Практика

Словарь: Звук

В этом выпуске словаря: профессии в области звука в кино, виды звуковых эффектов, что такое дубляж, микширование, «пушка», «пип» и «БРЯМММ»

  • 18 июня 2014
  • 6080
Павел Орлов

DTS/Digital Theater System


— один из форматов цифровой многоканальной звукозаписи; система была разработана в 1993 году; чаще всего используется в системах домашнего пользования, в том числе на шестиканальной (5.1) и восьмиканальной (7.1)
 
 

Dolby Digital


— один из форматов цифровой многоканальной звукозаписи, отличающийся от DTS большим уровнем сжатия звука; система была разработана в 1991 году. Работает на двухканальных (2.0) и шестиканальных (5.1) домашних системах
 
 

Dolby Stereo


— один из первых форматов аналоговой многоканальной звукозаписи; система была разработана в 1975 году; работает на двухканальных (2.0) домашних системах
 
 

Асинхрон/Рассинхрон


[Asynchronous/Non-sync]

— дефект, при котором звук расходится с изображением
 
 

«БРЯМММ»


[BRAAM]

— звуковой штамп, часто используемый в трейлерах, очевидно, для придания эффекта эпичности и значительности; впервые эффект был использован композитором Хансом Циммером в фильме Кристофера Нолана «Начало»; первоисточник создан многократным замедлением популярной песни Эдит Пиаф «Non, je ne regretted rein»

 
Что почитать: другие распространенные звуковые штампы в кино
 
 

Внекадровый звук


[Off-screen sound]

— звук, источник возникновения которого находится вне кадра
 
Пример – сцена из первого звукового фильма Альфреда Хичкока «Шантаж»
 
 

Внутрикадровый звук


[On-screen sound]

— звук, источник возникновения которого находится в кадре
 
 

Дубляж/Дублирование


[Dubbing/Re-recording/Mixing]

— вид перевода фильма, при котором оригинальная речь заменяется многоголосым переводом на язык страны проката
 
Первый отечественный дубляж был сделан в 1935 году Марком Донским. Дублировался голливудский фильм ужасов «Человек-невидимка».
 
Что почитать: режиссер дубляжа Ярослава Турылева («Список Шиндлера» и «Шрек», «Волк с Уолл-стрит») о своей профессии

 
 

«Журавль»/«Удочка»


[boom mike/boom pole/«fishpole»]

— выносная штанга или длинный шест, на который крепится микрофон во время записи звука
 
 

Закадровый звук


[Non-diegetic sound/Commentary sound]

— звук, существующий вне пространства сцены, то есть слышимый только зрителем, к примеру, комментарий рассказчика или саундтрек
 
Пример— сравнение вариантов сцены из «Челюстей» Стивена Спилберга без закадрового звука и с закадровым звуком
 
 

Закадровый перевод/Закадр/Войсовер/Синхронный перевод


[Voice-over]

— вид перевода фильма, при котором перевод звучит поверх оригинальной звуковой дорожки; принято выделять закадровый одноголосый перевод (VO/Voice-over), закадровый двухголосый перевод (DVO/Dual voice-over) и закадровый многоголосый перевод (MVO/Multi voice-over); также выделяют профессиональный (в том числе авторский) закадровый перевод и любительский
 
Пример – ролик о мастерах одноголосного закадрового перевода эпохи бума VHS
 
 

«Запикивание»/«Пип»


[Bleeping/Bleep/Beep]

— высокочистотный (от 440 Гц до 1 кГц) звуковой сигнал, используемый для заглушивания ненормативной лексики или другой нежелательной звуковой информации
 
 

Звуковая дорожка


[Sound track/Band/Audio track]

— магнитная или оптическая дорожка по краю пленки, содержащая фонограмму фильма
 
 

Звуковой ряд


[Audiography]

— звуковое сопровождение, созданное для фильма
 
 

Звуковое кино


[Sound film/Talking pictures/Talkies]

— кино, в котором изобразительный ряд сопровождается звуком
 
Первая в мире звуковая картина – голливудский «Певец джаза», вышедший в 1927 году. Первый отечественный звуковой фильм – «Путевка в жизнь», снятый Николаем Экком в 1931 году.
 
 

Звукорежиссер


[Director of audiography/DOA/Sound director]

— специалист, занимающийся звуковым оформлением фильма, в том числе, разрабатывающий звуковые образы, драматургию звукового ряда, отвечающий за его качество, управляющий процессом озвучания и руководящий звуковым цехом в целом
 
Что почитать: звукорежиссер Ирина Евсеева о своей профессии

Что почитать: Бобби Овсински – «Настольная книга звукорежиссера» 

 
 
Что посмотреть: фильм Брайана Де Пальмы с Джоном Траволтой «Прокол» - редкая картина, главным героем которой является звукорежиссер, а сюжет завязан на «кухне» людей этой профессии
 
 
 

 
 

Звукооператор


[Sound technician/Sound editor/Audio engineer/Recording director]

— специалист, занимающийся звукозаписью, обработкой звука, микшированием и контролем технического качества звукового ряда; сегодня, в основном, работает на съёмочной площадке
 
Что почитать: Лев Трахтенберг – «Мастерство звукооператора», Виктор Маньковский – «Основы звукооператорской работы» 
 
 

Звуковой эффект


[Sound effect/Audio effect/Sound FX/SFX/FX]

— обработанный или искусственно созданный звук
 
 
Один из самых богатых на запоминающиеся звуковые эффекты фильмов – «Звездные войны». Всего для оригинальной трилогии было создано около 250 звуковых эффектов. Знаменитый рев Чуббаки был собран из «голосов» кошки, медведя, верблюда, моржа и барсука.
 
 
 
 

Композитор


[Composer]

— профессионал, специализирующийся на сочинении музыки, в данном случае, для кино

 Что почитать: композитор Алексей Айги («Страна глухих», «Орда», «Дубровский») о работе в кино

 

композитор Михаил Чертищев («Барбоскины», «Три богатыря на дальних берегах») о работе в анимации

Что посмотреть: фильм об отечественных кинокомпозиторах «Правдивая история киномузыки»
 
 

Контрапункт


[Counterpoint]

— контрастное столкновение зрительных и звуковых образов
 
Что почитать: Сергей Эйзенштейн – «Будущее звуковой фильмы»
 
 

Королева крика


[Scream queen]

— амплуа актрисы фильмов ужасов, примечательной, прежде всего, своим умением отчаянно кричать; среди актрис, начинавших в этом амплуа: Джейми Ли Кертис, Азия Ардженто и Кейт Бекинсейл
 

Крик Вильгельма/Вопль Вильгельма


[Wilhelm scream]

— шутка голливудских звукорежиссеров; звуковой эффект из вестерна «Далекие барабаны», используемый в эпизодах борьбы, падений, взрывов и т.д.; эффект обрел популярность и стал применяться в качестве ироничного штампа после использования в «Звездных войнах» и «Индиане Джонсе»
 
 

Лейтмотив


[Leitmotif]

— ключевая музыкальная тема фильма; часто увязывается с какой-либо повторяющейся драматической ситуацией или с каким-либо персонажем
 
Пример – «Имперский марш» из «Звездных войн», сопровождающий появления на экране Дарта Вйдера
 
 

Магнитная запись звука


[Magnetic sound-on-film]

— звуковая дорожка фильма, зафиксированная с применением веществ и носителей, обладающих магнитными свойствами; технология магнитной записи звука начала применяться в кино в 1950-е годы
 
 

Микширование


[Mix/Mixing]

— завершающий этап озвучания, предполагающий сведение в единую звуковую дорожку диалогов, музыки, шумов и звуковых эффектов
 
Что почитать: Дэвид Гибсон – «Искусство сведения» 
 
 

Микрофон


[Microphone/Mic/Mike]

— прибор для записи или усиления звука
 
Что почитать: Джей Роуз – «Микрофонный бум», Юрий Козюренко – «Звукозапись с микрофона» 
 
 

Микрофонщик


[Boom operator]

— специалист, управляющий микрофоном на «удочке» во время съемок
 
 

Монозвук


[Mono/Monophonic sound]

— одноканальный звук, записываемый с помощью одного прибора
 
 

Озвучание/Озвучивание/Перезапись


[Looping/Scoring/Sound recording/ADR/Automatic Dialog Replacement]

— процесс записи и перезаписи звукового ряда фильма (речи, музыки и шумов), а также очистка звука, выравнивание, микширование и т.д.; осуществляется на стадии пост-продакшна
 
 

Оптическая запись звука/Оптическая фонограмма


[Optical sound-on-film]

— звуковая дорожка фильма, зафиксированная фотографическим способом на кинопленке вместе с изображением; копию фильма, на которой изображение напечатано вместе с фонограммой называют совмещенной (married print); технология оптической записи звука начала применяться в кино в 20-е годы; в настоящее время почти не используется
 
 

Отбивка


[Bumper]

— короткий музыкальный отрывок, звучащий при переходе от сцены к сцене; на телевидении используется, к примеру, в заставках новостей или при переходах на рекламу
 
Пример – рекламная отбивка канала НТВ
 
 

Петличный микрофон/Петличка/Петля


[Clip-on microphone]

— миниатюрный микрофон, который крепится на одежду и может быть спрятан под ней
 
 

«Пушка»


[Shotgun microphone]

— микрофон, используемый для снятия звука на большом расстоянии от источника
 
 

Саунд-дизайн/Звуковой дизайн


[Sound design]

— процесс проектирования и создания аудиопространства фильма
 
 

Саундтрек


[Score/Soundtrack/Official soundtrack/OST]

— музыкальное сопровождение фильма; может представлять собой набор композиций разных авторов и исполнителей или же принадлежать одному композитору, специально работавшему для картины; нередко издается в качестве отдельных альбомов

  Что послушать: коллекция саундтреков на сайте kinomania.ru 
 
 

Сжатие аудиоданных


[Sound compression]

— преобразование аудиоданных с целью уменьшения занимаемого ими объема
 
 

Синхронизация


[Synchronous sound]

— соотнесенность экранного изображения и звука, в том числе музыки, по таким параметрам как момент начала и завершения, сила, ритм и т.д.
 
 

Синхронная съемка


[Synchronized sound recording/Live recording]

— процесс киносъемки, при котором съемка изображения и запись звука осуществляются одновременно, что позволяет получить синхронную фонограмму, точно совпадающую с изображением
 
 

Стереозвук


[Stereo/Stereophonic sound]

— многоканальный звук, записываемый и воспроизводимый с помощью нескольких независимых приборов; основные разновидности многоканального стереозвука: двухканальный (2.0), четырехканальный или квадрофония (4.0), шестиканальный (5.1), восьмиканальный (7.1)
 
 

Тапёр


[Pianist/Piano player]

— музыкант-аккомпаниатор, как правило, пианист, сопровождавший своей игрой показ немого фильма (silent film)
 
 

Павильон звукозаписи/Тонстудия/Тонателье


[Sound stage/Scoring stage/Sound recording studio]

— специальное помещение на киностудии для озвучания и дублирования фильмов
 
 

Фонограмма


[Phonogram/Filmed sound recording]

— Окончательный вариант звукового ряда фильма, записанный на звуковой дорожке
 
 

Фонотека/Шумотека/Библиотека звуков


[Record library/Sound library]

— коллекция или база аудиоматериалов, к примеру, шумовых эффектов, доступных для использования в качестве озвучания; звуковые эффекты, взятые из фонотеки зачастую называют стоковыми (stock sound effect)
 
 
Подборки фонотек: русскоязычная, англоязычная 
 
 
 
 

Фоны/Фоновые шумы


[Background sound]

— второстепенные звуки, задающие общую атмосферу, к примеру, шум моря, леса, раскаты грома, пение птиц и т.д.
 
 

Частота дискретизации


[Sampling rate]

— показатель соответствия цифрового сигнала аналоговому при оцифровке звука
 
 

Шумовик/Шумооформитель


[Foley/Foley artist]

— специалист, занимающийся разработкой, воссозданием и записью шумовых эффектов
 
 
Англоязычное название профессии происходит от фамилии Джека Донована Фоли, пионера шумовых эффектов в кино.
 
 
 
 

Шумы/Шумовые эффекты


[Foley/Sound effects/Reproduced sounds]

— элементы звукового оформления фильма, которые не являются речью и не относятся к музыкальному сопровождению, к примеру, шаги, удары, поцелуи и т.д.; выделяют закадровые (background sound effects) и внутрикадровые шумы (hard sound effects), натуральные (real-life sound effects) и имитируемые (design sound effects)


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3526
Практика

Может ли «фанатский» рекламный ролик повлиять на карьеру

Джоно Сенефф, режиссер неофициального ролика Tesla — о том, зачем снимать рекламу без заказа и стоит ли это того

  • 8 сентября
  • 2114
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • Вчера
  • 1766
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1680
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1534
Практика

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Для каждого кадра есть своя техника съемки — от наездов камеры на тележке до «личных» кадров, снятых с рук. Оператор Зак Рамелан рассказывает, как понять, что из этого нужно именно вам

  • 7 сентября
  • 1483
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее