Профессия

Оператор: Вячеслав Лисневский

Особенности подводных съемок, принципы создания экшн-сцен, способы стилизации «цифры» под пленку, роль нижних ракурсов и сложность наполнения общих планов — оператор спортивной драмы «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» делится своим опытом

  • 18 февраля 2016
  • 5524
Павел Орлов

Поиск визуального решения в спортивной драме



Каждую новеллу «Чемпионов: Быстрее. Выше. Сильнее» мы снимали в своем ключе. Сюжет об Александре Карелине решен в темных, коричневато-желтых тонах. Отчасти это было связано со сложным пластическим гримом Сергея Бондарчука, который нужно было уводить в тень. В целом такая палитра соответствовала брутальному, мужскому духу. История Светланы Хоркиной наоборот делалась в светлых бирюзовых тонах. Я специально акцентировал яркость, чтобы передать легкий внутренний мир героини. Художественная гимнастика ассоциируется с чем-то светлым и пластичным. Новелла Александра Попова связана с водой, поэтому мы сразу решили делать её в холодных голубоватых тонах. Подобные различия соблюдались во всем, в том числе в костюмах и в цветовом решении объектов. Объединялись же все истории способом съемки: схожим движением камеры, ритмом, плавным повествованием.
 

Выбор локаций


Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»На съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Практически весь фильм сделан на натуре и в спортивных комплексах. Действие происходит в разных городах. Изначально в них и хотели снимать, но оказалось, что выгоднее и дешевле работать в Москве. Тут были найдены и Белгород, и Новосибирск, и все нужные локации. Тренировочные залы снимали в Олимпийском. Поскольку объектов получилось много, возникла сложность стилизовать каждый под разный город, под разное время. Отчасти помогла графика, позволившая дорисовать какие-то вещи. 

Чемпионы, КарелинНа съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Для новеллы о Карелине мы выбрали локации в Лужниках. Пришлось, правда, что-то дорисовать, поменять потолок в зале. Облегчало задачу то, что все олимпиады Карелина, как мы убедились, посмотрев хронику, были очень похожи: темноватые, с теплым светом, с проваленными в тень стенами. Поэтому мы отказались от света, который был в Лужниках, и подчеркнули только центр с помощью четырех гелиосфер, проваливая всё вокруг в темноту. 

Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Сложность с водными объектами состояла в том, что олимпиады проходили в открытых солнечных местах. В Москве же, кроме «Чайки», открытых бассейнов, кажется, не осталась. Да и «Чайка» не подходила из-за масштабов и визуальной составляющей — у нас было бы меньше возможностей для движения камеры и очень много пришлось бы доделывать графикой. Остальные места, которые мы смотрели, были либо «убитые», либо закрытые. В итоге выбрали новый спортивный комплекс в Евпатории, единственное место, где не были скованы в действиях. 
 

Съемки водных сцен


На съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»На съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Основным инструментами, которые сделали возможными водные сцены, были подводная камера и кран. Прежде всего, мы связались с Гришей Яблочниковым, пожалуй, единственным подводным оператором в России такого высокого уровня. Дали ему довольно сложное техзадание — нам нужно было сопровождать пловца под водой на скорости, панорамировать и выныривать в одном кадре. Гриша попросил две недели, за которые разработал систему канатов, подводных и надводных тележек, в общем, напридумывал много способов. Съемки шли так: Гриша был под водой, пловец стартовал, а люди, стоящие над бассейном с помощью веревок разгоняли Гришу с камерой на подводной тележке. Самая большая сложность состояла в том, чтобы вести крупные планы под водой на скорости. Процесс значительно упростило то, что всё управление из-под воды шло на сушу, где находились «фокусник» и я. В итоге на все подводные съемки ушло четыре очень плотных смены в двух разных бассейнах в Евпатории — две на олимпиады и две на сцены тренировок.  

На съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Что касается кранов, то в Крыму мы столкнулись с проблемой — там нет телескопических кранов. Пришлось брать кран-гармошку, технически старенький. У него не хватало длины и высоты. У нас же были кадры, где нужно показать, как спортсмены опережают друг друга или плывут по трем-четырем дорожкам, а мы находимся над ними и всех держим в кадре. Для этого клали рельсы вдоль бассейна, разгоняли кран. Тут проблема была в том, что из-за громоздкой конструкции и разгоняется, и тормозится он очень тяжело, а надо было добиться правильного и выверенного движения. Поскольку длины крана не хватало, мы шли на хитрость — не показывали края бассейна, а спортсменов перемещали на удобные нам дорожки. 
 

Принцип съемок экшн-сцен


Кадр из фильма фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»Кадр из фильма фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Повествование в экшн-сценах строится из важных элементов, которые нужно донести до зрителя. Например, когда борцы и журналист по сюжету играют в баскетбол, важно было передать, что здесь нет правил. Мы выделили несколько моментов: начало, перелом (когда герой-журналист понимает, что привычные правила баскетбола уже не работают) и финал (когда он помогает команде Карелина выиграть). В кадрах нужно было передать состояния героев и их реакцию на происходящее, снять связки, демонстрирующие игру, — кто, когда, кому забивает. Исходя из этого, становилось понятно, когда нужно, например, использовать крупный план, чтобы показать переживания Карелина или журналиста. Основа раскадровки экшн-сцены — это выделение главного и подчинение ему всего остального. Можно не успеть снять какие-то элементы экшна, но история в нем должна быть предельно ясна. 

Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Тот же принцип работал и в сценах боев Карелина, особенно где у него повреждено ребро, так как там было драматургически важно передать его состояние. Мы специально, когда снимали с крана, стедикамом или делали подсъемки, акцентировали моменты, где рука противника попадает в травмированное место, а с него уже уходили на лицо, на эмоцию. Другой момент — важно было показать логику борьбы, а значит те приемы, действия, которые помогли Карелину победить. Тут нужна почти хроникальная достоверность, чтобы зритель, а уж тем более человек, разбирающийся в борьбе, поверил в происходящее. 
 

Значение раскадровок


Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Все сцены соревнований были раскадрованы. Сложные, например водные сцены в Евпатории, можно было снять только по раскадровкам, потому что времени было мало, и сроки съемок каждого кадра расписывались по часам. Каждая перестановка оборудования занимала около часа. И если бы кадры тщательно не группировались, если бы мы что-то забыли и к этому нужно было вернуться, просто не уложились бы в сроки. В меньшей степени раскадровывались сцены с Хоркиной — там всё было понятно. Но у Карелина и особенно у Попова сложных деталей было больше, так что без раскадровок было нельзя. 
 

Стилизация под хронику


Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Мы много смотрели хронику и хотели визуально максимально приблизиться к ней. Поэтому использовали длиннофокусную оптику, дающую эффект телевизионных камер, снимающих соревнования издалека на открытой диафрагме. Мне кажется, это позволило добиться гармоничного сочетания наших съемок и реальной хроники, что дает эмоциональный заряд, документальную убедительность и эффект присутствия. Конечно, мы не собирались делать копии, а старались воссоздать общее визуальное ощущение подлинных событий. Для этого собирали наиболее активные, запоминающиеся элементы из записей: цвет баннера, расположение камеры, ракурсы, цвет трибун, где стоят судьи, тренеры и так далее. Срастить съемки и хронику помогло еще и добавление зерна в изображение. 
 

О роли нижних ракурсов


Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Где-то 70% фильма намеренно снято с нижних точек. Так мы хотели добиться, в хорошем смысле, пафоса, превознесения наших героев, подчеркнуть образ сильных людей. Это соответствовало и реальности — на олимпиадах, как правило, телекамеры находятся ниже места действия. Даже в новелле о Попове мы следовали той же концепции, снимая с нижнего ракурса выходы к воде. Кроме того, такой прием дает ощущение пространства. Например, сцена, когда Хоркина первый раз приезжает в Москву и входит в зал, выполнена длинным кадром с нижней точки — это заявляет и масштаб, новый для нашей героини, и передает атмосферу, позволяя зрителю ощутить то же, что переживает персонаж. 
 

О сложности создания общих планов


Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Общий план сложно заполнить, но он требует насыщения. Каждый его элемент должен работать. Это касается художественной части, массовки, костюмов, света. Необходимо масштабное освещение, иначе вся красота не будет видна. Это отражается на бюджете. По бюджетным причинам возможности наполнить кадр необходимым образом часто нет, а значит, от общих планов приходится отказываться, сцену решать более локально и передавать пространство звуком. В «Чемпионах» продюсеры хотели передать масштаб, эпичность событий, и такая возможность была. 
 

О выборе Red и FilmConvert


На съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»На съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Во всех новеллах мы использовали Red Dragon. Я работал с Alexa, но мне кажется, что она больше подходит под экшн, боевики или триллеры. Для спортивной драмы по пластике лучше Red. К тому же мне Red нравится тем, что хорошо сочетается в паре с FilmConvert на цветокоррекции. Эта программа удачно подошла под наше изображение, потому что хорошо раскладывает и уравновешивает цвета — все насыщенные краски сразу становятся приглушенными, благодаря чему изображение получается, как принято говорить, киношным. 
 

Как стилизовать «цифру» под пленку


Евгенин Пронин / Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Так сложилось, что я окончил институт, когда пленка в России начала умирать. Мне пришлось снимать на первые цифровые камеры, которые были очень контрастными и «плоскими». Поэтому я стал искать инструменты, которые позволят максимально  приблизиться к пластике пленки. Способов добиться этого я использую много. Во-первых, дым, который смягчает изображение, дает атмосферу, воздух, рисует пространство, правильно преломляет свет. Во-вторых, снимаю с открытой диафрагмой, чтобы размыть фоны и добиваться пластики. В-третьих, мягкий свет, но в то же время с глубокими тенями. И четвертая составляющая — FilmConvert, который позволяет добавлять зерно и балансировать цвета. Он это делает очень корректно и убедительно приближает изображение к пленочной визуализации. 
 

Выбор оптики


На съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»На съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

Я уже долго снимаю на Master Prime. Был недавно проект, в котором использовал High Speed, но мне не очень понравилось. Master Prime просто отвечает моим эстетическим вкусам. Эта оптика одновременно и резкая, и звонкая, и в то же время пластичная. Снимая женский портрет, она сохраняет мягкий рисунок. А если нужен мужской, позволяет добиться фактурности и брутальности. Для меня это золотая середина между мягкой оптикой и жесткой. С Master Prime, играя светом и другими инструментами, можно добиться желаемых результатов. 
 

Подбор команды


На съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»На съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

На подбор команды ушло пятнадцать лет работы. Творческие люди — очень сложные. От того, какое у человека настроение с утра, пил ли он накануне, выспавшийся или нет, зависит мой кадр. К тому же в кино часто бывают длинные смены, переходящие одна в другую, особенно у операторов крана или стедикама. Поэтому нужно в коллегах быть четко уверенным, что несмотря ни на что, они будут ответственно подходить к работе. Не менее важна совместимость с точки зрения психологических качеств и эстетических предпочтений, когда человек примерно так же, как и я чувствует композицию, свет. Бывают случаи, когда люди видят иначе и пытаются отстоять свою позицию, но при этом не представляют картину в целом, и потому их предложения оказываются вне концепции фильма. Так бывает и у операторов крана, и у стедикамщиков, которые попадают лишь в отдельные сцены, оторванные от общей картины. Группа, с которой я работаю, не очень большая, по сравнению с другими операторскими группами. Но я сторонник того, чтобы коллектив был компактным, чтобы все были на своем месте и работали эффективно. «Чемпионов» я как раз снимал с такой командой, где все люди профессиональные, адекватные, с хорошим чувством вкуса.  
 

О визуальной масштабности


На съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»На съемках фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

«Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» — это, пожалуй, мой первый фильм, который надо смотреть на большом экране. Если предыдущие картины можно посмотреть на ноутбуке, то эта полностью раскрывается только в кинотеатре. Я для себя запомнил несколько приемов, способов движения камеры, которые позволяют добиться масштаба. Артем Аксененко, режиссер, хотел, чтобы кино было с большим количеством общих планов, с воздухом, с внутрикадровым монтажом. Раньше я такие приемы не использовал и работал в более клиповом ключе с постоянными короткими кадрами. Если следующие сценарии будут содержать такое же количество воздуха, я, конечно, буду снимать в таком же масштабном ключе. 
 

О важности сценария


Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»

В кино важно, чтобы драматургия сценария передавалась правильными визуальными средствами. Я большой поклонник Сергея Урусевского, который работал по такому принципу, выстраивая визуальное повествование, передавая драматургию операторскими и художественными приемами. Поэтому оператору очень важно копаться в сценарии, искать ощущения, эмоции и их визуальные эквиваленты. Например, в сцене падения Хоркиной с брусьев мы резко ушли от общих планов и специально использовали ручную камеру, чтобы приблизиться к героине, быть с ней, — получается контрастный переход от атмосферы стадиона к эмоциям отдельного человека. 
 
 
Вячеслав Лисневский

Оператор 

Работал над фильмами: «Мужчина с гарантией», «Друзья друзей», «Чемпионы», «Спираль», «Неуловимые», «Неуловимые: Последний герой», «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее», «Танцы насмерть» и другими.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Сергей Тесленко
    Извиняюсь, но Светлана Хоркина занималась не художественной, а спортивной гимнастикой)
    Развернуть

    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее