Практика

«Нитка жемчуга» или альтернативный способ создания истории

Забудьте о структурах, инструкциях и правилах, о советах экспертов и матерых профессионалов. Об особых методах сочинения рассуждает автор сценариев и графических романов Арт Холкомб

  • 22 февраля 2016
  • 4427

Арт ХолкомбПостоянная проблема – неопытные сценаристы не могут отделить процесс придумывания сюжета от процесса написания черновика.

Многие начинающие писатели садятся перед клавиатурой, пишут: «Смеркалось», – и тут же погружаются в первый черновик. Бывалые сценаристы знают, что собственно сочинение занимает только 10-20% от общего времени, затраченного на сценарий. До этого проходят исследования, планирование и проработка.

Сначала, после запутанной работы воображения, приходит понимание главной идеи. Авторы часто спотыкаются на этом этапе, теряя нюансы истории, эмоции, которые должны вывести задумку на первый план. Но если этот этап завершен хорошо, то вы отлично связаны с начальной концепцией, излагаете историю четко. 
 

Проблема со структурой в три акта


Многие авторитетные спецы учат писать в формате «три акта» (Restorative Three Act или RTA). Это, можно сказать, голливудский (и не только) стандарт. 



То есть история разделена на завязку, противостояние, разрешение, в которых главный герой действует так, чтобы, в некотором роде, восстановить Status Quo в мире под конец описываемых событий.

Проблемы использования RTA в качестве шаблона многочисленны и разнообразны:
 
  • Неестественная структура – вы не найдете ее в мифе или легенде
  • Упрощенность – основные узлы истории не акты (действия), а сцены и действия героев
  • Субъективность

Такие, казалось бы, незыблемые законы, как «перелом в середине», «нарастающее действие» и «сюжетный поворот», довольно абстрактны и лишены смысла. Перелом к чему? Растущее относительно чего?

Даже если RTA является удобным способом анализа истории, это мало что говорит нам о том, как же на самом деле она была создана.
 

«Изучайте правила как профессионал, тогда вы сможете нарушать правила как художник». Пабло Пикассо

 

Мудрость от профи


На протяжении многих лет, рассказывая и выслушивая истории, мы знаем, что аудитория всегда запоминает отдельные моменты (или ключевые образы). Они вызвали у нас эмоциональную реакцию и оставляют воспоминания. И это те же моменты, которые вели автора, начиная с работы над концепцией. 
 

Сценарист Терри РоссиоСценарист Терри Россио: «Сразу и Тед (Эллиот), и я стали представлять ключевые образы. Почти всегда найдется серия кадров, естественно связанных с хорошей идеей. Как только такие образы возникают, словно моменты из трейлера, мы начинаем придумывать, как связать или собрать их в группу, чтобы написать что-то до и после них, – так сценарий начинает формироваться». 
 

Новый подход

 
Давайте разберем новый способ выстраивать историю. Во время этого опыта постарайтесь забыть обо всем, чему учились. Не думайте о структуре истории, действиях, приемах и технических терминах. Никаких гуру и сценарных экспертов нет. 

Представьте сценарий как нитку жемчуга, где каждая жемчужина – запоминающийся момент истории, и каждая лучше предыдущей.

Ваша работа состоит в том, чтобы, имея в голове одну предпосылку для действия, выявить и развить ее для новых шагов.


Давайте начнем с первой жемчужины…

1. Сконцентрируйтесь на образе или сцене, что приходят в голову, когда вы думаете о сюжете.

2. Представьте, что вы сидите в театре, и сцена разыгрывается прямо перед вами. У вас есть время, чтобы ее раскрыть. Например, опишите окружающую обстановку, что за место, какое время суток и тому подобное. Как выглядят персонажи, что говорят. Какие чувства все это вызывает. Что лично вас задевает. Будьте предельно конкретны

3. Быстро запишите, за пять минут, если получится, все, что увидели и почувствовали. Но не останавливайтесь до тех пор, пока не будете уверены, что закончили.

4. Теперь, когда получилось что-то выжать из себя, принимайтесь за следующую сцену.

5. Повторяйте это для каждой сцены, которую вы придумали. Под конец должна получиться небольшая стопка листов или файлов.

6. Расставьте их в порядке, как они должны будут появляться в фильме. Ничто не высечено на камне, будьте гибкими. Сгруппируйте похожие сцены.

7. Возьмите готовые сюжетные «жемчужины» и представьте себе такие сцены, которые приводят к этим моментам или становятся их следствием.

То, что у вас получилось, это набросок настоящей истории, естественной и ритмичной. Это формирование скелета вашего сценария, которому не пригодится тренировочное колесо трехактной структуры. 


Я не говорю, что вам не нужна структура для истории. Пока вы пишите первый проект, есть достаточно времени чтобы применить свои знания о ней. Я говорю о том, чтобы полностью исследовать идею, создать кирпичи, из которых можно выстроить сценарий.

Имейте ввиду, что у вас должно быть врожденное умение понимать историю. Творите свободно. Страстно пишите черновики. Редактируйте их со знанием структуры, но выбросите тренировочное колесо.
 
 
Арт Холкомб

Сценарист, писатель, автор графических романов, лектор. Писал для Marvel и DC Comics, сочинял сценарии франшиз «Звездный путь» и «Люди Икс». Один из основателей и главный редактор Andromeda Entertainment.
 
 

Источник: creativescreenwriting.com

 


Комментарии

Комментариев: 1

   Диана Дрейк, сценарист «Чего хотят женщины», описала все это проще: «мужик-эгоист вдруг начинает слышать женские мысли, что помогает ему делать карьеру, которую он сам же и разрушает – в нем просыпается совесть». «Чтение женских мыслей» – таков был замысел, вспоминает она, «разрушение карьеры» – идея сюжета, пришедшая со временем. Вот так и ТОЛЬКО ТАК пишутся сценарии. Тот, кто начинает со «Смеркалось…» – не сценарист ни разу. Все начинается с вопроса "А что если?"
   Трехактная же структура – просто частный случай драматургии. На самом деле, книга (пьеса, фильм) состоит из двух половин: первой автор вызывает у читателя (зрителя) любопытство, а еще лучше – пробуждает в нам ИНТЕНЦИЮ – активное желание, стремление. Во второй половине текста автор удовлетворяет это любопытство, эту интенцию. Вот и все.


 

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3465
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 3053
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1803
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 1784
Обзоры

7 фильмов без музыкального сопровождения

Сейчас трудно представить фильм без полноценного музыкального сопровождения и главной музыкальной темы, но порой режиссеры отказывались от музыки вовсе. Вспомним несколько фильмов, созданных без нее

  • 2 декабря
  • 1645
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1528
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее