Практика

Как снять первый фильм с минимальными затратами

Выбор директора, отказ от «студенческого комплекта» и мотивация актеров – продюсер и педагог Илья Шерстобитов в рамках выставки CPS-2016 прочитал лекцию «Как выжить в условиях ада и безденежья»

  • 29 марта 2016
  • 5506
Родион Чемонин

Начните карьеру с короткого, а не полного метра


Что такое короткий метр? Идеально, если он будет идти 15 минут. Потому что с таким хронометражем попадает во все международные фестивали: Канн, Берлин, Венеция и три наших главных фестиваля – «Кинотавр», «Короче», ММКФ. Есть, конечно, огромное количество других смотров, но реально помогут выстрелить только перечисленные. Хороший короткий метр дает больше возможностей проявить себя в качестве творца. Если вы понимаете, что фильм должен идти 25 минут и никак не меньше, так снимите его. Пусть он не проходит в Канн, но зато это свое кино, не подстраивайтесь под рамки. Не стоит делать первой работой полный метр, поскольку если снимаешь большое кино, то, условно говоря, конкурируешь с ДиКаприо и «Трансформерами». А кто ваш конкурент в короткометражном кино? Такой же человек, как вы.

Продюсер и педагог Илья ШерстобитовПродюсер и педагог Илья Шерстобитов 

Когда соберетесь снимать свой первый короткий метр, первое, о чем надо задуматься: зачем вам это? Если можете этого не делать, лучше не делать. Этим стоит заниматься, если жить без кино не можете. Бюджет на короткий метр, скорее всего, никто не предложит. Если появится какой-то дядя, который решит дать денег, то это фантастика из разряда «пришельцы управляют всеми нами». Говорят, что Минкульт что-то выделяет, но я этого не видел. Я в прошлом году спродюсировал четыре короткометражки, но мне никто денег на них не давал.
 

Как минимизировать расходы на производство


Какие можно совершить комбинации, чтобы выжить в этой ситуации? Самый большой расход связан с техникой, без которой не обойтись. Когда уже совсем становится плохо, я звоню производителям и говорю: ребята, ну всех уже перетряс, все перекопал, уже дно, дайте, пожалуйста, камеру. И вы знаете, процентах в ста они идут навстречу, потому что истории, в которые я ввязываюсь, как правило, интересные. Есть три компании, которые идут на контакт: ARRI, Canon и RED. А еще есть то, что я называю «студенческим комплектом». Когда человек приходит и говорит: «Мне нужно вот что», – и вываливает огромный список оборудования. Если у тебя в основном диалоговые сцены, то зачем тебе RED Epic? Я понимаю, что это круто, но мы никого не удивим техническими фишками. Вы можете удивить только одним: своей историей. На что вы ее будете снимать, по большому счету, не так принципиально. Не попадите в это студенческое бедствие, когда «я хочу все и сразу, правда, не знаю, как это все работает, но нужно, чтобы было побогаче».

Но все равно какие-то расходы на технику нужны. Производитель хоть и заинтересован дать камеру и представить это, как собственную победу, но найти бесплатно риги или плейбэк практически нереально. 

Кадр из фильма «Мама – Святой Себастьян» (2015)Кадр из фильма «Мама – Святой Себастьян» (2015)

И тут наступает время для второго контакта. Рентал-компании Москвы тоже заинтересованы в сотрудничестве с интересными режиссерами. Существует две компании, которые ввязываются в такие проекты. Они, конечно, попытаются взять с вас хоть какие-то деньги, но здесь возникает проблема договоренности. И тут рождается вопрос: кто вы в этом проекте? Вы режиссер? Вы тянете все на себе? Тогда, повторюсь, лучше не ввязываться. Потому что ваша работа – это ваше лицо. И если вы будете сосредоточены на том, когда привезут туалеты, кто доставит камеру, кто напился, то вы не будете заниматься тем, чем надо. Режиссер должен работать с актерами, завести всю группу, взбудоражить. Все должны поверить в него, в эту авантюру, это ваш режиссерский талант

Найдите себе хорошего директора, но не продюсера. Продюсер сосредоточен на деньгах. А вот если найти молодого директора, который возьмет на себя всю административную часть, то вы будете заниматься своим делом. Сейчас Роднянский набрал курс в Московской школе кино, и там есть человек пять хороших будущих продюсеров и директоров. Режиссер должен приходить на свою площадку как на чужую, осматриваться и восхищаться: надо же, как круто! Все остальное должно происходить без него. Если он будет заниматься административной и хозяйственной работой, то упустит самое главное. Если человек говорит, что делает все, это сразу вызывает у меня подозрение, это значит, что ничего не делает.

Если же вы продюсер, то вы в отчаянии занимаете у друзей деньги, закладываете машины, преследуете и обещаете вступить в сексуальную связь с теми, кто может вам хоть чем-то помочь. Я также знаю операторов, которые были локомотивами короткого метра. Хороший оператор – на вес золота в отличие от хорошего режиссера. Мне кажется, что в нашей стране операторы более конкурентоспособные, чем в остальном мире. 
 

Работайте с актерами


Все актеры сначала хотят миллион долларов и даже могут подумать, что вы заплатите им такую сумму. Это, конечно, иллюзия, вы не заплатите, потому что у вас нет таких денег. У меня была смешная ситуация, когда я работал с совершенно гениальной бабушкой-актрисой, но она изначально хотела 150 000 рублей. А я ее уговорил на 100 тысяч, обрадовался, читаю ей контракт, дохожу до пункта о 100 тысячах рублей за проект, она меня останавливает и говорит: «Какие 100 тысяч за проект? За смену!» 

На съемках фильма «Мама – Святой Себастьян» (2015)На съемках фильма «Мама – Святой Себастьян» (2015)

Нормальные актеры понимают, что на коротком метре денег нет, но зато есть возможность сыграть так, как никто не даст работать ни в сериале, ни в полном метре. В сериале есть тонкости продакшна, когда всех загоняют в определенные рамки, всех «кастрируют», чтобы выдавать четкий продукт. На большом проекте режиссер нередко ставит себя в такую позицию: я великий, а кто ты, червяк? В коротком же метре надо говорить актерам: «Слушайте, давайте, вы сыграете так, как нигде и никогда!» И очень многие соглашаются работать бесплатно, несмотря на то что у них смена стоит и по 150 тысяч, и выше. Но это опять же вопрос вашей договоренности. 

У каждого актера есть свой типаж. Предлагайте им ломать стереотипы. Если он герой-любовник, то дайте драму, если он комик, зовите его на трагическую роль. Если актер поверит в вашу историю, то он сам поедет с вами в любой город, чтобы сняться у вас. Позвольте актеру реализовать себя в широком диапазоне.

Все остальные кинопрофессии – им плевать на ваше творчество. Вы можете найти 10 прекрасных бесплатных артистов, операторов, режиссеров, но никогда не найдете ни одного бесплатного гаффера или толкового фокусника (фокус-пуллера, - прим. tvkinoradio.ru). Это в массе своей прекрасные люди, но заточенные под технические проекты. Основная часть бюджета и будет уходить на гримеров, фокусников, осветителей, и вам надо осознавать, что фильм без них не состоится, так как кино – это командный забег.
 

Кино снято. Что дальше?


Постпродакшн можно сильно уменьшить в цене, если «лечь» под какую-нибудь студию. Сказать, что их ждет всемирная слава, и возможно, они пойдут вам навстречу. 

Когда закончились съемки, режиссеры обычно впадают в глубокую депрессию, потому что им кажется, что они сделали полную гадость. Чтобы этого избежать, надо сделать паузу. Идеально хотя бы месяца на три-четыре. Любые съемки – это жесткий стресс, а короткий метр тем более. Не гонитесь за фестивалями, никакие дедлайны не должны вас ограничивать. Если же будете себя и дальше загонять: черт, быстрее, давайте успеем в Канн, ничего не хорошего из этого не выйдет. Канн будет и в следующем году. 

Кадр из  фильма «Школьный стрелок» (2015)Кадр из  фильма «Школьный стрелок» (2015)

Есть в России компании, которые специализируются на фестивальном продвижении. Не ходите к ним, потому что будете платить деньги каждый раз за то, что можно сделать лишь единожды. Существует несколько международных сайтов, куда можно залить фильм, заполнить анкету, внести символическую сумму, а дальше они сами отслеживают дедлайны фестивалей и автоматически рассылают ваш фильм. Это мертвый, но эффективный способ. Мертвый потому, что вы идете, как все, а это не всегда хорошо. Так как мы живем в России, нам важно самим идти на личные контакты с программными директорами фестивалей. Надо с ними списываться персонально, только тогда это будет эффективно. 
 

О перфекционизме


Не вылизывайте свой фильм бесконечно. Пройдет время, и если вы не безумец, он вам рано или поздно разонравится. Вообще, это такие «качели»… С одной стороны, вы должны быть убеждены, что ваше кино – самое лучшее и совершенное. Если кому-то не нравится, пфф, да пошли вы! С другой – надо понимать, что никогда ваш проект не будет идеальным. 

На съемках фильма «Мама – Святой Себастьян» (2015)На съемках фильма «Мама – Святой Себастьян» (2015)

Общайтесь больше, мир интернационален. Для того и нужны такие выставки, как CPS, чтобы вы знакомились друг с другом. Это ваша обязанность, если вы занимаетесь кино. Безумие – считать, что снимать можно только в Москве или Питере. Все знают, все слышали, что у нас есть прекрасное якутское кино. В Якутии собралось некоторое количество сумасшедших людей, они взяли и сняли кино. У меня в одном проекте режиссер был из Киргизии, оператор – из Эстонии, а снимали мы в Болгарии. И все это стоило мне 120 тысяч рублей.

Продюсер и педагог Илья ШерстобитовПродюсер и педагог Илья Шерстобитов

Для чего я ввязываюсь в эти проекты? Меня пробивает идея. Это авантюра, которая увлекает. В какой-то момент ко мне приходят, рассказывают, и вот уже я осознаю, что иду с ними. Куда, зачем – мне и самому непонятно, но это очень увлекательно.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 8218
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 7642
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 6672
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 5551
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4357
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

До новогодних каникул осталось меньше месяца, а между тем у многих каналов запустились новые сериалы или новые эпизоды уже любимых проектов. Если вам трудно сориентироваться в мире ТВ-шоу, то вот вам телепрограмма на всю зиму

  • 8 декабря
  • 3956
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее