Тенденция

«В каждом проекте ходишь по лезвию бритвы»

Минусы и плюсы господдержки, кинокомиссии и рибейты, пиратство и образование – проблемы, которые волнуют российский продюсеров сегодня

  • 30 марта 2016
  • 1651
Евгений Белов

Проблемы господдержки


Сергей Сельянов, председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), руководитель СТВ: «Одна из главных тем — господдержка, а именно борьба за ликвидацию извращенной системы возвратности. У государственной поддержки субсидиарная природа. Субсидии — это безвозмездное финансирование. Последние два года 40% объявлялись возвратными, то есть по сути суммы сокращались почти в два раза, соответственно, вдвое уменьшился приток инвестиционных денег в кино.
 
Господдержка имеет огромное значение для нашей индустрии. Она такой мультипликатор, нет ее — и частные деньги практически не приходят, производственный бюджет снижается.

Весь объем средств, которые приходят по линии Фонда кино, равен половине бюджета любого крупного американского фильма, а это наш основной конкурент на российском рынке. И при этом нас призывают увеличить долю российского кино. Если возвратность 40% будет отменена только на Год кино, а потом опять вернется, то скоро мы не будем иметь никаких высокобюджетных фильмов, потому что господдержка имеет особое значение для крупных проектов. Поддержка в прокате давно перестала быть безвозмездной, она на 100% осуществляется за частные деньги. В целом объем частных денег на рынке зрительского кино, включая затраты на выпуск (реклама, логистика и т.д.), составляет 75%. Почему я говорю только про деньги, а не иные механизмы? Потому что остальное мы сделаем сами. За последние пять лет мы добились многого: российские продюсеры научились делать и выпускать крупные фильмы; они гораздо лучше чувствуют аудиторию; маркетинговые инструменты стали острее; и каждый год выходит достаточно фильмов, которые публика любит, по крайней мере ходит на них».

Олег Иванов, первый заместитель председателя Союза кинематографистов России: «Даже среди членов ассоциации существовали разные мнения. Были категорические точки зрения. Например, государственная поддержка портит продюсеров, отучая их от того, чтобы они настраивались на рынок. У нас на момент создания фонда не было ни одного лидера, и по большому счету сегодня не существует индустриальных кинокомпаний, способных выпускать по три-четыре картины ежегодно. Системная поддержка нужна именно крупным компаниям, которых насчитывается пять-восемь. Есть еще независимые студии, им тоже нужно помочь. Вопрос системной поддержки дебютантов, патронирования — задача этих лидеров и больших студий».

Джаник Файзиев, член АПКиТ, генеральный продюсер «Централ Партнершип»: «Когда два года назад началась история с возвратными деньгами, это привело к самому негативному влиянию на индустрию. Огромное количество компаний парализовано по формальному признаку. Сегодня урожай удался, а завтра засуха. И если урожай не удался, то фермеру нужно сдохнуть? Поэтому продюсер в данном случае выглядит как мальчик для битья. Наши коллеги закладывают дома, и не всегда удается их выкупить. Как можем, поддерживаем друг друга, но в каждом проекте ты ходишь по лезвию бритвы. Я пытался проводить такое исследование. На фильм, собравший в прокате больше 300 млн рублей, приходится около 1,5 млн проданных билетов и еще около 5-10 млн просмотров в интернете. Если мы говорим о том, что задача государства – доносить мысль, культуру, модели поведения до сограждан, то киноиндустрия эту задачу выполняет».

Анна Крутова, продюсер, советник председателя правления АПКиТ, лидер инициативы «Кино России»: «Господдержка — это не «выдача из окна». Она существует для того, чтобы сохранить отечественную кинематографию и развить ее. Здесь собрались продюсеры, каждый из которых является инвестором индустрии, и на один государственный рубль, я думаю, приходит минимум 1,5 рубля. И делают это только продюсеры, которые вкладывают как собственные деньги, так и средства третьих лиц, за что тоже несут ответственность. При этом они отвечают по договору перед государством за субсидию. И если продюсер нарушил график, прописанный в заявке, то получает штрафы. А как на счет того, что болеют актеры, уходят режиссеры с проектов, ломаются декорации? Общая государственная поддержка на всю нашу киноиндустрию — это 5,5 млрд рублей. В эту сумму входят выставки, фестивали и многое другое. По-моему, где-то 4 млрд уходит на кинопроизводство. Из этого продюсеры делают 10 млрд.
Возвратное финансирование удобно лидерам, которые могут пополнять оборотные средства, чтобы не останавливать продакшн.

Маленькие и средние компании, безусловно, с этим не справятся, поскольку, чтобы выйти на кинотеатральный рынок, продюсер должен потратить как минимум полбюджета картины, а то и весь. И эти деньги вычитаются из его же бокса. Так что выйти в плюс российскому продюсеру практически невозможно. Если Фонд кино выдает на возвратной основе, то нужно государственную поддержку увеличить до 10 млрд и 3 млрд выдавать на возвратной основе для оборота компаний-лидеров. Нужно создать инвестиционный фонд, в который Фонд кино будет вкладывать на инвестиционных условиях. В 2010 году мы продумывали эту программу сроком на 10 лет и говорили о том, что если все это время средства будут поступать на стабильных условиях, тогда мы придем к результату. Прошло два года, и мы изменили все условия, создали кабальную систему, ужесточили контракты. В результате посыпалось на кладбище несколько десятков компаний, и дальше мы двигаемся в том же направлении». 
 

Проблемы кинокомиссий и рибейта


Олег Иванов: «Кино снимается в Москве, Санкт-Петербурге. Мало где еще в Российской Федерации системно работает кинопроизводство. У ассоциации появилось предложение создать сети региональных кинокомиссий и дать им инструменты, которые позволят привлечь людей в регион, чтобы снимать кино». 

​Никита Трынкин, член АПКиТ, генеральный директор Art Pictures GroupНикита Трынкин, член АПКиТ, генеральный директор Art Pictures Group: «Сейчас в мире существует около тысячи кинокомиссий в 100 странах, грубо говоря, по 10 на страну. Это означает, что регионы конкурируют внутри страны за то, чтобы привлекать к себе кинопроизводителей. Конкурентоспособность зависит от двух параметров. Первый — это глобальная безопасность, в этом плане у нас не так все плохо. Второй — финансовые мотивации, и здесь ситуация довольно парадоксальная.
 
Из-за девальвации рубля снимать у нас сейчас дешевле, чем во Вьетнаме, например. Но это не вызывает быстрого и понятного притока кино- и телепроектов. Нас «нет на карте» в данном отношении.

Один из элементов работы кинокомиссий и привлечения — это рибейт, то есть возврат продюсеру части потраченного бюджета после производства проекта или до производства, если продюсеры кредитуют план на раннем этапе. Рибейты распространены по всему миру. В Америке – это 10 штатов, там доля, которую можно получить назад, доходит до 30%. Есть интересные территории, типа Фиджи, где возвращаются 60%. У этого процесса положительная динамика. Например, с этого года Франция увеличила лимит на возврат с одного проекта с 20 млн до 30 млн евро. В Грузии недавно начали заниматься такой деятельностью, и уже два американских сериала практически полностью загрузили собой всю грузинскую индустрию. Это очень динамичная и мобильная отрасль в отличие от машиностроения или сельского хозяйства. Люди садятся в самолет, прилетают, снимают, и от этого происходит масса позитивных эффектов для России и регионов. Во-первых, группа будет где-то жить, есть, арендовать транспорт, нанимать местную рабочую силу, которая еще и будет обучаться в ходе съемочного процесса. Во-вторых, локации будут показаны в кино, и это вызовет продвижение страны в туристическом направлении. Оценки эффективности данных механизмов показывают, что на один возвращенный через рибейт доллар/евро в экономику региона через разные каналы попадает от трех до пяти долларов/евро. Дальше на эти рибейты должна накладываться работа кинокомиссий, продвигающих регион, решающих маркетинговые и PR-задачи, осуществляющих административную поддержку. Это не супер сложно и вполне реализуемо, поэтому мы считаем, что такое направление необходимо срочно развивать».

Олег Иванов: «Вопрос рибейтов касается не только зарубежных студий, но и отечественных. Если наша студия едет в регион для съемок и там есть система зачета, фактически это означает, что мы включаем региональный бюджет в финансирование кинопроизводства. Сегодня в полномочиях субъектов федерации отсутствует такая строка, они могут финансировать фестивали и еще какие-то активности, связанные с кино, за исключением кинопроизводства. Поэтому появилось новое предложение со стороны ассоциации. Готовы ли эти субъекты расставаться с деньгами в условиях, когда у них деньги уменьшаются или практически отсутствуют, — это вопрос такой же, как и зачем губернатору вообще кинопроизводство. Сегодня наши кинематографисты еще не могут ответить на него, и диалог только начинается».
 

Проблемы пиратства


Александр Акопов, сопредседатель правления АПКиТ, генеральный директор Cosmos studio: «Одно из главных достижений нашей ассоциации за прошедшие семь лет состоит в том, что мы развернули общественное мнение относительно пиратства. Сегодня все сложнее найти в сети пиратские копии определенных кинокартин, за пять лет мы все зачистили.
 
Конечно, нельзя сказать, что совсем победили пиратство, но лиха беда начало. Будем считать, что все движется в правильном направлении.

Так или иначе, нельзя изолированно победить пиратов в отдельно взятой стране. Когда мы все это начинали, то неоднократно приглашали торренты и подобные ресурсы к диалогу. Рассказали, где и как купить права, с кем поговорить. На это не пошли товарищи из Rutracker, решили, что они как-нибудь нас победят. Окончилось плохо для них. Важно понимать следующее: когда мы говорим о легальном контенте, по инерции все сразу начинают говорить «платный». Но на самом деле 90% легального контента бесплатны, потому что он поддерживается рекламой. Все эти инсинуации на счет того, чтобы сделать бесплатный контент платным, — это игра на некомпетентности и запутывание аудитории. Если говорить о ближайших этапах, то следующими будут Google и Yandex. Как только появляется новый пиратский сайт вместо того, который мы только что закрыли, Yandex и Google обнаруживают их почему-то гораздо быстрее, чем существующие легальные площадки. Нам говорят, что это автоматические механизмы. Это все вранье. Они далеко не автоматические, там сидят внутри люди. Но рано или поздно мы их победим или переубедим». 
 

Проблемы образования


Олег Иванов: «Очень важна тема дополнительного образования, которая больше всего интересует продюсеров, которые сталкиваются с этим каждый день на площадке. По нашей инициативе появляется новый проект федерального уровня, который уже находится в зрелом состоянии».
 
Анна Крутова: «Система высшего образования в стране и не только в кино, построена таким образом, что оно находится в очень большом отрыве от реалий производства. Проблему можно решить быстро и системно с помощью дополнительного профессионального образования, в том числе более активной профориентации детей до 18 лет. Ассоциация продюсеров официально заявляет, что мы готовы и будем развивать разработанную нами программу. Она двухгодичная, и в ней есть все циклы производства полнометражного художественного фильма, начиная с девелопмента, преподготовки, подготовки через съемочный период к постпродакшну и выпуску. 
 
Настоящий кинематографист в каждом отдельном цехе может вырасти, только когда он понимает всю цепочку жизни фильма и знает, к какому результату надо идти.

Параллельно будет создаваться реальный художественный фильм. Во всем этом нам помогает агентство стратегических инициатив, с которым мы подписали соглашение. Первая программа будет опробована и запущена в пилотных регионах. Сейчас рассматриваем Казань, Тульскую область и Москву. Мы начинаем с подростков 15-18 лет. Уже открываются технопарки, в которых будут заниматься с детьми по девяти научным направлениям в плотной связи с индустрией кино и телевидения. Финансирование будет продюсерское, но и господдержка на федеральном и региональном уровнях понадобится». 
 
 

Пресс-завтрак Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) состоялся 24 марта. Участники, ведущие деятели индустрии, обсудили комплекс предложений правительству, направленных на улучшение инвестиционного климата и стимулирование производства. АПКиТ создана в 2009 году. Ее задача – укрепление экономических, юридических и кадровых основ отрасли. В ассоциацию входят 27 крупнейших производственных кино- и телекомпаний.
 
 


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также