Репортаж

Разочарования и сюрпризы «Сезара-2016»

Мигранты продолжают брать призы, Одиара поставили на место, «Молодая кровь» французского кино — подводим итоги премии и пытаемся понять, почему большое количество номинаций не гарантирует успех

  • 28 февраля 2016
  • 1167
Евгений Белов

В конце февраля, аккурат перед «Оскаром», известные французские кинематографисты собираются в музыкальном театре Шатле, самом большом парижском зале классической музыки. Если в прошлом году безусловным лидером «Сезара» стала картина «Тимбукту» (Timbuktu) мавританского режиссера и выпускника ВГИКа Абдеррахмана Сиссако, то в этом все было крайне неоднозначно. 
 

Сенсация «Сезара»



Победа «Фатимы» (Fatima) стала сюрпризом для всех, в том числе и для режиссера Филиппа Фокона. В отличие от других конкурсантов этот фильм не был представлен в номинации «Лучшая режиссура», что автоматически снижало его шансы на победу. Судя по опросам зрителей и прогнозам критиков, фаворитами считались «Мой король» (победитель зрительского голосования на «Canal+»), «Мустанг» (представляет Францию на «Оскаре»), «Три воспоминания моей юности» (лидер по числу номинаций, наравне с «Маргаритой») и «Дипан» (Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля). И тем не менее сердца французских киноакадемиков покорила история уборщицы Фатимы, бедной немолодой магрибинки, вынужденной постоянно работать, чтобы оплатить обучение дочерей. В свободное время она ведет дневник на арабском языке.

Но если рассуждать уже постфактум, предпосылки у этой победы были. В декабре прошлого года фильм Филиппа Фокона получил престижную французскую кинонаграду — приз Луи Деллюка, победителей которой определяют 20 кинокритиков и деятелей искусств. К тому же истории про мигрантов как никогда актуальны в Европе. Так, в прошлом году фаворитом Каннского фестиваля стал «Дипан» Жака Одиара, а совсем недавно «Огонь в море» Джанфранко Рози взял «Золотого медведя» в Берлине. Помимо главного «Сезара», картина Фокона получила награду в номинации «Лучший адаптированный сценарий» (в основу легли книги «Prière à la lune» (2006) и «Enfin, je peux marcher seule» (2011) Фатимы Элаюби), а молодая актриса Зита Анро стала «Самой многообещающей актрисой» (российский зритель мог раньше видеть ее в эпизодичной роли в фильме «Новая подружка» Франсуа Озона). 
 

«Marguerite — Marguerite»



В числе явных любимиц публики была картина Ксавье Джанноли «Маргарита» (Marguerite), которая была представлена в 11 номинациях. Это франко-чешско-бельгийский фильм про пожилую и состоятельную баронессу, мечтающую об оперной карьере. Но у нее нет слуха, и она дает закрытые концерты приближенной публике, вынужденной слушать ее завывания в силу очевидных денежных причин. Фильм является исторической реконструкцией — действие происходит в 1920 году. Над ней работала серьезная команда, что закономерно отразилось на распределение наград. «Маргарита» взяла призы за «Лучший звук» (звукорежиссеры Франсуа Мюзи, Габриэль Хафнер), «Лучшие декорации» (художник Мартин Курель), «Лучшие костюмы» (художник по костюмам — Пьер-Жан Ларрок). 

Катрин Фро, «Лучшая актриса» «Сезара-2016»Катрин Фро, «Лучшая актриса» «Сезара-2016»

А исполнительница главной роли Катрин Фро стала «Лучшей актрисой», опередив не менее сильных конкуренток — Катрин Денёв, Изабель Юппер, Эмманюэль Берко, Сессиль де Франс и др. Во время награждения Катрин Фро исполнила припев из известной французской песни «Si tu veux… Marguerite», чем подтвердила, что, в отличие от своего персонажа, она обладает прекрасным слухом.
 

С надеждой на «Оскар»



Еще один из фаворитов — турецко-французский фильм «Мустанг» (Mustang), снятый Дениз Гамзе Эргювен. Картина имела большой успех в прокате и представляет Францию на премии «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм» (в прошлом году в Лос-Анджелес отправился «Тимбукту»). История пяти турецких девушек, которых родители поместили под домашний арест из-за их неподобающего поведения, стала «Лучшей дебютной работой», что совпало со зрительским прогнозом «Canal+». Картина также взяла приз за «Лучший оригинальный сценарий», музыку к фильму (Уоррен Эллис) и монтаж (Матильда Ван де Мортель). Остается только пожелать успеха «Мустангу» на «Оскаре».
 

Аутсайдеры «Сезара»



«Мой король» (8 номинаций) и «Дипан» (9 номинаций) стали абсолютными аутсайдерами премии, что оказалось неожиданностью. Кажется у голосовавших было предубеждение против режиссеров Майвенн Ле Беско и Жака Одиара, поскольку «Золотой пальмовой ветви» за лучшую женскую роль («Мой король») и главного приза Каннского фестиваля («Дипан») им вроде как более чем достаточно. Что касается «Дипана» (Dheepan), то еще в Каннах, многие кинокритики (в том числе и российские) посчитали фильм «посредственной драмой» и были шокированы решением жюри присудить картине главную награду. На этом фоне не удивительны саркастические твитты французских интернет-пользователей с хэштегом Cesar2016, типа: «Я рад, что #deephan остался ни с чем! Лишнее доказательство того, что Канны-2015 были никчемными!» Тем не менее почти половина зрителей «Canal+» прогнозировала победу Жака Одиара в номинации «Лучшая режиссура».


С «Моим королем» (Mon roi) Майвенн Ле Беско ситуация сложилось крайне непонятно. С одной стороны, многие делали ставку на то, что Венсан Кассель и Эмманюэль Берко (исполнители главных ролей) возьмут призы в номинациях «Лучший актер» и «Лучшая актриса». С другой — ведущая шоу, французская актриса и комедиантка Флоренс Форести на протяжении всего мероприятия искала Венсана Касселя в зале, пытаясь до него дозвониться, и постоянно отпускала шутки в адрес Эмманюэль Берко. В итоге Кассель так и не появился, вероятно, заранее предугадал результат голосования, а Эмманюэль Берко так и не вышла на сцену.

К аутсайдерам можно в каком-то смысле причислить и фильм «Три воспоминания моей юности» (Trois souvenirs de ma jeunesse) Арно Деплешена, который является приквелом к его прошлому фильму «Как я обсуждал… (мою сексуальную жизнь)» (Comment je me suis disputé... (ma vie sexuelle)), снятому 20 лет назад. Хотя «Три воспоминания моей юности» взяли «Сезар» за лучшую режиссуру, в остальных 10 номинациях картине не повезло. Это первый «Сезар» в фильмографии 55-летнего Арно Деплешена, и кто знает, может, статуэтку дали из сострадания.
 

«Молодая кровь»



Пусть актриса и режиссер Эмманюэль Берко не взяла приз за игру в фильме «Мой король», но ее новая работа «Молодая кровь» (La Tête haute), открывавшая «Каннский фестиваль» в прошлом году, заслужила-таки двух «Сезаров» из возможных восьми. Это награды «Лучший актер второго плана», доставшаяся Бенуа Мажимелю за роль Янна, и «Самый многообещающий актер» — Род Парадо (его победу спрогнозировало более половины проголосовавших зрителей «Canal+»). 

Род Парадо, «Самый многообещающий актер»Род Парадо, «Самый многообещающий актер»​

Восемнадцатилетний паренек Парадо сыграл в «Молодой крови» мальчиша-плохиша в паре с великой Катрин Денев, героиня которой пытается усмирить неуправляемого подростка. Это первый фильм и первая награда для начинающего актера, который еле сдерживал слезы во время своей речи, чем растрогал всех зрителей. Возможно, благодаря Эмманюэль Берко мы стали свидетелями восхождения новой звезды французского кинематографа.
 
Остальные «Сезары» распределились следующим образом:
 
  • «Лучшим актером» вполне закономерно стал Венсан Линдон за роль Тьерри Тугурду в фильме «Закон рынка» (режиссер Стефан Бризе), который уже получил такую же награду на Каннском фестивале в прошлом году. 
  • «Лучшей актрисой второго плана» оказалась датчанка Сидсе Баббет Кнудсен за роль Дитт Лоренсен-Котер в фильме «Горностай» (режиссер Кристиан Венсан). 
  • «Лучшей работой оператора» признана камера Кристофа Оффенштейна, снявшего «Долину любви» (режиссер Гийом Никлу) с Изабель Юппер и Жераром Депардье в главных ролях.
  • «Лучшим полнометражным анимационным фильмом» стал «Маленький принц» Марка Осборна, которого российский зритель успел оценить в новогодние праздники.
  • «Лучшим короткометражным анимационным фильмом» признан «Воскресный обед» (режиссер Селин Дево), снятый в лучших традициях французской анимационной школы.
  • «Лучшим короткометражным фильмом» стала работа еще одна работа девушки-режиссера — «La Contre-allée» (Сесиль Дюкрок).
  • «Лучшим документальным фильмом» назвали картину «Завтра», режиссерами которой выступили известная актриса Мелани Лоран и активист Сирил Дион. Творческий дуэт поблагодарил со сцены 10 тысяч анонимных спонсоров, профинансировавших фильм.
  • «Лучшим иностранным фильмом» стал «Бёрдмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, хотя многие наивно полагали, что этот приз уйдет к Джафару Панахи («Такси») или Паоло Соррентино («Молодость»).

Майкл Дуглас и Клод ЛелушМайкл Дуглас и Клод Лелуш

Почетный «Сезар» в этом году получил Майкл Дуглас. На вручении награды зал хотел устроить долгие овации, но актер быстро всех усадил и произнес довольно долгую речь по-французски. Американский актер сравнил фильмы с французской кухней, где также требуются хорошие ингредиенты, блестящий сценарий, отличный режиссер и превосходные актеры. В конце он поблагодарил всех французов за доброжелательность, закончив речь фразой: «Да здравствует Франция!» 
 
 
Национальная премия «Сезар» (Cesar) считается главной кинематографической премией во Франции. Учреждена Французской академией кинематографических искусств и техники (Acadеmie des arts et techniques du cinеma) по инициативе ее первого президента Жоржа Кравенна. Название премии происходит от имени известного постмодернистского скульптора Сезара Бальдаччини, друга Кравенна, который и придумал необычный дизайн золотой статуэтки премии. Члены Французской киноакадемии (в этом году их было 4276) тайным голосованием выбирают номинантов — по семь кандидатов в категории «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший актер», «Лучшая актриса» и по пять в остальных номинациях (всего их 22, плюс специальная награда «Почетный Сезар»).
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также