Обзоры

​10 сериалов, снятых знаменитыми кинорежиссерами: от «Семнадцати мгновений весны» до «Настоящего детектива»

Наблюдая стремительную миграцию кинематографистов на телевидение, tvkinoradio.ru вспоминает 10 сериалов разных лет, ставших вехами в творчестве крупных кинорежиссеров.

  • 17 июля 2014
  • 940
Павел Орлов

«Семнадцать мгновений весны» (1973)
Режиссер: Татьяна Лиознова



Один из первых и, безусловно, самых известных советских сериалов. Режиссер Татьяна Лиознова до «Семнадцати мгновений весны» успела снять пять кинокартин, в том числе «Евдокию» и «“Три тополя” на Плющихе», однако работа над многосерийным телевизионным фильмом требовала многие задачи решать впервые. В частности, располагать пришлось крайне ограниченным бюджетом, а, учитывая 14-часовой хронометраж и сжатые сроки, строго ограничиваться в числе дублей. Добиваясь от съемочной группы жесткой дисциплины, Лиознова заработала славу «эксплуататорши» и одного из самых суровых советских режиссеров. Впрочем, и результат превзошел все ожидания.
 
«Место встречи изменить нельзя» (1979)
Режиссер: Станислав Говорухин



Сегодня в это трудно поверить, но когда-то депутат и режиссер Станислав Говорухин снимал не просто хорошее кино, а такое, которое становилось буквально символом времени. В числе таких работ – 5-серийный фильм «Место встречи изменить нельзя», экранизация романа братьев Вайнеров о службе сотрудников МУРа в послевоенные годы. Легенда гласит, что в часы первого эфира по всей стране пустели улицы, а кроме того, резко снижался уровень преступности. Цитаты героев, вроде «Упрямство – первый признак тупости», «Вор должен сидеть в тюрьме» или «Ну-с, дорогие граждане уголовнички, приступим к делу!» звучат и сегодня, в том числе, с самых высоких трибун.
 
«Берлин, Александрплац» (1980)
Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер



Опус магнум ударника немецкого арт-хауса Райнера Вернера Фассбиндера, вобравший и трагическое миросозерцание автора, и его китчевую эстетику, и шокирующую образность. Известно, что для режиссера, за 15 лет снявшего около сорока фильмов, масштабная экранизация романа Альфреда Дёблина была мечтой все жизни. Сам Фассбиндер признавался по этому поводу: «Большая часть меня – не что иное, как описанное Деблином». Сюжет 14-серийного фильма крутится вокруг судьбы простого обывателя, вышедшего из тюрьмы и, вопреки собственному желанию, не умеющего начать честную жизнь – так сильны искушения Берлина эпохи Веймарской республики.
 
«Жизнь Клима Самгина» (1986)
Режиссер: Виктор Титов



Масштабная экранизация масштабного романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» о жизни русской интеллигенции в полувековой период перед Октябрьской революцией. Кино прошло в эфире как нельзя кстати – во время очередного, на сей раз перестроечного слома эпох. Режиссером этой сложной, многофигурной и многослойной картины, как ни удивительно, является Виктор Титов, более известный как автор легкого жанра, к примеру, сатирической комедии «Ехали в трамвае Ильф и Петров» или телевизионного травести-фарса «Здравствуйте, я ваша тетя!» Напрасно оттесненный на второй план «Клим Самгин» в массовом сознании живет прежде всего фразой: «А был ли мальчик?»
 
«Таннер ‘88» (1988)
Режиссер: Роберт Олтмен



Патриарх американского авторского кино Роберт Олтмен в перерывах между получениями главных наград крупнейших мировых кинофестивалей, обращался к телевидению. Его многосерийное мокьюментари (события подаются как телерепортаж) «Таннер ‘88» не только стало важным событием в рамках своего жанра, но и привнесло свежий взгляд на роль телевидения в освещении политических событий. В центре сюжета – президентские выборы в США 1988 года. В числе кандидатов – либерал-демократ Джек Таннер. Необычность его фигуры в том, что в окружении реальных политиков, он – вымышленный персонаж. 
 
«Декалог» (1989-1990)
Режиссер: Кшиштоф Кесьлевский



Один из ключевых проектов в творчестве польского классика Кшиштофа Кесьлевского был создан специально для телевидения. Именно протяженный сериальный формат наилучшим образом подходил для первоначальной задумки режиссера. Кесьлевский хотел в десяти коротких историях рассказать о разных жизненных обстоятельствах, так или иначе пронизанных библейскими мотивами, в том числе десятью заповедями. При этом главная особенность сериала заключается в разительном отличии эпизодов друг от друга: они выполнены в разной стилистике и в разных жанрах, а действуют в них никак не связанные герои.
 
«Твин Пикс» (1990-1991)
Режиссер: Дэвид Линч



По-прежнему главный визионер мирового кино Дэвид Линч в начале 90-х умудрился протащить свои сюрреалистические фантазии на телеэкран. Причем сделал он это так, что запущенный им сериал, несмотря на некоторую неровность, стал одним из самых популярных и значительных телешоу в истории. Сюжет типичен для Линча – размеренная жизнь образцового провинциального городка оборачивается полумистическим кошмаром после загадочного убийства старшеклассницы. Ключевой вопрос «Кто убил Лору Палмер?» в общем-то стал риторическим, и уже не столько требует ответа, сколько утверждает принципиальную непознаваемость мира.
 
«Вершина озера» («Горное озеро») (2013)
Режиссер: Джейн Кэмпион



Успешный опыт в сериальном формате одной из самых известных женщин-режиссеров современности (к тому же представляющей экзотический для нас кинематограф Австралии и Новой Зеландии). Мистически триллер Кэмпион о поисках девочки, пропавшей где-то на живописных новозеландских просторах, подтвердил не только растущий интерес кинорежиссеров к телевидению, но и отметил повышение престижности телевизионной продукции. Не зря «Вершина озера» стала первым сериалом, показанным на главном американском фестивале независимого кино Sundance.
 
«Оттепель» (2013)
Режиссер: Валерий Тодоровский



По всеобщему признанию, самым важным сериалом прошлого года на отечественном телевидении стала «Оттепель». Игривая фантазия на тему советского прошлого, помноженная на воспоминания детства авторов и ностальгию по былым киношным тусовкам, наконец и у нас обозначила курс на сближение сериального и кино-форматов. 12-серийный фильм стал воплощением давней мечты Валерия Тодоровского, как известно, увлекающегося реконструкцией мифа о советской эпохе. В то же время, по собственному признанию Тодоровского, вытянуть разом и сценарий, и продюсирование, и режиссуру всех серий оказалось задачей не из легких. Потому 2-ой сезон будет возможен только при условии приглашения других режиссеров.
 
«Настоящий детектив» (2014)
Режиссер: Кэри Фукунага



Автор главного сериального хита этого года Кэри Фукунага ранее заявил о себе как один из самых многообещающих молодых режиссеров в кино. Такую славу ему принес независимый фестивальных хит о нелегальных мигрантах «Без имени». Позже успешный статус был закреплен эстетской экранизацией «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте с Миа Васиковской и Майклом Фассбендером. Она же помогла привлечь к сериальному проекту о двух детективах, противостоящих таинственному злу американского юга, звезд Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсона. В дальнейшем Фукунага планирует чередовать работу для большого экрана и телевизионного – нас ждут еще как минимум два сезона «Настоящего детектива», а также новая двухчастная киноверсия «Оно» Стивена Кинга.


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Виктория Черепанова Москва
    Отличная тенденция, я считаю! Подход к сериалам сейчас замечательный: их стараются делать по-настоящему качественными, они находят массового зрителя. Считаю, что дальше там будет появляться всё больше кинорежиссёров, особенно на малосерийках. И это хорошо!
    Развернуть

    Смотрите также