Главная / Практика / Словарь: Звук

Словарь: Звук

DTS/Digital Theater System

— один из форматов цифровой многоканальной звукозаписи; система была разработана в 1993 году; чаще всего используется в системах домашнего пользования, в том числе на шестиканальной (5.1) и восьмиканальной (7.1)


Dolby Digital

— один из форматов цифровой многоканальной звукозаписи, отличающийся от DTS большим уровнем сжатия звука; система была разработана в 1991 году. Работает на двухканальных (2.0) и шестиканальных (5.1) домашних системах


Dolby Stereo

— один из первых форматов аналоговой многоканальной звукозаписи; система была разработана в 1975 году; работает на двухканальных (2.0) домашних системах


Асинхрон/Рассинхрон

[Asynchronous/Non-sync]

— дефект, при котором звук расходится с изображением


«БРЯМММ»

[BRAAM]

— звуковой штамп, часто используемый в трейлерах, очевидно, для придания эффекта эпичности и значительности; впервые эффект был использован композитором Хансом Циммером в фильме Кристофера Нолана «Начало»; первоисточник создан многократным замедлением популярной песни Эдит Пиаф «Non, je ne regretted rein»

Что почитать: другие распространенные звуковые штампы в кино


Внекадровый звук

[Off-screen sound]

— звук, источник возникновения которого находится вне кадра

Пример – сцена из первого звукового фильма Альфреда Хичкока «Шантаж»


Внутрикадровый звук

[On-screen sound]

— звук, источник возникновения которого находится в кадре


Дубляж/Дублирование

[Dubbing/Re-recording/Mixing]

— вид перевода фильма, при котором оригинальная речь заменяется многоголосым переводом на язык страны проката

Первый отечественный дубляж был сделан в 1935 году Марком Донским. Дублировался голливудский фильм ужасов «Человек-невидимка».

Что почитать: режиссер дубляжа Ярослава Турылева («Список Шиндлера» и «Шрек», «Волк с Уолл-стрит») о своей профессии


«Журавль»/«Удочка»

[boom mike/boom pole/«fishpole»]

— выносная штанга или длинный шест, на который крепится микрофон во время записи звука


Закадровый звук

[Non-diegetic sound/Commentary sound]

— звук, существующий вне пространства сцены, то есть слышимый только зрителем, к примеру, комментарий рассказчика или саундтрек

Пример— сравнение вариантов сцены из «Челюстей» Стивена Спилберга без закадрового звука и с закадровым звуком


Закадровый перевод/Закадр/Войсовер/Синхронный перевод

[Voice-over]

— вид перевода фильма, при котором перевод звучит поверх оригинальной звуковой дорожки; принято выделять закадровый одноголосый перевод (VO/Voice-over), закадровый двухголосый перевод (DVO/Dual voice-over) и закадровый многоголосый перевод (MVO/Multi voice-over); также выделяют профессиональный (в том числе авторский) закадровый перевод и любительский

Пример – ролик о мастерах одноголосного закадрового перевода эпохи бума VHS


«Запикивание»/«Пип»

[Bleeping/Bleep/Beep]

— высокочистотный (от 440 Гц до 1 кГц) звуковой сигнал, используемый для заглушивания ненормативной лексики или другой нежелательной звуковой информации


Звуковая дорожка

[Sound track/Band/Audio track]

— магнитная или оптическая дорожка по краю пленки, содержащая фонограмму фильма


Звуковой ряд

[Audiography]

— звуковое сопровождение, созданное для фильма


Звуковое кино

[Sound film/Talking pictures/Talkies]

— кино, в котором изобразительный ряд сопровождается звуком

Первая в мире звуковая картина – голливудский «Певец джаза», вышедший в 1927 году. Первый отечественный звуковой фильм – «Путевка в жизнь», снятый Николаем Экком в 1931 году.


Звукорежиссер

[Director of audiography/DOA/Sound director]

— специалист, занимающийся звуковым оформлением фильма, в том числе, разрабатывающий звуковые образы, драматургию звукового ряда, отвечающий за его качество, управляющий процессом озвучания и руководящий звуковым цехом в целом

Что почитать: звукорежиссер Ирина Евсеева о своей профессии

Что почитать: Бобби Овсински – «Настольная книга звукорежиссера» 

Что посмотреть: фильм Брайана Де Пальмы с Джоном Траволтой «Прокол» — редкая картина, главным героем которой является звукорежиссер, а сюжет завязан на «кухне» людей этой профессии

 


Звукооператор

[Sound technician/Sound editor/Audio engineer/Recording director]

— специалист, занимающийся звукозаписью, обработкой звука, микшированием и контролем технического качества звукового ряда; сегодня, в основном, работает на съёмочной площадке

Что почитать: Лев Трахтенберг – «Мастерство звукооператора», Виктор Маньковский – «Основы звукооператорской работы» 


Звуковой эффект

[Sound effect/Audio effect/Sound FX/SFX/FX]

— обработанный или искусственно созданный звук

Один из самых богатых на запоминающиеся звуковые эффекты фильмов – «Звездные войны». Всего для оригинальной трилогии было создано около 250 звуковых эффектов. Знаменитый рев Чуббаки был собран из «голосов» кошки, медведя, верблюда, моржа и барсука.

Композитор

[Composer]

— профессионал, специализирующийся на сочинении музыки, в данном случае, для кино

 Что почитать: композитор Алексей Айги («Страна глухих», «Орда», «Дубровский») о работе в кино

композитор Михаил Чертищев («Барбоскины», «Три богатыря на дальних берегах») о работе в анимации

Что посмотреть: фильм об отечественных кинокомпозиторах «Правдивая история киномузыки»


Контрапункт

[Counterpoint]

— контрастное столкновение зрительных и звуковых образов

Что почитать: Сергей Эйзенштейн – «Будущее звуковой фильмы»


Королева крика

[Scream queen]

— амплуа актрисы фильмов ужасов, примечательной, прежде всего, своим умением отчаянно кричать; среди актрис, начинавших в этом амплуа: Джейми Ли Кертис, Азия Ардженто и Кейт Бекинсейл


Крик Вильгельма/Вопль Вильгельма

[Wilhelm scream]

— шутка голливудских звукорежиссеров; звуковой эффект из вестерна «Далекие барабаны», используемый в эпизодах борьбы, падений, взрывов и т.д.; эффект обрел популярность и стал применяться в качестве ироничного штампа после использования в «Звездных войнах» и «Индиане Джонсе»


Лейтмотив

[Leitmotif]

— ключевая музыкальная тема фильма; часто увязывается с какой-либо повторяющейся драматической ситуацией или с каким-либо персонажем

Пример – «Имперский марш» из «Звездных войн», сопровождающий появления на экране Дарта Вйдера


Магнитная запись звука

[Magnetic sound-on-film]

— звуковая дорожка фильма, зафиксированная с применением веществ и носителей, обладающих магнитными свойствами; технология магнитной записи звука начала применяться в кино в 1950-е годы


Микширование

[Mix/Mixing]

— завершающий этап озвучания, предполагающий сведение в единую звуковую дорожку диалогов, музыки, шумов и звуковых эффектов

Что почитать: Дэвид Гибсон – «Искусство сведения» 


Микрофон

[Microphone/Mic/Mike]

— прибор для записи или усиления звука

Что почитать: Джей Роуз – «Микрофонный бум», Юрий Козюренко – «Звукозапись с микрофона» 


Микрофонщик

[Boom operator]

— специалист, управляющий микрофоном на «удочке» во время съемок


Монозвук

[Mono/Monophonic sound]

— одноканальный звук, записываемый с помощью одного прибора


Озвучание/Озвучивание/Перезапись

[Looping/Scoring/Sound recording/ADR/Automatic Dialog Replacement]

— процесс записи и перезаписи звукового ряда фильма (речи, музыки и шумов), а также очистка звука, выравнивание, микширование и т.д.; осуществляется на стадии пост-продакшна


Оптическая запись звука/Оптическая фонограмма

[Optical sound-on-film]

— звуковая дорожка фильма, зафиксированная фотографическим способом на кинопленке вместе с изображением; копию фильма, на которой изображение напечатано вместе с фонограммой называют совмещенной (married print); технология оптической записи звука начала применяться в кино в 20-е годы; в настоящее время почти не используется


Отбивка

[Bumper]

— короткий музыкальный отрывок, звучащий при переходе от сцены к сцене; на телевидении используется, к примеру, в заставках новостей или при переходах на рекламу

Пример – рекламная отбивка канала НТВ


Петличный микрофон/Петличка/Петля

[Clip-on microphone]

— миниатюрный микрофон, который крепится на одежду и может быть спрятан под ней


«Пушка»

[Shotgun microphone]

— микрофон, используемый для снятия звука на большом расстоянии от источника


Саунд-дизайн/Звуковой дизайн

[Sound design]

— процесс проектирования и создания аудиопространства фильма


Саундтрек

[Score/Soundtrack/Official soundtrack/OST]

— музыкальное сопровождение фильма; может представлять собой набор композиций разных авторов и исполнителей или же принадлежать одному композитору, специально работавшему для картины; нередко издается в качестве отдельных альбомов

 Что послушать: коллекция саундтреков на сайте kinomania.ru 


Сжатие аудиоданных

[Sound compression]

— преобразование аудиоданных с целью уменьшения занимаемого ими объема


Синхронизация

[Synchronous sound]

— соотнесенность экранного изображения и звука, в том числе музыки, по таким параметрам как момент начала и завершения, сила, ритм и т.д.


Синхронная съемка

[Synchronized sound recording/Live recording]

— процесс киносъемки, при котором съемка изображения и запись звука осуществляются одновременно, что позволяет получить синхронную фонограмму, точно совпадающую с изображением


Стереозвук

[Stereo/Stereophonic sound]

— многоканальный звук, записываемый и воспроизводимый с помощью нескольких независимых приборов; основные разновидности многоканального стереозвука: двухканальный (2.0), четырехканальный или квадрофония (4.0), шестиканальный (5.1), восьмиканальный (7.1)


Тапёр

[Pianist/Piano player]

— музыкант-аккомпаниатор, как правило, пианист, сопровождавший своей игрой показ немого фильма (silent film)


Павильон звукозаписи/Тонстудия/Тонателье

[Sound stage/Scoring stage/Sound recording studio]

— специальное помещение на киностудии для озвучания и дублирования фильмов


Фонограмма

[Phonogram/Filmed sound recording]

— Окончательный вариант звукового ряда фильма, записанный на звуковой дорожке


Фонотека/Шумотека/Библиотека звуков

[Record library/Sound library]

— коллекция или база аудиоматериалов, к примеру, шумовых эффектов, доступных для использования в качестве озвучания; звуковые эффекты, взятые из фонотеки зачастую называют стоковыми (stock sound effect)

Подборки фонотек: русскоязычная, англоязычная 

Фоны/Фоновые шумы

[Background sound]

— второстепенные звуки, задающие общую атмосферу, к примеру, шум моря, леса, раскаты грома, пение птиц и т.д.


Частота дискретизации

[Sampling rate]

— показатель соответствия цифрового сигнала аналоговому при оцифровке звука


Шумовик/Шумооформитель

[Foley/Foley artist]

— специалист, занимающийся разработкой, воссозданием и записью шумовых эффектов

Англоязычное название профессии происходит от фамилии Джека Донована Фоли, пионера шумовых эффектов в кино.

Шумы/Шумовые эффекты

[Foley/Sound effects/Reproduced sounds]

— элементы звукового оформления фильма, которые не являются речью и не относятся к музыкальному сопровождению, к примеру, шаги, удары, поцелуи и т.д.; выделяют закадровые (background sound effects) и внутрикадровые шумы (hard sound effects), натуральные (real-life sound effects) и имитируемые (design sound effects)