tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

«Запрос от индустрии огромный, а людей нет»

Ужас и красота грима, правила и технологии сценографии — директор Московской школы кино Екатерина Черкес-заде рассказывает, чем занимаются художники в кино и как влиться в профессию

— Что вы имеете в виду, когда говорите «художник в кино»?

— Дизайнеры, художники, дизайнеры интерьеров или архитекторы — все это близкие области, но художник в кино — это совершенно определенная категория. Его задача сделать так, чтобы зритель поверил в происходящее на экране. Специализаций много: это и художники-постановщики, и художники по костюму, по гриму, и так называемые концепт-артисты в компьютерной графике, которые тоже находятся в этом цеху. Эти люди совместно придумывают, как вообще все будет выглядеть: актер или компьютерный персонаж, его условное окружение, в каких интерьерах он будет находиться, насколько они исторически верны или, может, будут отражать какой-то определенный мир.

Директор Московской школы кино Екатерина Черкес-ЗадеДиректор Московской школы кино Екатерина Черкес-заде

Художник по гриму вообще творит чудеса — он использует самые современные технологии, чтобы передать в первую очередь образ. Это не мейкап, как в фешн-индустрии. Там тоже создается образ, но автономный. А в кино он включен в драматургическое повествование и должен решать еще какие-то задачи в рамках целого фильма, поэтому, конечно, здесь очень большая специфика. Без художников в кино ничего не бывает, но для людей, далеких от индустрии, это не очевидно. Мы часто объясняем, насколько художник в кино востребован и необходим, пытаемся популяризировать профессию. Кто такой оператор, не нужно объяснять, а кто такой художник в кино — нужно. 

— Кто и как должен ставить задачу художнику?

— Эта история начинается с препродакшна, когда художник, оператор, режиссер — все вместе начинают читать сценарий, выбирать локации, придумывать, каким образом будет решена та или иная художественная задача, как лучше показать ту или иную сцену. У всех есть свое видение фильма, но им нужно вместе создать единую картину мира, а это совместный труд.



Конечно, главный — режиссер, он арт-директор проекта и ставит задачу перед каждым цехом, в том числе и перед художественным. Но это все командная работа, и мне вообще кажется, что кино могут заниматься только те, кто умеет работать в команде. К тому же кино делается людьми, которые находятся вне кадра. 

— Как строится взаимодействие художника с оператором во время обучения?

— У нас в школе операторы весь семестр вместе с художниками должны выполнить задание «свет и цвет». Они учатся работать на площадке и должны добиться определенного эффекта, увидеть, как с этим работает камера. Дается картина какого-либо известного живописца, и ее нужно восстановить в том же стиле и цвете. Именно это и есть кинематографическая задача, которая дает полное погружение в определенный контекст. Студентов ставят в пары — оператор и художник, поскольку эти профессии всю жизнь будут работать в связке. Есть у нас еще такой беспрецедентный проект, когда операторы вместе с будущими супервайзерами компьютерной графики снимают на хромакей. Художник тоже должен понимать, как с этим изображением он будет потом работать. Они снимают определенного героя на хромакее, ставят маркеры, все по-взрослому, для того чтобы потом научиться работать с этим на посте. И режиссер в данном случае не включен.

Воспроизведение картины Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» 

— Влияет ли жанр на работу художников?

— Я считаю, что профессионал должен уметь работать в любом жанре. Ставится, например, задача, что мы снимаем триллер, значит все там будет какое-то темное и странное. Если работаем с комедией, то, естественно, будут преобладать светлые, яркие краски и т.д. Для хорошего художника это не является проблемой. Другой вопрос, когда мы говорим про ограничения бюджета. Вот тут и просыпается профессионализм. Любой художник с опытом спросит: «На сколько рисовать?» Если в фильме много компьютерной графики и все снимается на хромакее — это еще более сложная задача, потому что нужно решить, как снять так, чтобы с этим впоследствии можно было работать на посте. Это уже решает концепт-художник, который передает материал супервайзеру компьютерной графики.

​Мне кажется, что специальность художника никогда не перестанет быть востребованной. Но нужно учитывать, что кино привлекает определенный тип человеческого характера. В первую очередь он не автономный. Нельзя работать одному, это не твое личное произведение, а коллективный труд. Должно быть очень развито чувство ответственности, нельзя (в отличие от художников из других сфер) сказать: «У меня сегодня творческий кризис, я не выйду на площадку». Художники по гриму делают, например, огромную работу, ведь любого актера можно гримировать два-четыре часа, а их может быть несколько. А потом ты постоянно должен следить на площадке, как выглядит твой герой, потому что отвечаешь за образ. Поэтому у нас работают только практики индустрии, нет теоретиков, и здесь не может быть теоретической школы. Пока сам с текстурами не поработаешь, несколько декораций не построишь, десять раз обои не переклеишь, не сможешь руководить другими людьми. Мы шутим, что если ничего не получится, то в крайнем случае художник кино сможет прекрасно делать ремонты. 

— В чем принципиальная разница между работой в кино, театре или на ТВ?

— Очень много общего. Сценография, например. Но есть и большие различия. В театре вы работаете с живым действием и создаете некую статичную историю, которую дальше актеры будут реализовывать. В кино нужно добиться того, чтобы зритель поверил вам, здесь меньше автономии. Все подчинено драматургическому повествованию, вы должны рассказать историю и следите в первую очередь за этим. Остальное уже следствие. В телевидении все поставлено на поток и другие форматы. У всего есть своя специфика. Если мы строим декорации для «Евровидения», то будет большое количество плазм, компьютерная графика. Вы будете в основном работать с моушн-дизайнерами.



Если работаете в театре, то общаетесь с цехами сценографии и костюмов. Но художник может достаточно легко уйти из одной области в другую, это просто новый вызов, задача, технологические возможности. А цель одна и та же — максимально погрузить публику в происходящее на экране или на сцене и сделать так, чтобы визуально это было красиво. 



— Могут ли российские специалисты конкурировать с западными? 

— Я думаю, что да, если наш художник хорошо говорит по-английски. Технологии примерно одинаковы, кино — абсолютно международная индустрия. Конечно, есть определенная специфика — американские проекты, например, гораздо четче выстроены. Но если ты встраиваешься в систему, почему нет?

— Должен ли абитуриент обладать дополнительным художественным образованием, чтобы учиться у вас?

— Художник все-таки должен уметь рисовать. Обычно художники-постановщики приходят в профессию, имея за плечами опыт художественной школы. Просто кто-то после нее идет в дизайн, в Строгановку, в архитектуру, скульптуру. В кино же попадает определенная категория, на которую мы и ориентируемся. Но людей, которые условно хотят заниматься просто дизайном или интерьерами, гораздо больше, чем тех, кто хочет стать художниками-постановщиками. Хотя у них изначально много общего.

— Сейчас любой желающий может найти какие угодно онлайн-курсы, являются ли они альтернативой в подобном образовании?

— Я считаю, что онлайн-обучение — это просто часть образования, которая касается больше теории, а не практики. Особенно это относится к художникам по гриму. Если на YouTube девочке рассказать, как красиво делать стрелки, еще не значит, что она может сделать их хорошо. Но я не говорю, что онлайн — это плохо.



Интересно сделать что-то оффлайн и получить дополнительную теоретическую базу, узнать, как пользоваться определенной технологией или каким-то инструментом, например, пластическим гримом. Другая сторона — создание образа. Его нельзя сделать автономно — это и костюм, и конкретный актер, и огромное количество нюансов. От онлайн-лекций нельзя отказываться, но я не верю, что в кино онлайн может заменить оффлайн. Это скорее дополнительная возможность понять, как работают в соседней школе, посмотреть, как делали грим для недавнего крутого блокбастера.  

— Сколько вы набираете студентов на курс?

— Наша школа выпускает 15 художников-постановщиков в год (из 20-22 поступивших) — это более чем достаточно для российской киноиндустрии. Но вопрос не в количестве, а в качестве этих людей, поэтому мы набираем по одной группе каждой специализации (гримеры и художники-постановщики), хотя могли бы сделать несколько. Нужно понимать, что наличие диплома — еще не гарантия успеха в профессии. Многие молодые люди, получившие высшее образование, не хотят дальше учиться. На практике у вас не будут требовать диплом, а спросят только, что вы умеете делать. Так что нужно развиваться, ходить на дополнительные курсы, изучать новые области, расти от проекта к проекту, чтобы наработать хорошее портфолио.

— Интересуется ли молодежь этой специальностью? Какой у вас конкурс на место?

— Интересно, что для молодежи эта специализация не является столь очевидной, как дизайнер, например. Для меня это загадка. Вот рядом с нами — Британская высшая школа дизайна, где учится огромное количество людей на дизайне интерьера. Для художников-постановщиков навыки требуются примерно те же, хотя, естественно, учиться они будут совершенно другим вещам. У нас конкурс три-четыре человека на место. Для сравнения, на режиссерском факультете — 12 человек на место, на операторском — 9-10. С другой стороны, есть невероятная потребность в художниках со стороны киноиндустрии. Потому что кого-кого, а художников меньше всех. И если человек получил у нас специализацию, он впоследствии 100% устроится либо на сериал, либо может пойти ассистентом художника-постановщика. Без работы он не останется.


Отдельно хочу отметить, что если рассматривать оплату труда художников в самых различных областях, то постановщик — одна из самых высокооплачиваемых специальностей. В прошлом году меньше, чем 500 тысяч рублей за проект, опытный художник-постановщик на полнометражном проекте не получал. Кроме того, можно всегда выйти на рекламу, где-то подработать. Рынок сейчас не такой активный, как два года назад, все это знают, но на востребованность профессионалов это никак не влияет. Их всегда мало. Я точно могу сказать, что 90% выпускников работает по специальности. Их берут к себе на проекты их же преподаватели. Ты начинаешь потихоньку следовать за своим преподавателем. Лучшие студенты могут пойти своим путем на какой-нибудь сериал и начать зарабатывать. Большинство людей, которые после нас пошли в кино, окупили свое обучение меньше чем за год. Запрос от индустрии огромный, а людей нет. И они не понимают, что рядом есть область, в которой есть шанс реализоваться и, возможно, достаточно успешно.
 
 

26 марта в Московской школе кино пройдет «Cinema ART Day». В программе — мастер-классы и воркшопы от художников-постановщиков, художников по костюму и гриму, а также концепт-артистов.
 
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8722
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3655
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2447
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1803
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее