Репортаж

Дневник Московского Международного кинофестиваля: День 6

Премьера первого российского конкурсного фильма, «Кардиополитика», снятая непонятно для кого, материализующиеся глюки и другие подробности шестого дня Московского Международного кинофестиваля

  • 25 июня 2014
  • 600
Родион Чемонин

Каждый день автор tvkinoradio.ru Родион Чемонин работает на ММКФ, не щадя живота своего, и докладывает вам поминутно, что происходит на главном российском международном кинофестивале.

Смотрите также:
Четверг, 19 июня. День первый
Пятница, 20 июня. День второй
Суббота, 21 июня. День третий
Воскресенье, 22 июня. День четвертый
Понедельник, 23 июня. День пятый
Среда, 25 июня. День седьмой
Четверг, 26 июня. День восьмой
Пятница, 27 июня. День девятый
Суббота, 28 июня. День десятый

Вторник, 24 июня. День шестой.
 
17:00
Сегодня один из важных дней ММКФ, потому что сегодня - премьера первого российского фильма в конкурсе, «Белый ягель», а отечественный фильм в основной программе всегда вызывает резонанас куда больший, чем сотня Антонов Корбайнов. Владимиру Тумаеву, режиссёру фильма, не повезло со временем первого показа для прессы: его пресс-показ состоялся накануне вечером, когда большинство журналистов смотрят фильмы внеконкурсных программ, -  как не повезло и с премьерой: её поставили в разгар рабочего дня. Но повезло со зрителем, на премьеру пришли поклонники классического российского кинематографа, а именно таким фильмом и является «Белый ягель». Правда, Кирилл Разлогов назвал это «аудиовизуальная антропологией», но для меня фильм Тумаева – это первая внятно рассказанная внятная история в конкурсе фестиваля.
 
И я не знаю, как про это писать, потому что создатели фильма: режиссёр-постановщик Владимир Иванович Тумаев и один из продюсеров Владимир Валентинович Меньшов – мои учителя. То есть я не могу это объективно оценивать, честное слово. Поэтому ограничусь общими словами.

 
Ненецкие кочевники живут своей жизнью. Есть олени, которые для них всё. Есть водка, к которой северные народы, как известно, приспосабливаются очень быстро.  Есть вертолёт, относящий в «город» людей через спекулянтов. Если на Большую Землю улетают дети, то, как правило, не возвращаются. Алёша – из тех, кто вернулся, а вот его подростковая любовь Аника – нет, но Алёша не теряет надежды на её возвращение. Мать Алёши женит его против воли, но он не любит свою жену. И по-прежнему хранит фотографию  и талисман, как символ верности. Прилёт Аники расставляет все точки.
 
Всё, конечно, не так просто. В «Белом ягеле» не только раскрывается история любви, да и Тумаев не стал бы браться за «про любовь». Он любит сложности, а их хватает не только в подсмыслах сюжета, но и в производстве. Вы хочете сплетен? Их есть. Владимир Иванович меня убьёт, но расскажу несколько фактов, с которыми поделились инсайдерские источники. Фильм снимался два года не только потому, что идея снять картину за Полярным кругом слишком трудна. Просто, сняв половину фильма, обнаружилась недостача денежных средств настолько крупная, что съёмки были приостановлены и возобновились только через год. Пришлось снова собирать всю группу и актёров, которых искали по всей стране: от столичного МХТ до Якутского драматического театра. Пропавшие деньги не нашли, финансирование пришло уже из административных источников.
 
Фильм необычайно красивый (снимали на Red Epic, причём на две камеры: когда замерзала одна, включали другую), лёгкий, со смешными деталями, вроде айпадов в ненецких чумах, и сложными съёмками, вроде движения камеры вдоль снежных просторов. Я буду, повторюсь, необъективен, но я, наверное, похож на футбольного фаната, который болеет за Россию, зная, что наши, наверняка, проиграют. Почему может проиграть «Белый ягель»? Да не может он проиграть. Давно я не видел такой дотошной скрупулёзной работы всей команды: от актёров до костюмеров, от максимального внедрения в быт ненецких оленеводов до уникальной работы с ненецким языком (фильм снят наполовину на аутентичном языке). Так что, как хотите, но я желаю картине Тумаева если не победы на ММКФ, то по крайней мере награды в одной из номинаций.
 
14:10
У меня уже начинаются глюки. Я говорил про призрак Лены Лядовой? Если нет, то вот: мне несколько дней подряд, начиная с открытия фестиваля, то там то здесь видится актриса Лядова. Ладно, это вскоре прошло, но появился новый фантом – Григорий Добрыгин. Но в отличие, от Лядовой, Добрыгин материализуется. Разве что не у меня дома. Вчера иду по Поварской к Дому кино, чуть не сталкиваюсь с актёром, который чуть ли не вприпрыжку скакал по улице. «Как дела?» «Ничего» Бла-бла-бла. Добрыгин ускакал дальше, я остался стоять в лёгком недоумении. Так скоро и до проявления Мэрилин Монро можно дойти. Надо делать перерывы.
 
13:00
Я ещё ничего не рассказывал про фильмы, участвующие в конкурсе документального кино. «Кардиополитика» - лучший пример. Не только в силу того, что у него самая мощная поддержка (хотя, какая там поддержка! Листы A4, распечатанные на цветном принтере. Но даже этого лишены многие участники конкурса), а потому что он просто интересен по концепции.
 
Есть такая профессия – сердца лечить. Пермский кардиохирург Сергей Суханов известен всей стране не только своим профессионализмом, но и принципиальностью. В 90-е годы он создал в своём городе Институт кардиохирургии, и примерно в это же время начал отстаивать идею о Всероссийском центре. Стройка началась, но, как и всё кругом, что-то где разворовывалось, где-то закрывалось. И в этих условиях Суханов, принципиально не отстаивающий никаких политических убеждений, накануне президентских выборов 2012 года возглавляет местное отделение агитации за Путина, искренне убеждённый в том, что только Владимир Владимирович поможет завершить строительство Центра.
 
Что хотела сказать режиссёр Светлана Стрельникова своим фильмом? Непонятно совершенно. Через будни хирурга нитью проходит лёгкая насмешка надо всеми сторонниками государственности. Хотя, с чего тут насмехаться? Путина избрали, Центр сразу сдали в эксплуатацию. Сейчас Суханов ведёт уже плотную политическую карьеру. Да, смотреть на планёрки врачей, где главный герой матом разносит своих подчинённых, интересно, но не посвящать же этому весь фильм?


 
Там есть один уникальный по своей выразительности кадр. Когда на спортивное мероприятие, где присутствовал и Суханов, прибыл (надо понимать, в рамках предвыборной кампании) Путин. Будущий президент вовсю искрит обаянием, говорит красивые слова, фотографируется с детьми, а Суханов, которого Путин, похоже, знать не знает, смотрит на него с отчаянием, почти с мольбой. Вот за такой кадр стоит драться. Реально.
 
10:00
Дорогой дневник, давай я буду писать не про все сто фильмов, которые я смотрю ежедневно, а про некие ключевые моменты? Потому что не хочу засорять ни твои страницы, ни головы читателей всяким бредом или банальностями. Вчера встретил в «Октябре» свою коллегу по киноцеху, которая жаловалась, что смотрит по пять фильмов в сутки. Я не стал меряться с ней письками, тем более что давно уже потерял счёт фильмов.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также