Мнение

Интернет-сериал — реинкарнация кинематографа

Режиссер Арсений Гончуков рассуждает о том, как кино проникает в цифровой мир, как ему там живется, какая новая реальность возникает, почему короткометражки больше никому не нужны, а ТВ не убило кинематограф

  • 23 марта 2016
  • 3888
Арсений Гончуков

Кино в Сеть пришло давно. Но интернет, как информационный ресурс, как способ коммуникации и место, где адаптируются целые виды искусства, – это совершенно разные вещи. Сегодня кино проникает в Сеть, преломляется в ней, как в линзе, и приобретает новые художественные формы и форматы.
 
Появилось особое название контента — social cinema.

Это тенденция последних нескольких лет. Как литературовед и филолог в прошлом я даже осмелюсь сделать попытку описать роды и виды того, что мы называем «видео в интернете».
 

Тотальный сериал 


В начале февраля голливудский режиссер Энтони Уилкокс, работавший до этого ассистентом продюсера в таких картинах, как «Перл Харбор» или «Типа крутые легавые», анонсировал выход детективного интернет-сериала Shield 5, который будет размещаться в Instagram и каждая серия которого длится ровно 15 секунд. При этом Уилкокс не постеснялся назвать то, что он делает, словом «кино» и заявить, что готовится 28 серий. Появилось особое название контента — social cinema. А почему не gif-сериал или фотосериал? Но факт есть факт, перед нами еще одна ласточка-гибрид кинематографа и интернета.


Об интернет-сериалах сегодня говорят все больше. Появляется их достаточно. Есть исследования о том, что на смену клиповому мышлению приходит мышление сериальное. Но это касается всем известных телесериалов, а что с территорией WEB? Что же такое интернет-сериал, хочется понять получше. Я задумал цикл статей на тему новой сетевой реальности. Запуская собственный сериал в на стыке жанров драмы и триллера «Район тьмы», мне хочется, да и приходится, размышлять над тем, как же кино осваивается в Сети, что такое интернет-сериал как жанр и формат.
 

Почта не нужна

 
Однажды меня поразил тот факт, что следующее, полностью цифровое поколение людей, сегодняшние подростки, кто с самого детства, с пеленок, знаком с интернет-технологиями, не заводят себе почту. Моему сыну в 13 лет трудно понять, зачем она нужна. Конечно, он пока не работает, ему не надо писать длинные успокоительные письма брошенным женщинам, отчитываться перед строгим начальством или расписывать ТЗ, но в условиях, когда вымирают целые платформы, как это произошло с Live Journal, в будущем почта нам пригодится только для идентификации на сайтах и спама. Люди общаются в чатах соцсетей и мессенжерах, куда ушел весь трафик, и письма никто никому писать уже не хочет.
 
Нечто подобное происходит и с кино. Но прежде, чем начать говорить об интернет-сериалах, хочу заметить еще одно обстоятельство.
 
Дело в том, что форматы не умирают, они гораздо более стойкие, чем отдельные платформы и веяния цифровой моды.
 
Мы долго слышали глупости о том, что кино убьет театр, а телевидение в свою очередь убьет кино, затем телевидение долго убивал интернет. Но (возможно, к сожалению) не убил. На самом деле процесс здесь гораздо более интересный.
 
Медиаформаты, жанры, технологии не заменяют друг друга, они накапливаются.
 
Медиапространство постоянно расширяется, технологии развиваются, человечество десятками миллионов продолжает подключаться к всемирной сети. Интернет крайне напряженная и высокоскоростная территория вечного творческого поиска. Новые информационные продукты появляются каждый день, сменяя друг друга. Обмен веществ этого организма имеет большую изменчивость. Однако театр не умрет никогда, в кинотеатр всегда будет ходить трепетная парочка и целоваться, а на ТВ вечно будет сидеть и изрыгать потоки лжи на головы наивных людей очередной зомбиведущий.
 

Гастарбайтеры из Конькова превратятся в зомби

 
Интернет-сериал — самостоятельный жанр, который сегодня является одним из самых перспективных форматов существования кино. Однажды интернет-сериалы начнут снимать все, кому не лень. Появятся, как в середине нулевых это произошло с радио, предложения для узкой аудитории: корпоративные, специализированные, узкопрофильные. В районе Бутово будет популярен свой веб-сериал, а на Остоженке свой. В первом случае он будет про битвы гастарбайтеров с местными, во втором о том, как жена олигарха покупает черничный пай в «Лавке Лавке», а он, например, просроченный, или она находит в нем гвоздь, и начинается жуткий скандал! Тем временем в третьем вебизоде (серия интернет-сериала) про Бутово гастарбайтеры с местной стройки в Конькове из-за плохой самсы превратятся в зомби и нападут на детский садик. Сюжетов море. И драматичных, и смешных, любых.

Кадр из сериала «Южное Бутово»

Формат будет дробиться. Но произойдет это конечно же не сегодня и не завтра. Но произойдет. К слову, короткометражка, которая выпущена своими и для своих, прекрасный образчик такого специализированного кино. Понять неспециалисту в области, о которой идет речь, этот фильм трудно, но все равно смешно. Короткометражка — отличная заявка на сериал, про рекламщиков, например.
 

Короткий метр никому не нужен

 
Еще каких-нибудь пять лет назад высочайшим достижением, счастьем и самым модным занятием в среде начинающих кинематографистов было снимать свою короткометражку. Это были ну просто боги! Молодой режиссер, спущенные штаны с виднеющимися трусами, камера, мотор, начали, кастинги, симпатичные актрисы, волшебный мир кино – все это завораживало, кружило голову. И в социальных сетях сам факт того, что ты делаешь кино, собирал море завистливых лайков. Нет, не клипы на песню друга, а именно Кино. Пусть это короткометражка, но все равно нечто великое, что потом автор покажет на каком-нибудь фестивале, да еще и получит приз. Затем молодые начали снимать без бюджетов полные метры. Это было совсем невероятно.
 
Сегодня снимать свой короткометражный фильм уже не так круто.
 
И потому что их наснимали уже тысячи, и потому что продолжают снимать. В тренд врывается иной формат, собственно, интернет-сериал. За ним будут следить, ждать. Он заживет своей сетевой жизнью без всяких фестивалей и гипотетических призов. Ведь чем влечет идея интернет-сериала? Это жизнь кино в сети, а значит, практически вечность, бесконечное привлечение внимания, при условии что сериал будет интересен зрителям.
 
Что даст молодому режиссеру, особенно в России, участие его короткого кино в фестивалях «Мутный артхаус», «Короткий и маленький», «Долго и скучно»? Да ничего! Социальные лифты в российском кино не работают (это я как обладатель целой полки призов говорю). Продюсеры короткометражки не смотрят, государство студенческое кино толком не поддерживает (как это происходит в Европе и США). Да и показывать короткометражки особенно негде. На ТВ их не берут, онлайн-кинотеатры с такой мелочью возиться брезгуют. В итоге работает опять же интернет, но отдельный фильм в нем рискует утонуть. А сериал это не в последнюю очередь — объем. Тем он и сложнее в отличие от короткометражки, так как объем, регулярность, продвижение делают его производство своими силами поистине адским трудом.
 

Нам ни к чему много просмотров

 
Перспектива создания веб-сериала манит сегодня многих. Но что такое интернет-сериал, как форма именно кино и именно в интернете? Подобно тому, как литературоведы десятилетиями спорят о том, что такое драма и чем она отличается от трагедии, попробуем коротко определить жанр интернет-сериала. Хотя бы для того, чтобы не было неловких моментов. Например, когда мы выложили специальную серию, которую сняли к Новому году, в комментариях тут же написали: «А лабутены Шнура собрали 20 миллионов, а вы что тут вообще?»



На самом деле 45 тысяч просмотров для нас это даже много. Их может быть в разы меньше. Дело в том, что веб-сериал не рассчитан на миллионы. Я бы лично, пусть и несколько грубо, разделил видеоконтент в Сети на несколько условных категорий, которые, конечно же, пересекаются. Чистых жанров, как известно, не бывает.
 
Итак, самое просматриваемое видео в интернете:
 
• Вирусное (как домашнее, так и сделанное на заказ)
• Клипы
• Скетчи
• Видеоблоги
• Обзоры игр (геймплеи)
• Репортажи (ТВ, и самодельные)
• Кино

Шнуровские «Лабутены» это с одной стороны клип, но на самом деле вирус. Не надо забывать, что это интернет-акция очень популярного и известного на всю Россию исполнителя. Это раз. А во-вторых, этот клип создавался как вирусное видео в комедийном, пародийном жанре, который, как правило, и получает в Сети мощный эффект. У них получилось.

Кадр из клипа «Экспонат» группы «Ленинград»

Основные, на мой взгляд, жанры иногда очень круто перемешиваются и образуют целые феномены. Например, «фильм» да еще и «полнометражный» известного блогера Юрия Хованского (этакий Гарик Бульдог Харламов Рунета).
 


Но что это? Не кино точно. Скорее, скетч, но не телевизионный, а чистый интернет-продукт. Ужасающе плохо снятый, построенный на специфическом и очень грязном юморе, да к тому же еще и очень длинный. Но! Это нечто забавное, эдакий сетевой андеграунд. Кстати, изначально «Инди» — это склеенный в одну «колбасу» интернет-сериал. Обратите внимание, как меняется одежда героев. Так что вот вам еще один русский прародитель жанра.
 

Википедия запуталась

 
По популярности и качеству аудитории интернет-контент сильно различается. Снимая интернет-сериал, не надо рассчитывать на бешеное количество просмотров, которые собирает модный блогер или вирус. В конце концов, не все любят смотреть кино в сети. Дело и в хронометраже, и в жанре.
 
Путает жанры даже Википедия, пытаясь объяснить историю происхождения интернет-сериалов.
 
Начиная за здравие в терминологии, в качестве первых успешных интернет-сериалов авторы Википедии приводят в пример «This is Хорошо» – чистейший жанр видеоблога, обсуждающего рандомные интернет-видосы. Так же, как, например, жанр «вайнов» от Паши Микуса. Можете посмотреть... Обратите внимание на счетчик. И никаких дорогих клипов про лабутены.
 


Мы взяли очень широкую тему, но повторюсь, это лишь базовая статья на тему интернет-сериалов как о явлении.
 
Резюмируя сказанное, добавлю, что самое для нас интересное, как именно видоизменяется кино, попадая в Сеть.
 
Оно адаптируется, подстраивается. Мне, как режиссеру, интересно анализировать новые приемы, которые приобретает кино, укладываясь в прокрустово ложе интернета, видеть свойства, которые появляются у сетевого кино, как они гипертрофируются, что появляется нового. Это тема для другого материала, но уже сейчас можно сказать, что интернет-сериал, как жанр, оформился. Это не кино, не короткометражка, не сериал на ТВ, не вирус, не скетч и не видеоблог. Это «другое» кино, которое очень скоро станет нашим будущим.
 
 

Арсений Гончуков

Режиссер, сценарист, продюсер. Окончил ННГУ им. Н.И. Лобачевского по специальности «филология» и Школу кино при Высшей школе экономики (мастерская игрового кино А. Фенченко). 

Автор интернет-сериала «Район тьмы». В его фильмографии также такие картины, как «Последняя ночь» (2015), «Сын» (2014), «Три дня после катастрофы» (2013), «1210» (2012).
 
 


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3985
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1951
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1911
Практика

Короткометражка без бюджета и команды: чего ждать

За последние несколько лет технологии развились достаточно сильно. Но позволят ли они самостоятельно снять короткометражный фильм? Режиссер и оператор Льюис МакГрегор решил ответить на этот вопрос

  • 15 сентября
  • 1765
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1681
Слова

Когда применять анаморфотную оптику

Большая глубина изображения и захватывающая работа с фонами, ограничения по композиции кадра и дороговизна в применении: ведущие российские операторы о преимуществах и недостатках анаморфотов

  • 20 сентября
  • 1684
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее