Практика

10 заповедей хорошего сиквела

Как работать с полюбившимися зрителю героями, почему нельзя сделать «просто» ремейк, как добавлять новое и беречь детали. Смотрим, как устроены успешные франшизы

  • 27 марта 2016
  • 2047

Нравится вам или нет, но это – хлеб и масло Голливуда. В 2015 году 30 из 50 самых кассовых фильмов были сиквелами, приквелами или спин-оффами.

Возможно, многие согласятся, что некоторые сиквелы оказываются сильнее оригинала. Так было с «Чужими», «Крестным отцом: 2», «Звездными войнами 5: Империя наносит ответный удар», «Темным рыцарем», «Людьми Х. 2», «Звездным путем 2: Гнев Хана».

Но и ухудшений можно вспомнить предостаточно: «Горец 2: Оживление», «Скорость 2: Круиз контроль», «Изгоняющий дьявола 2», «Бриолин 2», «Гольф-клуб 2» и многие другие.

Кадр из фильма «Горец 2: Оживление»Кадр из фильма «Горец 2: Оживление» (1991)

Мы знаем и множество примеров поздних сиквелов, которые связаны с первоисточником довольно условно: «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», «Бэтмен и Робин», «Человек-паук 3», «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть», «Рокки 5» и другие.

Что является залогом отличного сиквела?

Большинство сценаристов Голливуда работает по заданиям. Когда успех приходит к оригинальному фильму, это гарантирует продолжение, потому что студия собирается зарабатывать деньги. Вышедший в прошлом году «Мир Юрского периода» стал третьим по сборам всех времен и народов. Зрители любят сиквелы, а следовательно, их любят и студии. Так что лучшее, что могут сделать сценаристы, это акклиматизироваться в системе и выполнять задание.
 

1. Надо убедиться, что оригинал предусматривает сиквел


Кадр из фильма «Инопланетянин»Кадр из фильма «Инопланетянин» (1982)

В первую очередь это обязанность студии и продюсера, но и решающий фактор успеха любого сиквела.

Вспомним «Горца». Он стал выдающимся прорывом в своем жанре благодаря идее о встрече бессмертных воинов для дуэли. Результат всех поединков – в живых должен остаться только один. В конце фильма, герой – Конан МакЛауд из клана МакЛаудов – получает приз. Успех первого фильма позволил студии запустить серию продолжений.

Или возьмем противоположный пример. «Инопланетянин» Стивена Спилберга едва не получил сиквел. Но власть имущие были достаточно мудры, чтобы разглядеть, что продолжение в этой картине не заложено.
 

2. Нельзя сделать просто ремейк


Кадр из фильма «Рокки» (1976) Кадр из фильма «Рокки» (1976) 

Слишком много сиквелов страдает из-за этой ошибки. Франшиза «Парень-каратист» быстро надоела из-за пересказа одной той же истории. А вот «Рокки» удалось вырулить. Не стремитесь повторить оригинальный фильм. В нем: кульминация отличной идеи, прекрасный сценарий, лучшие актеры, идеальный режиссер. Сделайте то же самое, но заново. Потому что…
 

3. Зрители хотят что-то новое, но то же самое


Кадр из фильма «Крид: Наследие Рокки» (2016)Кадр из фильма «Крид: Наследие Рокки» (2016)

Да, это та тонкая грань между чем-то новым и чем-то другим. Сценаристы должны найти баланс. 

Оригинальный фильм становится успешным потому, что зрители реагируют на концепцию, героев, историю. Это важно уловить.

Почему мы смотрим фильмы про Рокки? Потому что ходим видеть, как аутсайдер одержит победу в главной драке. Будет не так интересно смотреть на то, как он сражается с ничтожеством, да? Но как рассказывать эту историю снова и снова, не боясь потерять зрителя. Как это получилось у франшизы «Рокки» с момента запуска в 1976 и на протяжении четырех фильмов в 80-е, а затем в шестой картине в 2006-м и даже в последнем спин-оффе «Крид: Наследие Рокки»?

Это довольно просто. Вы берете ядро из концепции оригинала (боксер-аутсайдер), героев (Рокки, Эдриан, Поли и Аполло) и историю (попытка выиграть в заведомо проигрышной ситуации), нарастив вокруг этих элементов побольше «мяса». Во втором фильме Рокки справляется со славой и стыдом и все же выигрывает. В третьем поддается ложному успеху, размяк, его побили, но он смог вернуться. Четвертый – это совершенно невозможный бой, но появляется элемент мести. 

Дайте зрителям знакомые черты, сохраните ядро, добавьте новые конфликты и характеры.
 

4. Не стоит забывать, что герои родом из оригинального фильма


Кадр из фильма «Охотники за привидениями 2»Кадр из фильма «Охотники за привидениями 2» (1989)

Это, пожалуй, худшее преступление любого сиквела – забыть, за что боролся и чего достиг герой в оригинальном фильме или в предыдущей серии. 

За примером не нужно далеко ходить, достаточно вспомнить «Охотников за привидениями 2». В конце оригинального фильма Питер добился внимания подруги, а самих охотников чествовали как героев за спасение Нью-Йорка.

В сиквеле они возвращаются к тому, с чего начинали. Питер и Дана не вместе. Команда не только распущена, но и ее участники стыдятся своих промахов в героическом прошлом. Сиквел не просто пытается переделать оригинал, он отступает назад по сравнению с исходником.
 

5. Надо развивать оригинальных героев


Кадр из фильма «Безумный Макс 2: Воин дороги»Кадр из фильма «Безумный Макс 2: Воин дороги» (1981)

Посмотрите на картины «Чужие», «Крестный отец: часть 2», «Звездные войны эпизод V: Империя наносит ответный удар», «Звездные войны эпизод VI: Возвращение джедая», «Безумный Макс 2: Воин дороги», «История игрушек 2» и «История игрушек 3» и другие. Эти сиквелы развивали своих героев. Не только в контексте истории, но и другие черты их характеров.

Франшизы живут и умирают вместе с героями. Некоторые являются исключениями (в основном, это фильмы ужасов, как «Паранормальное явление» или «Пила»), но в большинстве зрители любят героев и уже поэтому хотят видеть их развитие.

В «Чужих» характер Рипли меняется наилучшим образом, поскольку она выжила в перипетиях первого фильма. «Терминатор 2: Судный день» – еще один из величайших сиквелов всех времен доводит до идеала роль Сары Коннор, полностью изменившейся после того, как она уцелела в первом фильме.

Люк, Хан и Лея в «Звездных войнах» оригинальной трилогии постоянно развивались. Майкл Корлеоне все время двигается вперед. Вуди, Базз и их друзья неизменно стремятся к лучшему. Этого и жаждут зрители. Они хотят, чтобы герои трансформировались в своих приключениях.
 

6. Оригинальный персонаж принадлежит франшизе


Кадр из фильма «Скорость 2: Круиз контроль»Кадр из фильма «Скорость 2: Круиз контроль» (1997)

Возьмем «Форсаж». Если и существует пример персонажей, являющихся франшизой, то это именно они. Природа героев – истинное ядро любой франшизы. Сиквелы, в которых Пол Уокер и Вин Дизель не принимали участия или не играли вместе, не имели успеха в прокате. Если вы сосредоточены на сохранении оригинальных персонажей, то можете преодолеть опасность потускнения злодеев и сюжетной линии.

Так процветало «Смертельное оружие». Зрители любили этих ребят. Риггс и Мерто, а также персонажи второго плана из их семьи, друзья и возлюбленные были главной причиной возвращения публики за добавкой.

Худшая история, которая может приключиться с сиквелом, – это потерять своих героев. Так бывает в Голливуде из-за контрактов или по той причине, что актеры не желают идти на второй круг. Вспомните «Скорость 2: Круиз контроль». Они потеряли Киану Ривза. 

Не забывайте о персонажах. Все в сиквеле начинается с них, и зрители никогда не простят, если вы растеряете любимых героев.
 

7. Используйте детали, появившиеся в оригинале


Кадр из фильма «Крепкий орешек»Кадр из фильма «Крепкий орешек» (1988)

У Индианы Джонса есть шляпа и кнут. У Риггса – боевое искусство и ярость. У безумного Макса есть машина (по крайней мере в первых двух). У Хана Соло есть Тысячелетний сокол, у Люка Скайуокера – X-Wing. Это лишь несколько примеров того, как задана атмосфера оригинальной частью.

Используйте элементы, заложенные ранее, – они очерчивают персонаж. Позиция. История. Шрам. Штрих. Это не будет фильм про «Крепкого орешка» Джона МакЛейна, если в нем не прозвучит: «Йо-хо-хо, ублюдок».
 

8. Не стоит изобретать колесо


Кадр из фильма «Гремлины 2: Новая партия»Кадр из фильма «Гремлины 2: Новая партия» (1990)

Может показаться, что это относится к какому-то другому пункту выше, но тут мы больше говорим о тоне и стиле. «Горец 2: Оживление» превратил загадочных бессмертных в пришельцев из другого мира, который ориентирован на будущее, тогда как оригинальный фильм был встроен в настоящее и прошлое. Сиквел оказался плохим научно-фантастическим фильмом.

«Гремлины 2: Новая партия» превратились в «неоновую» комедию с черным юмором, тогда как оригинал был фильмом ужасов с элементами комедии.

Конечно, вы хотите предложить в сиквеле что-то новое, но не стоит заходить слишком далеко.
 

9. Сиквел настолько хорош, как хорош его злодей


Кадр из фильма «Смертельное оружие»Кадр из фильма «Смертельное оружие» (1987)

Антагонист – это ключ. Слабый злодей – это слабый конфликт, слабая история, слабые герои.

Франшиза «Смертельное оружие» не всегда получала хороших негодяев (вот мистер Джошуа был крут). Третий фильм был самым слабым в этом смысле.

Сиквелы «Крепкого орешка» никогда не переплюнут Ганса Грубера (хотя третья часть была достаточно умна, чтобы вернуться к истории Ганса).

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» был, возможно, смазан воспоминаниями о бесподобном Джокере Хита Леджера.

Сиквелы «Парень-каратист» никогда не имели своего Джонни.

Антигерой в пятом «Рокки» не дотягивает до Аполло Крида, Клаббер Лэнга или Ивана Драго.

Главные герои настолько сильны, насколько мощные противники им попадаются.
 

10. Вы должны задаваться этими вопросами


Кадр из фильма «Терминатор»Кадр из фильма «Терминатор» (1984) 

Чего они достигли в оригинальном фильме или в предыдущей серии? Что они узнали в своем достижении? Какой конфликт мы можем им подбросить, чтобы проверить их знания и умения? Как они справятся с этим конфликтом и испытанием? Все есть в продолжении…

Продолжение должно писаться с удовольствием. Большую часть времени предстоит иметь дело с героями, которых публика уже любит. Надо разработать идею, которой зрители уже увлечены. Нет никакой необходимости представлять героев или концепцию в первых кадрах, потому что оригинальный фильм уже сделал это. Все что остается писателю – развивать историю, охватывая новых персонажей, подбрасывать новые конфликты и увлекать зрителей в очередное потрясающее путешествие.

Источник: moviemaker.com

 


Комментарии

Комментариев: 1

ребята, на последнем фото кадр из фильма Терминатор 2 1991 года. 

Смотрите также

Популярное
Практика

4 базовых техники съемки, которые должен знать даже новичок

Возможно, вы только начинаете свой путь в кино, но вот несколько операторских техник, которые нужно освоить в первую очередь

  • 6 августа
  • 5793
Практика

7 основополагающих элементов киноязыка, которые важны до сих пор

Режиссер и оператор Ноам Кролл выделил несколько техник съемки, которые появились еще в классическом кино, но их можно эффективно использовать и сейчас

  • 7 августа
  • 4804
Обзоры

Сам себе каскадер: 10 актеров, самостоятельно выполняющих трюки

Том Круз продолжает удивлять исполнением трюков в новом фильме «Миссия: невыполнима», а мы вспоминаем десяток отчаянных актеров, предпочитающих обходиться без каскадеров: от Бастера Китона до Джеки Чана

  • 11 августа
  • 2917
Практика

10 актерских советов Роберта Де Ниро

Публикуем порцию творческих советов, нажитых на собственном опыте великим Робертом Де Ниро, которому сегодня исполняется 75 лет: о подготовке, ограничениях, умении слушать и не беспокоиться о славе.  Рекомендации, кстати, применимы не только в актерской практике

  • 17 августа
  • 2609
Слова

«Попросите драматического актера сделать то, что делает Джим Керри. Ничего не получится»

Сценарист, режиссер и продюсер Пол Лазарус (сериалы «Друзья», «Она написала убийство», «Дурнушка» и другие) в рамках тренинга в МШК поделился с нами секретами кухни американских сериалов, мыслями, почему комедия — самый трудный киножанр, и способами работы с актерами

  • 10 августа
  • 2243
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 1979
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее