Профессия

Художник по гриму: Елена Гофман

Экстремальная скорость, необходимые навыки и важность коммуникации – своим опытом делится гример, работавший в картинах «Generation П», «Дублер» и шоу «Уральские пельмени»

  • 31 марта 2016
  • 1558
Елена Волобуева

Где учиться 


В наше время существует множество учебных заведений, где учат на гримеров. Например, есть колледж, который выпускает профессиональных художников по гриму, костюму, реквизиторов и бутафоров. В некоторых институтах тоже обучают профессии. В Останкино есть курсы. Кроме того, сейчас многие художники берут учеников.

На съемках фильма «Стартап» На съемках фильма «Стартап»

На Мосфильме раньше была своя негласная школа. Можно было прийти в гримерный цех и заявить о желании освоить профессию. Брали сначала на обучение, а потом на работу. Девочки начинали с того, что учились делать постижерные изделия – шить бороды, усы и парики. Раньше в гримерном цехе даже изготавливали косметику: тона, краски, которые используются для спецэффектов, сандарачный клей для постижа.
 

Как попасть в профессию


Меня с детства привлекала сфера красоты будь то прическа, макияж, одежда. В кино я попала случайно. После окончания курса по имиджу в школе телевидения Останкино меня пригласили поработать на проекте. 

Я застала еще старую школу, когда на Мосфильме трудились художники по гриму, работавшие с Сергеем Бондарчуком над «Войной и миром». Делились своими знаниями и способствовали моему профессиональному развитию и очень многие профессионалы со студии имени Горького. 

Обычно учебные заведения направляют на стажировку. Есть распределение на телевидение, в театры. Еще на первых курсах обучения студенты уже ходят на подработку в театры, знакомятся с более опытными гримерами и художниками. Очень многие художники набирают на крупный проект для выполнения простых задач начинающих гримеров. 

Вадим Цаллати до грима и после в фильме «Мафия: игра на выживание»Вадим Цаллати до грима и после в фильме «Мафия: игра на выживание»

Главные качества новичка, помимо профнавыков, – это терпение и труд. Он потихонечку наберется опыта, а потом уже не будет бояться выйти на площадку и отвечать за какой-то участок работы. А через пару-тройку лет можно и самостоятельно вести проекты.

Понятно, что надо уметь технически исполнить грим и прическу. Но кроме этого, важно иметь фантазию, чувство стиля, представление о модных тенденциях, знать основные исторические направления, чтобы при необходимости быстро и легко модернизировать образ. Одну и ту же прическу можно совершенно по-разному подать, с одним и тем же париком работать в разных стилях и направлениях. 
 

Как работать с актерами 


Для художника по гриму важна коммуникабельность. Умение общаться с артистами. Понимать их, чтобы они тебе доверяли, прислушивались к профессиональным советам и не боялись экспериментировать с образами.

На съемках фильма «Стартап» На съемках фильма «Стартап»

Всегда учитываю мнение артистов. Перед тем как приступить к работе я предлагаю множество вариантов образов. Мы вместе смотрим, обсуждаем, выбираем, что-то меняем или комбинируем. Иногда артист и не подозревает, что можно сделать гримом какие-то вещи иначе. Очень важно иметь багаж постижерных изделий (парики, усы, бороды), из которого можно выбрать другой цвет волос, кардинально изменить прическу, прикинуть усы или бородку. Это как померить костюм в примерочной. Последнее слово в утверждении грима за режиссером и, конечно, за артистом. Если актеру будет комфортно в созданном образе, значит, у нас все получилось. 
 

Изучение основ других кинопрофессий 


Конечно, это знание необходимо. Очень многое можно выяснить в процессе обучения, но на практике познается больше каких-то тонких технических моментов, связанных с цветовым решением грима, с наложением пластических деталей, с париками, их фактурой и цветом. Сейчас технологии нанесения грима развиваются с фантастической скоростью. Материалов, на которых построена наша работа, очень много. Часто используются американские спецэффекты и косметика, на которой работает Голливуд. 

На съемках фильма «Стартап» На съемках фильма «Стартап»

Красивый грим, в частности пластический, зависит от света, выставленного на съемочной площадке. Сейчас все компании по пластическому гриму работают на американских материалах, поскольку они считаются самыми качественными и позволяют изготовить детали максимально приближенные к человеческой коже как визуально, так и тактильно. Но даже при этих условиях свет выставляется специальный.

В кино бывают такие ситуации, когда режиссер меняет концепцию образов прямо на площадке, и мы должны быть всегда готовы быстро и качественно решить этот вопрос. Противоположная ситуация в рекламе. Там всегда заранее обговаривается концепция грима вплоть до того, какого цвета должна быть помада и с какой стороны нужно уложить локон.
 

Подготовка образа


Кино – это всегда пробы и не по одному разу. Мы обязательно смотрим несколько образов, подбираем максимально комфортные для актера варианты грима. Показываем все режиссеру. 

Кадры из фильма «Волшебный кубок Рорима Бо». Рената Литвинова и Юрий ШерстневКадры из фильма «Волшебный кубок Роррима Бо». Рената Литвинова и Юрий Шерстнев

Если всех все устраивает, то начинаем изготовление постижерных изделий, либо, если ничего изготавливать не нужно, фотографии с проб переносятся на съемочную площадку, и мы воспроизводим грим максимально точно перед выходом актера в кадр.

Все зависит от выбранного образа. Мужской грим занимает минут 20-30 с прической, женский – от часа до полутора. Если используется пластический грим – это минимум два с половиной часа, но бывает, что актеры и по шесть часов сидят.
 

Экстремальные условия проектов


Уже длительное время я принимаю участие в шоу «Уральские пельмени». Я в этом проекте с самого его начала. Если в кино у нас есть 30-40 минут на стандартный грим с прической, то на шоу нужно делать перегрим из образа в образ за двери-три минуты в режиме нон-стоп на протяжении всего концерта. 

На съемках фильма «Стартап» На съемках фильма «Стартап»

Все гримы продумываются и репетируются заранее: от прически до того, как будут нарисованы брови и какие черты лица будут подчеркнуты, а какие скрыты. Все гримеры, принимающие участие в концерте, знают, в какой очередности идут номера для быстрой и слаженной работы. Это бесценная практика, чтобы научиться создавать точные образы за считанные минуты. А еще это учит упорядочивать свое рабочее пространство и сильно организует как профессионала.

И павильонные, и натурные съемки могут быть одинаково тяжелыми в плане погодных условий – сильная жара или холод. Поэтому администрация съемочной группы заранее думает, где нас разместить на выездных локациях, и заказывает мобильные гримерные, например, Кинодоктора. А если проект низкобюджетный, то бывшие автодома. 

Лично для меня важно, чтобы в рабочей зоне была горячая/холодная вода и правильное освещение. Для работы я предпочитаю холодное освещение. Оно подчеркивает все неровности, нюансы, проблемы лица. И если в таких условиях актер после нанесения грима имеет красивый цвет кожи и выгодно выделенные черты, он в любом освещении будет прекрасно выглядеть.
 
 

Елена Гофман

Художник по гриму

Работала в таких проектах, как «Мафия», «Дублер», шоу «Уральские пельмени», «Generation П».
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 8955
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 7941
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 7157
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 5811
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

До новогодних каникул осталось меньше месяца, а между тем у многих каналов запустились новые сериалы или новые эпизоды уже любимых проектов. Если вам трудно сориентироваться в мире ТВ-шоу, то вот вам телепрограмма на всю зиму

  • 8 декабря
  • 4250
Практика

10 вещей, которые нужны всем, кто снимает кино

Что, кроме камеры, может понадобится на кинопроизводстве? Список самого необходимого и полезного оборудования на съемках

  • 15 декабря
  • 2010
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее