Практика

10 правил сценарного мастерства от Чарли Кауфмана

Пока в «Пионере» ограниченным прокатом идет «Аномализа», главный экспериментатор в современной кинодраматургии делится советами о борьбе с шаблонами, поиске формы, вдохновении во снах и редактуре

  • 12 марта 2016
  • 13849
Павел Орлов

01. Будьте собой


Это не просто, но необходимо. Не просто потому, что на пути каждого много препятствий. Самое распространенное из них — это глубоко укорененная вера, что вы не интересны. А поскольку убедить себя в обратном, вероятно, не удастся, подойдите к этому с другой стороны. Попробуйте думать так: «Возможно, я не интересен, но я — это все, что могу предложить. И я хочу предложить что-то достойное. Если сделать это правильным образом, то я окажу миру большую услугу».

Кадр из фильма «Синекдоха, Нью-Йорк» (2008)Кадр из фильма «Синекдоха, Нью-Йорк» (2008)​
 

02. Шаблонов не существует


Сценарий — это исследование. Это о том, чего вы не знаете, шаг в бездну. Конечно, у него обязательно есть отправная точка, но остальное — неопределенность, секрет. Не существует никаких шаблонов, по которым нужно писать. Во всяком случае не должно существовать. Разновидностей сценарной формы может быть столько же, сколько пишущих людей. Нас убедили в том, что некая общая форма должна быть. Но это лишь часть бизнеса, ориентированного на массовое производство. Для него так дешевле и продуктивнее.  
 

03. Определитесь с формой


Кадр из фильма «Аномализа» (2015)Кадр из фильма «Аномализа» (2015)

Помните, что у каждой истории есть своя форма. Вы потому и пишете свой сюжет, что его нельзя выразить, например, живописью. Важно понимать, что вы работаете определенными средствами, в которых история нуждается. Но если не знаете, почему она должна быть выражена именно таким способом, а не другим, значит, ее не стоит делать.
 

04. Отдаленная перспектива — это плохо


Задумайтесь о травматическом опыте в своей жизни. Вспомните, как пережили его. Потом представьте, как будете рассказывать об этом кому-нибудь через год. Потом подумайте, как расскажете об этом несколько сотен раз. У вас будут получаться разные истории. Большинство полагает, что отдаленная перспектива — это хорошо: можно продумать арки героев, добавить мораль, вписать в контекст. Но на самом деле перспектива лишь вводит в заблуждение. Получается реконструкция со смыслом, которая на самом деле мало общего имеет с вашим изначальным опытом.
 

05. Эмоциональные переживания — это хорошо


Значение перспективы переоценено. Когда я пишу, стараюсь погрузиться в хаос эмоционального переживания, а не отделить себя от него, чтобы посмотреть со стороны. Потому что жизни проживаются совсем не так. Жизнь — это не взгляд с дистанции в десять лет, это и есть та история, которую вы рассказываете здесь и сейчас. 

Режиссер Дьюк Джонсон и Чарли Кауфман на съемках фильма «Аномализа» (2015)Режиссер Дьюк Джонсон и Чарли Кауфман на съемках фильма «Аномализа» (2015)
 

06. Учитесь у снов


Ваши сны хорошо написаны. Я знаю это, даже не зная вас. Человек так устроен, что свои волнения, кризисы, тоску, любовь, сожаления, вину в своих снах он превращает в прекрасные истории. Но что открывает перед нами в сновидениях столь дивную творческую свободу, которой нет в обычной жизни? Не знаю, но подозреваю: отчасти это связано с тем, что во сне мы не заботимся о том, как нас воспримут окружающие. Это наш личный разговор с самим собой. Уверен, если вы настроитесь на такой же разговор, когда будете писать, результаты труда изменятся. 

Кадр из фильма «Аномализа» (2015)Кадр из фильма «Аномализа» (2015)
 

07. Редактируйте


Важная вещь — редактура. С ее помощью можно понять, какая часть истории работает, какую стоит приукрасить, а какую выкинуть. Так у произведения появляется форма. Ваша цель — заинтересовать аудиторию. Это относится как к рассказу за обеденным столом, так и к истории, поданной с помощью кино. Только не позволяйте никому объяснять вам, о чем ваша история и что в нее нужно добавить. 

Кадр из фильма «Адаптация» (2002)Кадр из фильма «Адаптация» (2002)
 

08. Известность ничего не меняет


Известность не решит ваших проблем. В свое время я этого не знал и был уверен, что она все изменит. Конечно, в практическом смысле что-то поменялось, например мой шанс запуститься с фильмом теперь больше, чем у автора без репутации. Но на самом деле не на много больше. Главное никуда не делось — мои личные проблемы и то, что делает меня мной.
 

09. Ваше творчество — это не обязательно про маркетинг


Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004)Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004)

Наша культура — это маркетинг. А что такое маркетинг? Это попытка заставить людей сделать то, что ты хочешь. Таков принцип потребительской культуры. Он движет и политикой, и искусством: музыкой, кино, литературой, живописью, исследованиями. Но я не хочу в этом участвовать. Не хочу рассказывать вам, как продать сценарий или как сделать хит, или как встроиться в систему. Я лишь хочу сказать, что верю в возможность другого способа существования в этом мире. Со всем мужеством и честностью я верю: то, что мы создаем, может служить лучшим целям. 
 

10. Найдите свой метод работы


Кадр из фильма «Аномализа» (2015)Кадр из фильма «Аномализа» (2015)

У меня нет совета, как написать сценарий, потому что единственная несомненная истина такова: все по-настоящему ценное идет от вас самих. Мой способ работы — это не тот способ, которым работаете вы, и так с любым творческим актом. Все, что я могу предложить — это я. Все, что вы можете предложить — это вы. Если вы сделаете это искренне и щедро, я буду глубоко тронут.

Источники: /Film, Film School Rejects, The Guardian

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

5 приложений для современного кинопроизводства

Кинематограф встречает технический прогресс — несколько приложений способных если не полностью изменить, то заметно облегчить подход к производству фильмов и видео

  • 8 июля
  • 3111
Практика

Как это снято: «Армагеддон»

Минуло двадцать лет как Майкл Бэй попытался в очередной раз уничтожить человечество, а Брюс Уиллис в очередной раз его спас. Вспоминаем, как мастер жирного голливудского блокбастера обрушивал на Землю гигантский астероид: рытье ям в павильонах Disney, пулеметный монтаж, анаморфотная оптика и пироманьячество

  • 7 июля
  • 2343
Практика

Как ProRes RAW может изменить кинопроизводство

Семейство кодеков Apple ProRes RAW, по обещаниям разработчиков, должно быть высокопроизводительным, а файлы будут занимать мало пространства на жестком диске. Но возможно ли все преимущества ProRes перенести на рабочий процесс RAW?

  • 6 июля
  • 2309
Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

  • 9 июля
  • 2291
Практика

4 совета по съемке черно-белого изображения

При черно-белой съемке меняются правила освещения, ставшие уже привычными в эру цветного кино и видео. Оператор Джастин Джонс объясняет базовые принципы подобной стилизации

  • 6 июля
  • 2079
Практика

Как снимать визуально интересные видеоинтервью

Почти любой оператор проводит за производством интервью внушительную часть карьеры. И здесь, как и везде, нужны правильные инструменты. Оператор Бенджамин Холланд поделился своими советами о том, какие аксессуары могут здесь понадобиться, и, самое важное, — как ими пользоваться

  • 9 июля
  • 1771
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее