за гору, и у вас на три кадра есть лишь десять минут. Нужно на ходу придумать, как сделать из трех один. Иными словами, сюрпризы поджидают на каждом шагу, но если вы хорошо подготовились, будет проще менять планы. Потому что тогда идеи имеют основу, а не берутся из воздуха. 
 

04. Отбросьте сомнения на площадке


04. Отбросьте сомнения на площадке / Кадр из фильма «Большое автоограбление» (Рон Ховард, 1977)Кадр из фильма «Большое автоограбление» (Рон Ховард, 1977)

Не стоит ходить по площадке и спрашивать: «Куда бы поставить камеру?» Группа всегда следит за режиссером особенно в начале съемок. И люди делают выводы, насколько сильно они хотят быть заодно с постановщиком. Конечно, группа поддержит любого режиссера, но вопрос в степени этой поддержки. Помню, как Рон Ховард снимал свой дебют «Большое автоограбление». Рон вышел на площадку и сказал: «Камера проходит здесь, а актриса выходит из двери здесь. Нужны 30-мм линзы. Делаем отъезд на долли, поворачиваем камеру. Актриса сидит на диване здесь, берет телефон. Делаем склейку для перехода на крупный план. Я схожу за кофе, а вы дайте мне знать, как только все будет готово». Группа сразу поняла: Рон знает, что делает. Я уверен, что он репетирует подобные речи в уме, и даже как-то раз сказал ему: «Ты приходишь на площадку с готовыми кадрами». И он действительно так и делал. Он знал все детали, вплоть до необходимой оптики, а группа понимала, что Рон потрудился выполнить свою «домашнюю работу». Поэтому команда была безоговорочно с ним.

Другой режиссер поступал противоположным образом. Обычно мы не начинаем съемки с ночных сцен, но в тот раз это было необходимо. Работали в восточной части Лос-Анджелеса между двумя зданиями. Режиссер пришел и сказал: «Снимаем этого актера на фоне вот этого здания». Группа выставила свет, сняли кадр. Режиссер говорит: «Теперь разворачиваемся и снимаем другого актера на фоне второго здания». Переставили свет, сняли. И тут он говорит: «Отлично, теперь возвращаемся к первому актеру и первому зданию». Гаффер тут же сел в машину и уехал домой со словами: «Лучше через пару дней я найду другой проект, чем буду работать с этим идиотом».
 

05. Продюсеры, расслабьтесь на время съемок


05. Продюсеры, расслабьтесь на время съемок / Кадр из фильма «Трип» (Роджер Корман, 1967)Кадр из фильма «Трип» (Роджер Корман, 1967)

В период препродкашна продюсеру и режиссеру необходимо работать очень тесно. Обычно, когда я как продюсер занимаюсь сценарием, то не приглашаю режиссера до первого драфта. Но на второй или третий — обязательно, чтобы он мог погрузиться в материал вместе со мной и сценаристом, привнести свое видение. Я сам был постановщиком и потому уверен, что моя работа как продюсера считается на три четверти выполненной в момент, когда режиссер отснял первый кадр. После этого я, в отличие от большинства продюсеров, предпочитаю отстраниться от производства. Дальше начинается работа только режиссера и второго режиссера. Я, конечно, слежу за графиком, но на площадке почти не появляюсь. Бывает, ко мне начинают обращаться с вопросами, но я убежден, что на этом этапе все вопросы — к режиссеру. 
 

06. Ищите таланты и доверяйте новичкам


06. Ищите таланты и доверяйте новичкам / Кадр из фильма «Гладиатрикс» (Тимур Бекмамбетов, 2001)Кадр из фильма «Гладиатрикс» (Тимур Бекмамбетов, 2001)

Убежден, что за всю карьеру режиссер больше всего учится на своей первой картине. Дебютанты могут быть такими, как Фрэнсис Коппола, который был у меня ассистентом, потом стал вторым режиссером, а потом почувствовал силы для самостоятельной работы. Или как Мартин Скорсезе. Я видел его независимый фильм, снятый в Нью-Йорке, мне он понравился, мы встретились, поговорили, и я был просто поражен его познаниями в кинопроизводстве. Или есть такой режиссер из России — Тимур Бекмамбетов. Я работал с московскими партнерами над несколькими фильмами. Мы отправили в Россию американского режиссера. И тут я понял, что это пустая трата денег, ведь наверняка в России есть хорошие режиссеры, владеющие английским. Мы нашли пятерых, они показались мне вполне достойными, но все-таки со стандартным взглядом. Я попросил показать еще пятерых и выбрал Тимура. Оказалось, что из десяти, чьи работы мне прислали, он был единственным, кто не имел опыта работы в кино, а снимал только рекламу. Но я сказал: «Мне все равно. В нем есть необходимая искра». Я был впечатлен тем, как Бекмамбетов работает с актерами, как использует камеру, выстраивает кадр, чувствует движение. В его стилистике была свежесть. И после того, как Тимур сделал картину со мной, он снял российский фильм «Ночной дозор», который стал рекордсменом местного проката. 

Я учитываю базовые навыки режиссера, а также его стиль и умение соотнести свое видение со сценарием. С Мартином Скорсезе мы сделали не типичный для него фильм, далекий от его видения, но пожалуй, это было исключение в моей практике. Обычно же стараюсь сыграть на сильных сторонах режиссера. Впрочем, я уверен, что хороший мастер может снять что угодно. 
 

07. Убедитесь, что актер и режиссер понимают друг друга


07. Убедитесь, что актер и режиссер понимают друг друга / Кадр из фильма «Колодец и маятник» (Роджер Корман, 1961) Кадр из фильма «Колодец и маятник» (Роджер Корман, 1961)

Мне крайне редко доводилось видеть, чтобы проблемы возникали между режиссером и оператором, но между режиссером и актером такое случается часто. Не скажу, что это можно полностью исключить, но минимизировать недопонимания можно, если загодя сформировать эскиз исполнения. Я имею в виду работу по Методу со всеми сопутствующими ему вопросами: какова сверхзадача, чего хочет герой, какова его мотивация? Если режиссер и актер до съемок пришли к согласию по этим пунктам, на площадке им почти не останется поводов для споров. Основные конфликты возникают именно из-за этого, а не из-за того, куда актеру сесть или встать. 
 

08. Дайте актеру возможность подготовиться


08. Дайте актеру возможность подготовиться / Кадр из фильма «Террор» (Роджер Корман, Фрэнсис Форд Коппола, Джек Николсон и др., 1963)Кадр из фильма «Террор» (Роджер Корман, Фрэнсис Форд Коппола, Джек Николсон и др., 1963)

На пробах обычно дают пару страниц и говорят: «Читай». Я же беру одну или несколько сцен из сценария. Иногда даже прошу сценариста специально расширить эпизоды для проб, чтобы актеру было с чем работать, чтобы у него был материал для сложного исполнения, для изменения настроения и тому подобного. Затем я рассылаю эти сцены, чтобы люди имели возможность подготовиться. И они приходят уже с наработками. Кроме того, я прошу актеров поимпровизировать. Я верю в импровизацию, потому что на площадке все постоянно меняется, а экспромт позволяет адаптироваться. Когда я занимался режиссурой, строго следовал сценарию, но иногда позволял себе и элемент спонтанности. И я ценю актеров, которые готовы к этому.
 

09. Позвольте режиссеру сделать две версии монтажа


09. Позвольте режиссеру сделать две версии монтажа / Кадр из фильма «Колодец и маятник» (Роджер Корман, 1961)Кадр из фильма «Колодец и маятник» (Роджер Корман, 1961)

Постпродакшн обычно самый гладкий период, ведь что снято, то снято. Уже не надо беспокоиться о погоде, спорах, переработках и тому подобных вещах. Фильм уже есть. Остаются режиссер, режиссер монтажа и продюсер. Обычно я не захожу в монтажную, если только там не решается какая-то по-настоящему трудная задача. Режиссер делает черновой монтаж и отправляет продюсеру. Как правило я говорю, что мне некогда смотреть черновик, пусть делает вторую версию, вот ее я точно оценю. Мне кажется, это правильно. После второго монтажа я и некоторые другие люди даем свои пожелания. Но именно пожелания, а я не приказы. Пусть режиссер прислушается к ним, и, если согласен, последует советам. Лишь изредка настаиваю на исправлениях. 

Всегда устраиваю тестовые просмотры. Хотя многие продюсеры и режиссеры относятся к ним скептически. Потому что я хочу знать мнение аудитории. Иногда выясняется, например, что зритель смеется там, где мы этого совершенно не предполагали. Поняв это, мы еще имеем возможность внести коррективы с помощью монтажа. На пересъемки денег обычно нет. 
 

10. Смотрите фильмы и учитесь


10. Смотрите фильмы и учитесь / Кадр из фильма «Маска красной смерти» (Роджер Корман, 1964)Кадр из фильма «Маска красной смерти» (Роджер Корман, 1964)

Мой главный совет — смотрите чужие фильмы, желательно хорошие. И делайте это по два-три раза, потому что при первом просмотре считывается только поверхностный уровень. А вот при втором-третьем начинаешь анализировать технику, работу камеры, игру актеров, монтаж. И на этом учишься. Кроме того, польза есть и в плохих фильмах, но это совсем другая история.

Источник: Filmmaker Magazine

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее