Обзоры

10 фильмов без слов

В кино идет мультфильм «Букашки. Приключение в Долине муравьев», увлекательности которого ничуть не мешает отсутствие диалогов. tvkinoradio.ru вспоминает другие картины, в которых герои обходятся без слов

  • 6 июня 2014
  • 11629
Павел Орлов

«Вор» (Расселл Раус, 1952)



Сюжет: Начало холодной войны. Американский физик-ядерщик и по совместительству шпион некой неназванной страны (очевидно, СССР), подается в бега, решив, что его раскрыли.
Особенности: Один самых удачных примеров выражения шпиономании и антикоммунистической истерии в эстетике фильма нуар. Избегая слов, авторы яркими визуальными решениями проясняют запутанную интригу, а гнетущую атмосферу и напряжение во многом создают тонкой работой с шумами: где-то слышны шаги того, кого не ждали, внезапно звонит телефон, не к добру завывает ветер. Кроме того, бессловесность подчеркивает отчужденность и обреченность главного героя-предателя.
 
«Помешательство» (Джон Паркер, 1955)



Сюжет: Нездорового вида женщина просыпается от кошмарного сна, и тут же начинается другой кошмар – героиня отправляется гулять по темным городским улочкам, ночным клубам и кладбищам. Где при этом граница между реальностью, сном и безумной фантазией женщины – не понятно.
Особенности: В свое время картина заслужила звание «самого странного фильма, когда-либо выходившего в прокат». Такой оценке способствовало сочетание экспрессионистской стилистики, сюрреалистических образов и атмосферы паранойи, сгущаемой безмолвием героев. Таинственности ленте добавляет то обстоятельство, что режиссер Джон Паркер больше ничего не снял, и кем вообще он был – не известно. Картина выходила и с добавлением голоса рассказчика, призванного пояснить смысл творящегося на экране безумия. Что характерно, искусственные комментарии загубили атмосферу фильма начисто.
 
«Голый остров» (Канэто Синдо, 1960)



Сюжет: Бедная семья японских крестьян с восточным упорством возделывает каменистую почву острова, на котором нет даже воды.
Особенности: Аскетичное и обманчиво простое кино о неизбежной цикличности мироустройства, единении человека с природой и, ни много ни мало, смысле бытия. Словами в таком контексте ничего не добавишь, а вот их отсутствие помогает выявить глубинную самодостаточность, гармонию и завершенность мира героев.
 
«Время развлечений» (Жак Тати, 1967)



Сюжет: Главный герой прилетает в Париж и теряется в бескрайнем и бессмысленном мире небоскребов, офисов и ресторанов.
Особенности: Грандиозное творение французского комедиографа Жака Тати, на съемки которого ушло три года и некое заоблачное количество франков. Высмеивая странности модернистского общества, Тати избегает диалогов и обходится причудливыми декорациями, необъяснимой логикой поступков персонажей, а также выразительной пластикой своего экранного альтер-эго. Справедливости ради необходимо сказать, что слова в фильме есть, но, как всегда у Тати, смысловой нагрузки они не несут. Для режиссера болтовня жителя современного мегаполиса – лишь очередная разновидность шума, вроде гула автомобилей или писка электроприборов.
 
«Битва за огонь» (Жан-Жак Анно, 1981)



Сюжет: Доисторическая эпоха. Несколько племен разных биологических видов определяют будущее цивилизации, сражаясь за огонь, без которого не выжить.
Особенности: Внимательно восстанавливая панораму первобытной эпохи, режиссер Жан-Жак Анно и консультировавший его писатель Энтони Бёрджес ограничили общение героев нечленораздельными звуками, мимикой и жестами. Благодаря этому убедительность фильма и сегодня не вызывает сомнений. Кстати, обходиться без слов Анно так понравилось, что схожий эксперимент он позже повторил фильмом о жизни косолапых «Медведь».
 
«Последняя битва» (Люк Бессон, 1983)



Сюжет: На фоне постапокалипсиса безымянные герои, последние представители человечества, ведут друг с другом борьбу за выживание.
Особенности: Если Жан-Жак Анно в «Битве за огонь» обращался к заре человеческой цивилизации, то его земляк дебютант Люк Бессон почти в то же время заинтересовался бесславным финалом нашего вида. Любопытно, что по мнению режиссеров, ни на той, ни на другой стадии своего развития человек не будет пользоваться речью. В трактовке Бессонна утрата речевого навыка подчеркивает падение и деградацию героев.
 
«Бал» (Этторе Скола, 1983)



Сюжет: Два десятка посетителей парижского кафе, кружась в непрерывном танце, разыгрывают ключевые эпизоды французской и мировой истории XX века.
Особенности: Фильмом «Бал» Этторе Скола показал удивительное – историю можно изучать не на словах, а с помощью танца и музыки. Вместе с тем режиссер подтвердил и известную истину, что танец, в отличие от речи, не нуждается в переводе, ни в пояснении, и понятен каждому.
 
«Иллюзионист» (Йос Стеллинг, 1983)



Сюжет: Сюрреалистическая, почти бессюжетная трагикомедия о столкновении абсурдных мечтаний и суровой действительности.
Особенности: Йос Стеллинг отказывается от использования слов, будто бы стремясь подтвердить собственный тезис о том, что «кино – это визуальная поэзия». Пространство кадра режиссер по максимуму наполняет светом, яркими красками, эксцентричными персонажами, вроде фокусников, мимов и клоунов, и незабываемыми зрительными образами.
 
«Электрома» (Томас Бангальте, Ги-Мануэль де Омем-Кристо, 2006)



Сюжет: Фантастическая притча о любви и смерти двух роботов.
Особенности: В своем режиссерском дебюте электронщики Daft Punk действовали в привычном для них стиле – экспериментируя и обходя общепринятые правила. Диалоги в таком подходе оказались вещью необязательной. Да к чему слова, когда в саундтреке есть Брайан Ино, Тодд Рандгрен и Фредерик Шопен?
 
«Мебиус» (Ким Ки Дук, 2013)



Сюжет: Члены обычной корейской семьи не могут совладать со своими страстями, результатом чего становится море крови.
Особенности: В последней на сегодняшний день картине южнокорейского короля арт-хауса все как всегда: залихватские сюжетные повороты, душевные и физические травмы, старое доброе ультранасилие и бессловесность, на сей раз полная. Расхожая теория гласит, что Ким Ки Дук показывает на экране то, что словами просто нельзя выразить. Вот только показывает он это уже раз десятый.


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Скрытый смысл в монтажной фразе

Диалоги, акценты на деталях, метафоры, ассоциации, ритм и рефрен — разбираемся, как с помощью монтажа в кино выражают скрытые смыслы 

  • 26 ноября
  • 3417
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3320
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 2810
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2332
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2235
Практика

Что нужно учитывать, выбирая ткань для кинокостюма

Несколько полезных советов от художника по костюмам Ирины Жигмунд о пластических свойствах материала и нестандартном мышлении

  • 26 ноября
  • 1925
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее