Практика

12 советов от сценариста Бо Уиллимона

Автор и шоураннер «Карточного домика» объясняет, стоит ли вам писать, какие плюсы у страха, чем творчество похоже на воровство и зачем нужно помнить о смерти

  • 26 марта 2016
  • 5760
Павел Орлов

01. Не пишите


Мой первый совет — не пишите. Я серьезно — не пишите. Ведь нет абсолютно никакой гарантии, что то, чему вы посвятите свои силы и время, когда-либо увидит свет. С высокой долей вероятности все старания вылетят в трубу. Впрочем, если вы не последуете этому совету, поздравляю — вы настоящий сценарист.
 

02. Писать — это необходимость


Кадр из сериала «Карточный домик»Кадр из сериала «Карточный домик»

Не думаю, что путь творчества — это выбор. Создавать сценарии — это не карьера, это возникает из необходимости, то есть вы просто не можете иначе. Если бы я не писал, я бы чокнулся, в буквальном смысле сошел бы с ума. Но помимо этого, учитывайте, что в работе сценариста много не самых приятных вещей, поэтому если считаете, что способны заниматься чем-то еще, лучше все-таки не пишите. 

03. Читайте и воруйте


Не существует формулы, как стать сценаристом. Одним не помогают ни курсы, ни программы обучения. Другим достаточно дня, чтобы понять основные принципы. Но одно необходимое условие я бы назвал. Обязательно нужно много читать и смотреть. Чтобы создать что-то новое, вы должны знать, что было до вас. Также это поможет понять, откуда воровать. Да, сценаристы — это профессиональные воры. Заимствовать что-то у великих драматургов, романистов, поэтов, кинематографистов прошлого — это нормально. Так и рождается новое. 
 

04. Пишите и ошибайтесь


Творчество — процесс постоянных ошибок. Большая часть того, что сочиняет любой хороший автор, никуда не годится. Если из пятидесяти написанных мной страниц две оказываются достойными, я считаю это победой.
 

05. Вдохновение — в труде


Кадр из сериала «Карточный домик»Кадр из сериала «Карточный домик»

У каждого сценариста свой метод работы. Я знаю тех, кто идет четко по графику, и тех, чей процесс абсолютно хаотичен. Думаю, сам нахожусь где-то посередине. Обычно пишу просто потому, что должен. Возможно, поэтому никогда не жду вдохновения, да и не верю в него. Я верю в тяжелый труд. Именно благодаря нему и появляется то, что можно назвать вдохновением. 
 

06. Бойтесь


Если страх мешает вам писать, посмотрите на него под иным углом. Используйте свои страхи как творческий импульс. И помните, что если вас ничего не пугает, значит, вы ничем не рискуете, а если ничем не рискуете, значит, не создаете ничего оригинального.
 

07. Сходите с ума


Кадр из сериала «Карточный домик»Кадр из сериала «Карточный домик»

Если вы сидите за пустым столом и вам абсолютно комфортно, если не терзают сомнения и страхи, значит, что-то не так. Погружайте себя в ненормальное, сумасшедшее состояние — это лучшее, что можно сделать, чтобы заставить работать свои творческие силы. 
 

08. Удивляйтесь


Одна из главных радостей работы над сериалом — возможность глубоко исследовать личности своих героев. Даже когда кажется, что характер исчерпан, всегда неожиданно находятся новые грани. В кино или театре это невозможно, сразу теряется ощущение реализма. Но как в сериале находить новое в привычных героях? Нужно самому выходить из зоны комфорта, исключать повторения того, что уже было, и удивляться самому ровно так же, как потом предстоит удивиться зрителю. 
 

09. Идеал — это оригинальность


У меня никогда не бывает такого ощущения, что сценарий завершен. Всегда кажется, что еще есть какие-то вещи, над которыми можно поработать. Но есть ограничения, есть момент, когда ты должен остановиться и отпустить свой текст. Достичь идеала в традиционном понимании этого слова, на мой взгляд, невозможно. Скорее я бы сказал, что идеал для меня — нечто оригинальное. Вот это иногда получается, если вы усердно работаете и вам сопутствует удача. 
 

10. Найдите поддержку


Кадр из сериала «Карточный домик»Кадр из сериала «Карточный домик»

Обязательно необходим кто-то, кто скажет, что верит в вас и в то, что вы пишите.

11. Политика — во всем


Кадр из сериала «Карточный домик»Кадр из сериала «Карточный домик»

Любое творчество политично, потому что мы все, так или иначе, верим в какую-либо систему. Что бы вы ни писали, неминуемо будете касаться политики, хотите вы того или нет. 

12. Memento mori


Кадр из сериала «Карточный домик»Кадр из сериала «Карточный домик»

Первая мысль, с которой я начинаю каждый день: «Ты умрешь». Это могло бы звучать жутко, но на самом деле нет. Меня эта мысль наоборот освобождает, дает понять, что ничего хуже уж точно не произойдет. Я просто вспоминаю об этом, а затем говорю себе: «Хорошо, раз так, поскорее примемся за работу». 

Источники: BAFTA, BAFTA Guru, Collider

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 14039
Обзоры

Лучшие библиотеки сэмплов для киномузыки

Если у вас есть миди-клавиатура и небольшой набор оборудования, то вы уже можете писать музыку. Но чтобы она звучала убедительно, важно также использовать хорошие библиотеки сэмплов

  • 7 мая
  • 2028
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 1761
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 1765
Слова

«Я приехал в Бангладеш сделать не просто хорошее кино, а что-то на пределе возможностей»: оператор Азиз Жамбакиев об однокадровом фильме «День субботний»

В числе самых ярких картин прошедшего ММКФ — бангладешская драма «День субботний», снятая в сложнейшем формате однокадрового кино. Оператор Азиз Жамбакиев поделился с нами подробностями создания картины: особенности ритма и света, выбор оптики, специфика «восточного стиля» подготовки, а также форс-мажоры

  • 6 мая
  • 1568
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1451
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее