Обзоры

10 фильмов, прошедших через производственный ад

Напоминаем о важности планирования и контроле творческих амбиций на примере фильмов, создание которых обернулось катастрофой. Впрочем, некоторым из них это не помешало стать классикой

  • 17 марта 2016
  • 11746
Павел Орлов

01. «Алчность» (1924)


01. «Алчность» (1924)
Режиссер: Эрих фон Штрогейм

«Алчность», признанная вершиной творчества великого Эриха фон Штрогейма, как ни парадоксально, известна зрителю в версии, далекой от изначальной задумки автора. Причина — производственные перипетии. Съемки заняли семь месяцев и проходили преимущественно на натуре, что в то время было редкостью. Одной из локаций стала Долина смерти, где температура поднималась до 60°. Из-за этого часть группы пришлось госпитализировать. Но самым большим испытанием для режиссера стал монтаж. Изначальную девятичасовую версию он со скрипом согласился урезать до пяти часов. Студия же купировала ее до двухчасового варианта, который фон Штрогейм отказался даже смотреть. Впрочем, радикальные сокращения не помешали «Алчности» стать одним из ключевых фильмов эпохи немого кино.
 

02. «Волшебник страны Оз» (1939)


02. «Волшебник страны Оз» (1939)
Режиссер: Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Кинг Видор и др.

То, что «Волшебник страны Оз» стал классикой мирового кино, можно назвать чудом, поскольку процесс создания картины происходил в хаосе. Обозначим лишь несколько обстоятельств. В проекте была невиданная текучка. За время производства сменилось два десятка сценаристов и шесть режиссеров (в титры попал лишь Виктор Флеминг). Посреди съемок у исполнителя роли Железного дровосека обнаружилась аллергия на грим, так что актера пришлось менять, а его сцены переснимать. Терьер Терри, «игравший» Тото (и получавший гонорар больше некоторых артистов), оказался совершенно неконтролируемым на площадке. Исполнительницу роли Злой ведьмы Запада едва не сожгли живьем во время одного из дублей. Прибавим к этому несовершенные технологии раннего цветного кино, из-за которых камеры не могли работать без перерыва дольше получаса. Так что сказочная желтая кирпичная дорога в действительности пролегала через ад.  
 

03. «Клеопатра» (1963)


03. «Клеопатра» (1963)
Режиссер: Джозеф Лео Манкевич, Рубен Мамулян, Дэррил Ф. Занук

«Клеопатру» можно считать не только одним из самых масштабных фильмов в истории, но и одной из крупнейших производственных катастроф. Значительная часть невероятного бюджета, превзойти который удалось лишь в 90-е годы «Водному миру», была выброшена на ветер. Например, декорации, построенные в Великобритании, были просто-напросто заброшены и ни разу не использовались. Притчей во языцех стал и гонорар Элизабет Тейлор. Не желая сниматься, актриса поставила студии невыполнимое условие — $1 млн. И хотя даже сама Тейлор считала такую сумму неоправданно высокой, продюсеры пошли у нее на поводу. Из-за постоянных организационных неурядиц съемки растянулись на три года, но после их завершения сами режиссеры признавали результат «неуклюжим, любительским и второсортным». В итоге даже при значительном интересе зрителя прокат не позволил проекту выйти в ноль, а 20th Century Fox едва не разорилась. 
 

04. «Апокалипсис сегодня» (1979)


04. «Апокалипсис сегодня» (1979)
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола

«Апокалипсис сегодня» сам Коппола метко охарактеризовал так: «Мой фильм — не о Вьетнаме. Он и есть Вьетнам». Действительно, съемочный процесс напоминал борьбу за выживание на фоне военных действий. Группа работала полтора года (вместо планировавшихся пяти месяцев) в джунглях Филиппин с привлечением местной армии, которая параллельно сражалась с сепаратистами. Ситуация усугублялась антисанитарией, непредсказуемыми погодными условиями, из-за которых неоднократно разрушались декорации. Особой проблемой были капризы Марлона Брандо. Впрочем, по признанию Копполы, причина того, что группа едва не сошла с ума была совсем в другом: «У нас было слишком много денег и слишком много оборудования».
 

05. «Врата рая» (1980)


05. «Врата рая» (1980)
Режиссер: Майкл Чимино

Фильм, производство которого, как и в случае «Апокалипсиса сегодня», обернулось адом из-за слишком больших возможностей и режиссерских амбиций. Правда, в отличие от картины Копполы, «Врата рая» не только не имели успеха, но и похоронили репутацию Майкла Чимино, студию United Artists, а затем и всю эпоху «нового Голливуда». Воссоздавая желаемую атмосферу второй половины XIX века, режиссер был настолько придирчив к деталям, что запросто переносил смены, снимал по 50 дублей, днями напролет ждал облака необходимой формы и в итоге растянул съемки до года, значительно превысив бюджет. Из 220 часов материала Чимино сделал версию на пять с половиной часов, которую студия урезала до трех с половиной. Однако зрителей для этого полотна почти не нашлось — всего через неделю ленту сняли с проката.
 

06. «Фицкарральдо» (1982)


06. «Фицкарральдо» (1982)
Режиссер: Вернер Херцог

Главный мегаломан, мечтатель и безумец мирового кино не мог не снять такой фильм, как «Фицкарральдо». По сюжету предприниматель-авантюрист, сплавляясь на пароходе по Амазонке, решает перетащить корабль из одной реки в другую через холм. Вместо того чтобы снять необходимые сцены с макетами, Херцог решил последовать примеру своего героя и… на самом деле перетащил 320-тонное судно по суше. На фоне этого сумасшествия повальная дизентерия, затянутые съемки, раздутый бюджет и конфликты режиссера с «его лучшим врагом» Клаусом Кински кажутся не столь значительными моментами.
 

07. «Бездна» (1989)


07. «Бездна» (1989)
Режиссер: Джеймс Кэмерон

Сложности в производстве этого хита для Джеймса Кэмерона были связаны с большим количеством подводных сцен. Их съемки проходили на недостроенной атомной электростанции, превращенной в гигантскую подводную съемочную площадку. Из-за технических проблем работа растянулась на шесть месяцев и двигалась крайне медленно — за смену порой удавалось снять всего несколько кадров. Актерам и группе приходилось работать по 10-14 часов, из которых, как правило, не меньше пяти под водой. Не удивительно, что Эд Харрис и Мэри Элизабет Мастрантонио в итоге получили психические расстройства. Зато кино удалось.
 

08. «Водный мир» (1995)


08. «Водный мир» (1995)
Режиссер: Кевин Рейнольдс

И еще одна картина, производственные трудности которой были вызваны водой — 80% фильма сделано в открытом океане. Неурядицы начались с массивных декораций, которые изначально возвели у берегов Калифорнии, но по ряду причин в последний момент перевезли за три с половиной тысячи километров к Гавайским островам. Следующий момент — сами по себе съемки на воде сопряжены со сложной логистикой, волнами, постоянным изменением среды и ограничениями при выборе точки съемки, поскольку в кадр попадает или земля, или группа, или постороннее судно. Отдельной проблемой стали горбатые киты, повадившиеся в гости к кинематографистам. В результате задуманное как небольшое кино с бюджетом в три миллиона долларов «Водный мир» раздулся до $170-милионного монстра, которого к тому же накануне премьеры украли пираты прямо с монтажного стола.
 

09. «Одинокий рейнджер» (2013)


09. «Одинокий рейнджер» (2013)
Режиссер: Гор Вербински

Проект, от которого трио Джерри Брукхаймер, Гор Вербински и Джонни Депп, очевидно, ждали судьбы «Пиратов Карибского моря», но который в действительности обернулся производственной катастрофой и оглушительным кассовым провалом. Процесс не заладился сразу, еще в начале 2000-х годов: чехарда со сценаристами и режиссерами, путаница с правами, завышенный бюджет. Масштабные съемки, занявшие полгода, осложнялись лесными пожарами и вспышкой ветрянки, а под конец и вовсе омрачились гибелью одного из членов группы. Вдобавок ко всем несчастьям картину ждали шквал критики и отсутствие интереса у зрителя. 
 

10. «Трудно быть Богом» (2014)


10. «Трудно быть Богом» (2014)
Режиссер: Алексей Герман

Последняя картина Алексея Германа — главный долгострой в новейшей истории отечественного кино. Проект был задуман в конце 60-х, но до съемок дело дошло лишь в 2000-м году. Группа работала на протяжении шести лет между Санкт-Петербургом и Чехией, где было обустроено пять замков. Затягивал съемки своеобразный метод работы Германа — каждому кадру предшествовали дни, а то и недели репетиций. Причем они отличались от съемок лишь выключенной камерой. Постпродакшн занял столько же времени, сколько и съемочный период из-за дотошной работы со звуком и проблем со здоровьем режиссера. До финальной точки в проекте Герман не дожил, но поскольку оставались лишь «технические доделки», ленту удалось завершить уже без его участия.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Рубрики

    7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

    В последнее время многие режиссеры экспериментируют с необычными форматами изображения. Приводим примеры самых интересных опытов и разбираемся, что дают новые форматы

    • 8 июля
    • 9684
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3533
    Практика

    Как Люк Бессон снял блокбастер за 180 млн. долларов, который не может провалиться

    Люк Бессон пошел в обход традиционной голливудской системы и профинансировал свой новый фантастический блокбастер по модели независимого кино. Вот как у него это получилось

    • 10 июля
    • 3152
    Техника

    Исследуя границы: 4K, HDR, HFR и человеческое зрение

    Современные технологии делают ставку на большие разрешения, высокий динамический диапазон и частоту кадров. Но как на все это влияют ограничения нашего визуальное восприятия?

    • 9 июля
    • 2996
    Практика

    Как монтировались главные сериалы года

    Монтажеры телевизионных проектов, претендующих в этом году на «Эмми», рассказали, как им удалось смешать историю, мифологию и флешбэки, создав при этом цельное произведение

    • 7 июля
    • 2413
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 1743