Профессия

Супервайзер визуальных эффектов: Алексей Гусев

Глава студии визуальных эффектов ALGOUS studio и VFX-супервайзер выходящего в прокат приключенческого фильма «Форт Росс», а также картин «Бой с тенью 3. Последний раунд», «22 минуты» о роли превизуализации, эффекте перемещения во времени и быстром пути творческого развития

  • 10 июня 2014
  • 1890
Павел Орлов



Задачи супервайзера визуальных эффектов

На любой картине задача супервайзера визуальных эффектов заключается, прежде всего, в том, чтобы предложить режиссеру, оператору и продюсеру максимально эффективный путь использования средств компьютерной графики. Такой путь, который позволит и выполнить художественные задачи, и рационально расходовать средства. То есть супервайзер визуальных эффектов это такая многоликая фигура — с одной стороны занимается технологическими и экономическими вопросами, а с другой — творческими, креативными.

В проекте «Форт Росс» особенность работы была в том, что подобный редкий жанр приключенческо-фантастического кино ставит для всех очень широкий диапазон задач. Для нас тут были и относительно простые задачи, например, работа с зачисткой элементов  современности в сценах, происходящих в прошлом, воссоздание исторических фрагментов эпохи, доработка декораций. И параллельно требовалось сделать такие специфические эффекты как, допустим, перемещение во времени или очень сильно замедленный полет дымящегося ядра. Из-за такого широкого диапазона задач важно было верно рассчитать возможности и нашей студии, и съемочной группы, чтобы работать сразу в нескольких направлениях.




 
Сотрудничество с режиссером
Очень важно, чтобы отношения супервайзера с режиссером, с оператором, с продюсером, и с остальными складывались доверительно. Если на этапе подготовки уже сделаны предварительные раскадровки, известно, как выглядит место съемок и другие важные вещи, то во время работы на съемочной площадке обычно все ясно и понятно, ни у кого не возникает ни споров, ни лишних вопросов, и все работают как отлаженный механизм. Но если какие-то вещи во время подготовки не обсуждены и не решены или, к примеру, в сложно-постановочной сцене внезапно меняется место съемок, тогда, конечно, приходится прямо на площадке что-то оперативно придумывать.

Бывает, что режиссер на съемочной площадке не может точно представить себе, как будет выглядеть тот или иной кадр с визуальными эффектами. Так получается, когда нет превизуализации или раскадровок, или меняется объект. В таких случаях режиссеру приходится полностью, едва ли не вслепую доверять супервайзеру. В свою очередь на супервайзера ложится почти что такая же ответственность, как на режиссера и оператора. Перед супервайзером встает задача предложить некий вариант решения кадров, вместе с оператором определить, при каком освещении это должно быть снято, в каком ракурсе, чтобы потом это сочеталось с другими специально снятыми «заготовками» для этого кадра, но при этом чтобы было также выразительно, как изначально задумывал режиссер. Очень приятно, конечно, когда режиссер оказывается доволен какими-то результатами совместной работы — это способствует дальнейшему взаимопониманию.




 
Роль превизуализации
В начале производства «Форта Росс», на подготовке мы, конечно, отсматривали возможные референсы и придумывали варианты реализации разных сцен с визуальными эффектами. Помимо этого мы делали еще превизуализации (превизы) для некоторых ключевых сцен. У нас был большой блок съемок на Мальте, и мы хорошо знали, как будет выглядеть локейшн, как будут расположены различные элементы декораций. Мы все это сделали в 3D в виде условного макета, и уже на нем, расставляли камеры и фигурки человечков, продумывали ракурсы, в которых будет интересно снимать, куда можно положить рельсы или поставить кран, как будут двигаться герои, какие нужны пиротехнические и другие эффекты.

К примеру, в фильме есть сцена — пираты с корабля из пушек расстреливают бегущих по деревне героев. Для этой сцены мы сделали подробный превиз, чтобы определить, где какие разрушения и взрывы будут происходить, как нужно бежать героям, как сделать так, чтобы ядро пролетало между персонажами. В итоге этот превиз нам очень помог на съемках. В условиях, когда были сжатые сроки, погода не баловала (случился страшный шторм, даже смывавший фрагменты декорации), превизы помогли распланировать последовательность съемок очень сложных кадров так, чтобы их можно было снять максимально быстро и качественно. Более того, превиз давал возможность быстро монтировать то, что мы снимали, благодаря чему мы практически сразу получали готовую сцену.
 


Локации и декорации

В съемочном периоде «Форта Росс» у нас были также экспедиции в Минск и Сан-Франциско. В Минске мы построили полностью форт, и нужно было сделать так, чтобы за пределами этого форта в кадре было побережье Сан-Франциско. Для этого, снимая в Минске, мы уже предполагали, что именно будет видно за воротами форта, а в Сан-Франциско снимали специальные «заготовки», которые затем дорабатывали и вставляли в минскую декорацию. То есть в итоге, снимая в Минске и Сан-Франциско, мы добивались эффекта того, что действие происходит в Калифорнии XIX века. Это была все-таки больше техническая задача, поскольку мы заранее знали, где и что должно быть. Нужно было лишь правильно, в необходимом ракурсе, в необходимом свете снять материалы.
 
Специфические задачи
В фильме «Форт Росс» необходимо было найти какой-то свой особенный прием создания эффекта перемещения во времени. Для этого мы с режиссером Юрием Морозом  выбрали из различных существующих фантастических фильмов фрагменты, и изучали, как делалось перемещение во времени. За последние три десятка лет было снято очень много фильмов с перемещениями в пространстве и времени, начиная от «Терминаторов», заканчивая «Машиной времени», и другими современными картинами. Но при этом нам надо было соблюсти грань: мы не хотели повторяться, хотели как-то удивить зрителя, и в то же время мы стремились не превратить фильм в научную фантастику, пытались сохранить атмосферу веселой приключенческой ленты. Было много идей, в том числе визуально насыщенных, с расширениями и разбиениями пространства, с перелетами через космос и так далее, но в итоге мы не стали так уж сильно все усложнять и остановились на более лаконичном, но тоже, как мне кажется, эффектном и смешном варианте. Опять же, это обусловлено тем, что акцент требовалось сделать не на самом процессе перемещения во времени, а на том, что дальше происходит с героями. Думаю, мы в этом смысле нашли компромисс.
 
Навыки, необходимые супервайзеру визуальных эффектов
Считается, что супервайзер визуальных эффектов обязательно должен быть человеком с художественным образованием. Но при этом он должен иметь познания в компьютерных технологиях. А учитывая, что развиваются они очень быстро, необходимо иметь и навык отслеживания различных новшеств. Например, технологии симуляции жидких и газообразных сред меняются довольно стремительно и необходимо быть в курсе подобных инструментов, потому что уже на следующем проекте супервайзер визуальных эффектов может прибегнуть к ним, и это может позволить выполнить задачи быстрее, лучше и дешевле. Одновременно, для супервайзера важны организаторские навыки и просто человеческие качества, поскольку работать необходимо в больших съемочных группах с очень разными людьми в разных, порой довольно сложных условиях.

Ну и, разумеется, необходимо в целом очень любить кино и хорошо в нем разбираться, поскольку регулярно так складываются обстоятельства, когда прямо на съемочной площадке моментально требуется принять или предложить какое-то решение, а для этого надо говорить на одном языке с любым членом съемочной группы, которые зачастую являются очень заслуженными людьми.
 
Специальное образование и личный опыт

Важно и то, и другое. Без образования опыт может накапливаться очень долго. Важны базовые основы владения компьютерными программами, знания истории спецэффектов, визуальных эффектов и в целом истории кино. Зато, имея образование, развиваться творчески можно прямо на площадке, вместе с людьми, с которыми ты общаешься и работаешь. Мне кажется, это быстрый путь, потому что когда ты часто видишь, как режиссеры решают те или иные сложные художественные и технологические задачи, ты учишься и это очень тебя питает, заставляет прогрессировать.

Справка:
Алексей Гусев
VFX-супервайзер, VFX-продюсер, художник VFX, основатель и руководитель постпродакшн-студии  «ALGOUS studio»
 Работал над фильмами:
«Солнце», «Монгол», «Русалка», «Фауст», «Бедуин», «Бой с тенью 3. Последний Раунд», «Август. Восьмого», «Метро», «Гагарин. Первый в космосе», «Ёлки 3», «Скорый. Москва-Россия», «22 минуты», «Форт-Росс: В поисках приключений», «Звезда», «Батальон смерти» и др.


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также