Слова

​Как нам реорганизовать «Ленфильм»

Генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин рассказал tvkinoradio.ru о проблемах и победах старейшей кинокомпании России, претерпевающей сегодня процесс восстановления


- Не совсем понятно, когда же всё-таки отмечать 100-летие «Ленфильма», потому что данные о том, когда студия образовалась, часто разнятся.
- Если говорить вообще про студию, то как раз недавно, совсем на днях, в архивных материалах были найдены протоколы военно-кинематографического Скобелевского комитета, согласно которым в 1914 году фильмы вместе со всем творческим коллективом, были перевезены в студию, которая сегодня называется «Ленфильм». Получается, что первая государственная киностудия открылась в 1914 году. То есть считать надо не от ленинского декрета от 1918 года, а с марта 1914 года. То есть нам, на самом деле, 100 лет. И мы продолжаем восстанавливать историю, все хорошие традиции.
 
- Как происходит процесс возрождения «Ленфильма» фактически из руин?
- Это как в спорте: если хочешь узнать результат, смотри на табло. Так вот, даже с учётом всех-всех обстоятельств, сбросив самый тяжёлый камень, который у нас был, — это три незаконченных государственных заказа «Моя бабушка – ведьма», «Крылья» и «Лимузин» — мы их завершили. То есть закрыли обязательства, которые на нас висели с 2010 года, отдали долги, которые студия выполнила. Из тех кредитов на 80 млн рублей, которые на нас были, осталось всего 5 млн. То есть мы с октября 2012 года вышли на практически безубыточное производство. И вы не представляете, какое это чувство, когда сегодня идёшь по студии, и мэтры, которых ты встречаешь, говорят: «Вы знаете, такой жизни на студии не было уже более 20 лет». У нас загружены сейчас все павильоны. Известные актёры ходят по коридорам, читают тексты, готовятся. Или появляются декорации, которых студия не видела уже лет 25. Это, конечно же, приятно. До конца года у нас такая загрузка, что не хватает павильонов, нужно строить ещё. Все цеха работают, производственная цепочка в полном объёме восстановлена. Снимаются фильмы самых разных жанров: сказка, историческая картина, сложнопостановочные ленты.


 
Благодаря продюсерам, актёрам, режиссёрам в Санкт-Петербург вернулось кинопроизводство, Питер снова стал мощной кинобазой. Если раньше наши коллеги уезжали снимать в Минск, то сегодня снова обращаются к нам. И, самое главное, мы думаем не только о сегодняшнем дне, но и планируем на завтра, говорим о следующем пакете.
 
- Проект «Петербург: категория чувств» совсем недавно получил поддержку со сторону государства. Когда мы сможем его увидеть?
На этот вопрос помог ответить Фёдор Бондарчук, занимающий пост председателя Совета директоров киностудии «Ленфильм»:
- Я не могу сказать, когда выйдет этот альманах. По крайней мере, съёмки моего сегмента запланированы на сентябрь. Думаю, что и зима, и весна будут съёмочными. А дальше будем выбирать время выхода, смотреть прокатные графики, куда нам встать. Я расскажу историю, которая мне очень нравится: «Духless» ждал 9 месяцев, чтобы встать в прокат, но получился большой хит. «Сталинград» тоже долго ждал, и мы каким-то чудом нашли целых четыре недели, чтобы удержаться в прокате. Но вы же видите, что сейчас произошло с прокатом, такое в голове не укладывается. У нас по-моему ни разу такого в прокате не было.
 
Эдуард Пичугин: Да, в апреле-месяце у нас в прокате произошёл шокирующий провал. Многие кинотеатры даже не прошли точку безубыточности. Рекордно низкое посещение кинотеатров. То есть мы и раньше были готовы к тому, что в мае все разъезжаются по дачам. В советские времена спад интереса к кино в апреле объяснялся днём рождения Ленина, но сегодня мы совсем оказались не готовы к такому. И я бы хотел дополнить Фёдора Сергеевича насчёт альманаха. Он будет состоять из десяти новелл, съёмки каждой из них займут по три съёмочных дня. Пять из них будут сняты в летне-осенний период, пять — в зимний.
 
- Эдуард, что происходит с так называемой «золотой коллекцией» «Ленфильма»? В чём проблема, почему вы до сих пор не можете свободно ей распоряжаться?
- Чтобы было понятнее, я объясню, что, вообще-то, такого определения, как «золотая коллекция “Ленфильма”», в принципе, не существует. Мы так называем около ста фильмов, которые мы с вами видим каждый год на разных телеканалах. То кино, которое всегда имеет зрительский интерес, успех.
 
Немного истории об этой «золотой коллекции». Сегодня изменилась форма собственности, и это касается не только «Ленфильма». То есть собственность осталась по-прежнему у государства, но в результате этого изменения произошло следующее. Форма собственности сложившегося открытого акционерного общества не позволяет владеть, распоряжаться и управлять нашими коллекциями. А ведь собственная «золотая коллекция» является базой и фундаментом киностудии, которая помогает ей самой развиваться. Объём этой коллекции сравним с продуктами Warner Bros. Studio, произведёнными за всю её историю. Если говорить в числовых выражениях, это примерно 1700 произведений в самых разных жанрах, из которых примерно сотню мы называем «золотой коллекцией». Мы гордимся тем, что «Ленфильм» внёс свою большую лепту в российский и мировой кинематограф.


 
Но выделенная кредитная линия, те 100% государственной поддержки, направлена исключительно на создание новых средств производства. Но на само кинопроизводство мы должны сами находить силы и финансы. Вопрос остаётся в капиталистической плоскости, в сложном решении не только для нас, но и для других киностудий. Существуют институция, федеральные законы, огромное количество нормативных актов, которые не позволяют открыть нам отдельное общество, владеть, управлять, распоряжаться своей коллекцией. В течение полутора лет у нас был ряд совещаний, встреч совместно с Госфильмофондом, который управляет коллекциями. Даже у многих чиновников, включая министра культуры, не хватает полномочий, чтобы, не внося поправки в федеральные законы, не разработав каких-то новых нормативов, дать возможность «Ленфильму» получать хотя бы часть доходов от своей же коллекции. При этом Госфильмофонд, часть его представителей, тоже конструктивно подходят к этому, выражают полную готовность, чтобы на основании какого-то договора дать нашему акционерному обществу дать возможность хоть как-то извлечь выгоду из использования своей коллекции. Мы разные способы искали, но всё-таки в этом вопросе требуется вмешательство и участие руководства страны. Включая множество ведомств, вроде Министерства юстиции. Может быть, надо вынести этот вопрос на парламентские слушания, может быть, должна появиться законотворческая инициатива.
 
Это я вам просто перечисляю способы решения проблемы, но единого конечного варианта пока нет. Но мы не сдаёмся, продолжаем работать над этим. У нас есть принципиальное решение: возрождать студию, сохранять её, сохранять её наследство.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 22018
Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия

5 ноября 4489
Слова

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

На международном конгрессе НАТ Константин Эрнст, Вячеслав Муругов, Игорь Мишин, Алексей Земский и Александр Акопов поговорили об ошибках нашего ТВ, его будущем, о конкуренции и партнерстве. Собрали важные цитаты встречи

6 ноября 3079
Слова

Почему за веб-сериалами будущее?

Почему лучше снимать не выходя из своей квартиры, зачем цензурировать мат и как затащить в недорогой веб-сериал Сергея Безрукова: режиссеры, фестивальная отборщица и сценарный коуч об особенностях самого перспективного формата

1 ноября 1971
Слова

Дмитрий Носков: «Ответственно заявляю, что Ханс Циммер убил киномузыку»

Мы поговорили с композитором Дмитрием Носковым о разнице киномузыки для авторских и коммерческих фильмов, о том, чем Циммер отличается от Уильямса, развеяли несколько мифов и загадок и узнали, как овладеть профессией кинокомпозитора и остаться в ней

5 ноября 1796
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее