Слова

За кадром первого в мире онлайн-реалити-шоу «На экране»

Как просидеть восемь недель без перерыва перед компьютером, чем интернет-реалити отличается от телевидения, что такое screen share. Креативная команда шоу рассказала о своих секретах

  • 1 апреля 2016
  • 1680
Родион Чемонин

С 1 марта до конца апреля в интернете можно увидеть первое в мире онлайн-реалити-шоу «На экране», идея которого принадлежит главе компании BAZELEVS Тимуру Бекмамбетову.

Правила таковы: восемь участников проводят по 12 часов в день перед мониторами в отдельных, изолированных от внешнего мира и друг друга помещениях; они пытаются найти способы выжить и заработать при помощи интернета, а также развлекают себя и зрителей, общаясь и выполняя различные задания от модератора и аудитории в реальном времени. Каждую неделю один участник покидает шоу. Победитель получит суперприз – квартиру в Москве.

Отель, где проходят съемки онлайн-реалити-шоу «На экране» / Фото: Зураб ДжавахадзеОтель, где проходят съемки онлайн-реалити-шоу «На экране» / Фото: Зураб Джавахадзе

Нас пригласили на «площадку», где происходят съемки «На экране». Эта локация находится за МКАДом в фешенебельной гостинице, один этаж которой занят съемками шоу. Это не только восемь номеров для участников игры, но и монтажная студия, редакторская комната, переговорная и номера для тех, кто работает над шоу, не отходя от монитора. Нам не разрешили снять, как происходит монтаж и сведение (и уже тем более участников, доступа к которым нет ни у одного из членов группы), но понять создателей можно: за реалити «На экране» наблюдает весь мир, включая родственников, друзей и знакомых участников. Сами «наэкранщики» даже не знают, как выглядят те, кто ими руководит (некий «Модератор»), не говоря уж о кухне создания шоу.




Зато мы, а теперь и вы, узнали кое-какие подробности от креативной команды: режиссера Алексея Репникова, креативных продюсеров Натальи Капустиной и Виктории Репниковой, а также самого Тимура Бекмамбетова, который находился в Лос-Анджелесе.
 

Разработка идеи проекта


​Алексей Репников (режиссер)Алексей Репников (режиссер): В прошлом году вышел фильм Лео Габриадзе «Убрать из друзей», продюсером которого стал Тимур Бекмамбетов. Так получилось, что после успеха фильма формат screen share, когда все время показывается экран компьютера, завоевал право на жизнь. Смысл в том, что в кино есть визуальный видеоряд, есть диалоги, а для того, чтобы передать мысли человека, необходимо применять либо титры, либо закадровый текст, то есть нарочитые средства. А в случае со screen share мы видим, что человек делает в интернете: он одновременно говорит с кем-то по «Скайпу», пишет в чате о том, с кем общается, в третьем окне обращается еще к одному человеку, в четвертом копается в поисковике. Таким образом, мы сразу видим, о чем человек думает. Когда ты начинаешь это осознавать, это затягивает. 

Кадр из фильма  Лео Габриадзе «Убрать из друзей»Кадр из фильма  Лео Габриадзе «Убрать из друзей»​

Тимур Бекмамбетов (продюсер, глава компании Bazelevs)Тимур Бекмамбетов (продюсер, глава компании Bazelevs): Инновационный формат screen share стал частью нашего мира и уже давно применяется в повседневной жизни. Он привычен и понятен современному человеку, что доказали сборы десктоп-хоррора «Убрать из друзей». Сейчас завершено производство двух новых десктоп-картин: российского проекта «Волшебник OS» от режиссера Максима Свешникова и американского «Liked» о любви в интернете.

Алексей Репников: Так как я работаю на телевидении над реалити-шоу, то мне позвонила продюсер компании Bazelevs Мария Затуловская с предложением сделать то же самое, только с помощью технологии screen share. И мы вместе с Натальей Капустиной, которая тоже много работала над реалити, и Викторией Репниковой, занимавшейся продвижением киношных проектов, стали изобретать новый формат на стыке телевидения, кино и интернета.

Наталья Капустина (продюсер)Наталья Капустина (продюсер): Идея была в том, что мы наблюдаем не только за жизнью человека оффлайн, но и за тем, что происходит в его голове: какие сайты он отрывает-закрывает, что пишет, что стирает, как работает его мысль. 

Алексей Репников: Мы написали библию проекта. Я дождался появления «Убрать из друзей» у нас в кинотеатрах, чтобы посмотреть его на большом экране. Пришел в кинозал и, честно говоря, как открыл рот на десятой секунде, так он у меня не закрывался до финальных титров все полтора часа. Визуально ничего не происходит. Если герои не говорят, они печатают, если не печатают, то смотрят ролики.
 
Но в «Убрать из друзей» был сценарий, а реалити-шоу – это жизнь. Ты можешь давать участникам какие-то ограничения или задания, и от того, как они с ними справятся, зависит дальнейшее развитие событий. Нам показалось сложным фиксировать таким образом поведение героев. Тимур предложил сделать пилот, а я никогда пилотов для реалити-шоу не снимал, это даже звучит противоестественно. Но мы попробовали, нашли четырех человек откуда-то с улицы. Получилось забавно. 

После того, как пилот нам показался удачным, начали дальше разрабатывать. Сколько будет человек? Сначала думали, что 32 участника, 16, в результате, остановились на восьми. Выбрали в качестве платформы «ВКонтакте», потому что, как нам показалось, аудитория, которая будет это смотреть, на 90% состоит из пользователей ВК, хотя сам этой соцсетью не пользуюсь, я – в Facebook. 

Алексей Репников, режиссер онлайн-реалити-шоу «На экране»  / Фото: Зураб ДжавахадзеАлексей Репников, режиссер онлайн-реалити-шоу «На экране» / Фото: Зураб Джавахадзе

Изначально мы ориентировались на то, что это будет показано по телевидению. Мы снимаем-снимаем, а раз в неделю показываем результат на одном из каналов. Но потом постепенно пришло понимание, что это типично интернетовская история. От онлайн 24 часа в сутки отказались, поскольку это тяжелейшее производство, и потом героям же тоже надо спать. Так появился формат 12 часов в сутки, плюс к этому есть ежедневный выпуск по пять-семь минут и еженедельный дайджест. 

Дальше появились правила игры с заданиями от зрителей. Таким образом, окончательно сложилась идея о двух шоу в одном. Первое – это чистое реалити с выбыванием участников. Второе – это «игра в тамагочи», где любой зритель может управлять героями. 
 

Реализация проекта


Алексей Репников: Первую неделю мы объявили вещание как бета-тест, потому что у нас и сайт работал с ошибками. Мы рассматривали разные варианты производства: по классической телевизионной технологии с ПТС, звуком и светом. Пытались инсталлировать на компьютер камеру GoPro, светодиодную ленту, гарнитуру для звука и провод для передачи сигнала. В результате остановились на самой простой технологии, которая позволяет участникам свободно перемещаться с ноутбуком и вообще не думать о том, что нужно делать что-то специальное. 

Наталья Капустина: Сначала мы привыкали к тому, что у нас все-таки не телевидение. Например, нет операторов. Ты не можешь сказать: «Ну-ка, давай-ка общее посмотрим, что у него там вокруг?» Ты даже не можешь увидеть героя в любой момент, когда тебе хочется, а только тогда, когда он перед экраном ноутбука. Нет света, нет звукорежиссера. Это нас немного пугало. Но сейчас отточили технологию, придумали, как все видеть, как все слышать, и смогли объяснить ребятам, что мы от них хотим. 

Онлайн-реалити-шоу «На экране»​​Онлайн-реалити-шоу «На экране»​​

Алексей Репников: Надо признаться, что у нас до сих пор продолжается бета-тест. Сейчас это срослось в «творение Франкенштейна». По сути, мы только пришли к этому формату и активно его развиваем. Пока ребята все еще ленятся зарабатывать деньги. Модератор им помогает, но они только в начале пути. Как верно подметил один наш участник, который уже выбыл, для всех сейчас это, скорее, эксперимент, чем шоу. На второй неделе они стали немного сходить с ума, но сейчас уже видно, что адаптировались и начинают все осознавать.

Онлайн-реалити-шоу «На экране»​​. Задания от зрителейОнлайн-реалити-шоу «На экране». Задания от зрителей

Поначалу участники плохо понимали, что от них требуется. Они брали задание, а потом возмущались, почему оно такое глупое. Мы говорим: не берите дурацкие задания. Но на четвертую неделю они уже разобрались в правилах. 
 

Особенности драматургии шоу


Алексей Репников: Я снимал «Холостяка» и «Фактор страха». Там задача режиссера была в том, чтобы максимально отстраниться от участников, с ними общались редакторы. В «На экране» я тоже никогда лично не контактирую с участниками. Здесь для этого есть модератор – некое загадочное существо, личность которого неизвестна ни членам съемочной группы, ни участникам. Последние постоянно пытаются представить, кто он.
 
Алексей Репников, режиссер онлайн-реалити-шоу «На экране»  / Фото: Зураб ДжавахадзеАлексей Репников, режиссер онлайн-реалити-шоу «На экране» / Фото: Зураб Джавахадзе

Наталья Капустина: Модератор – это такой «Бог из коробки», участник игры, без которого герои не смогли бы жить. Кто-то считает, что это коллективное бессознательное, кто-то – что это конкретный человек. Но на самом деле мы не комментируем ничего по поводу модератора, оставляем все, как есть: думайте, что хотите. 

Виктория Репникова, продюсер онлайн-реалити-шоу «На экране»​Виктория Репникова: Это эксперимент для нас всех еще и потому, что здесь сочетаются два формата: компьютерная игра и реалити-шоу. Тут нужно грамотно их совместить и придумать интересную историю, скажем так, «для девочек», которые привыкли смотреть реалити, где все о любви, и «для мальчиков», которые привыкли играть в компьютерные игры.
 
У нас три площадки вещания: сайт, группа во «ВКонтакте» и канал на Rutube. Но только на сайте можно смотреть и режиссерскую версию, и следить за стримом каждого участника в отдельности. На сайте зрители могут создавать задания, а также голосовать за героев, повышая их рейтинг. Наш зритель сидит с 12:00 до 00:00 в интернете, потому что привык к такому медиапотреблению. 

Наталья Капустина: Безусловно, мы выбирали узнаваемые психотипы, потому что основа реалити – это кастинг. Драматургия строится на поведении людей, и важно понимать, что от них ожидать в обычных условиях. У нас сейчас есть один классический гопник, который приехал из Сибири, немного научился разговаривать не совсем матом. У него есть простая и понятная задача – он пообещал девушке, что вернется с московской квартирой. С ним здесь многое случается впервые. Например, устрицы и брют.

У нас была прекрасная стопроцентная блондинка, которая первые два дня просто рыдала без остановки, потому что не понимала, как ввести пароль, как переключить язык и так далее. Это было невозможно продолжать, и на третий день она ушла. Был хакер из Омска, который может найти любую информацию, что-то взломать. Есть классический питерский задрот, интеллигентный юноша из хорошей семьи, бездельник, который смотрит аниме. 

Виктория Репникова: Имеется и бизнес-вуман. С двумя детьми и двумя высшими образованиями. 

Наталья Капустина: В общем, настоящий срез общества. Мы относимся ко всем с уважением. И благодарны за то, что наши герои не пытаются играть. Они такие, как есть в жизни. 

Онлайн-реалити-шоу «На экране»​Онлайн-реалити-шоу «На экране»​​

Алексей Репников: Пару раз, конечно, ошиблись. Например, парень, который, как мы рассчитывали, годился на роль мачо, оказался довольно истеричным мужчиной. Или девочка, вся в татуировках и с малиновыми волосами, стала считать каждую копейку и все записывать, хотя по ее разговорам и анкетам это совсем не читалось. 

Виктория Репникова: Мы прекрасно коммуницируем с Тимуром. Он нас смотрит каждый день, подает идеи, советы. Недавно мы воплотили его мысль подселить к ним оффлайнового персонажа, который не умеет вообще пользоваться компьютером. Мы пригласили Хамида из Таджикистана, который работает на стройке. Он через два часа спросил: «А я точно могу отсюда уйти?» В общем, в семь вечера мы его выпустили, и он убежал.

Тимур Бекмамбетов: Мне безумно интересны герои, но я не воспринимаю их как подопытных. Скорее, наши участники – это представители нового времени. Они живут в мире гаджетов и сетей. Они молоды и до проекта не мыслили своей жизни без интернета. Вот мы и создали все условия, чтобы показать, можно ли прожить без реального мира. Это очень и очень любопытно.

​Глава компании BAZELEVS Тимур Бекмамбетов онлайнГлава компании BAZELEVS Тимур Бекмамбетов онлайн

Наталья Капустина: У нас до сих пор не получилось научить их зарабатывать. Удивительным образом люди из разных регионов страны, разных возрастов и социальных категорий, отвечая на вопрос: «Что ты хочешь: сто долларов сегодня или миллион завтра?» – выбирают сто долларов. Это немного не совпало с нашими ожиданиями.
 

Трудности пребывания в замкнутом пространстве


Алексей Репников: По сути, мы здесь на таких же правах, что и участники. Контент в большей степени формируют зрители. Понятие режиссера на этом шоу трансформировалось, а операторов нет вовсе. Над проектом работает около 30 человек.

Онлайн-реалити-шоу «На экране»​​. Общение участниковОнлайн-реалити-шоу «На экране»​​. Общение участников​

Наталья Капустина: «Никто не может входить в комнаты участников, они живут в замкнутом пространстве. Это главная проблема, с которой они сталкиваются. Сейчас идет четвертая неделя, нервные срывы уже случились с каждым. Им не хватает живого человеческого общения. Наш психолог говорит, что им хочется нормальной человеческой реакции. Потрогать кого-нибудь за руку, почувствовать энергетику. Сейчас у них, конечно, космический корабль.

Виктория Репникова: Безусловно, у нас работает психолог, есть врач. У ребят есть еженедельные сессии и с тем, и с другим. Помимо этого, они имеют право в любое время, 24 часа в сутки, попросить помощь и поддержку. 

Общение героев онлайн-реалити-шоу «На экране»​Общение героев онлайн-реалити-шоу «На экране»​​

Наталья Капустина: Мы не боимся того, что тот или иной участник проспит весь день. Он мотивирован не спать, иначе проиграет. Наша мотивация? Это эксперимент. Сделать то, что никто никогда еще совершал – мы изучали вопрос.

Виктория Репникова: На самом деле, это самое интересное – нащупать новый формат. Мир, технологии, медиа меняются. Как существовать на стыке телевидения, интернета и кино, что станет результатом синергии – это безумно захватывает.
 
 

Режиссер-постановщик и один из создателей шоу Алексей Репников ранее работал над телевизионными реалити «Холостяк», «Взвешенные люди» и «Фактор страха». За креатив проекта отвечают Наталья Капустина («Ребенок-робот», «Fashion Академия», «Чувак и Капустина») и Виктория Репникова, выпускавшая в России фильмы студий Universal Pictures и Bazelevs.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также