Обзоры

15 фильмов Берлинале: Коэны, Коте, Винтерберг и «Эликсир»

Берлинский международный кинофестиваль открывается в 66-й раз. Российского кино в основном конкурсе в этот раз нет, но есть много всего другого

  • 11 февраля 2016
  • 1534
Маргарита Васильева

Фильм открытия

«Да здравствует Цезарь!» (Итан и Джоэл Коэн, Великобритания-США)


 
Предыдущее «кино про кино» от братьев Коэн – «Бартон Финк» – вышло 25 лет назад. Еще один предшественник «Цезаря…» «Внутри Льюина Дэвиса» – ретро-фильм о музыканте-пятидесятнике. Таким образом, долгожданная берлинская премьера продемонстрирует зрителям беспроигрышное коэновское сочетание ретро и истории из безумной жизни кинематографистов золотой эры Голливуда. В жанровом миксе комедии, детектива и мюзикла ожидаются скандалы, интриги, расследования, фирменный черный юмор, старые друзья Коэнов – Джордж Клуни и Тильда Суинтон, а также новички, среди которых Скарлетт Йоханссон в идеальном образе голливудской блондинки.
 

Основной конкурс

«Midnight Special» (Джефф Николс, США) 


Адекватного русскоязычного названия новая работа Джеффа Николса еще не получила. Midnight Special – это полуночный экстренный поезд из американского песенного тюремного фольклора. Какое отношение это имеет к сюжету фильма о мальчике со сверхспособностями и его взаимоотношениях с социумом и родным отцом, пока непонятно. Ясно лишь, что отца играет мастер создания неоднозначных персонажей и любимый актер Николса Майкл Шеннон, а потому стоит ждать загадок не только мистического, но и психологического свойства.

«Одни в Берлине» (Венсан Перес, Германия-Франция-Великобритания)


Предыдущая режиссерская работа французского актера Венсана Переса вышла на экраны в 2006 году. Потом он приобрел права на экранизацию антинацистского романа Ганса Фаллады «Каждый умирает в одиночку». Спустя почти 10 лет берлинская публика сможет оценить, что из этого получилось. Главные роли в международном проекте исполнили Эмма Томпсон, Брендан Глисон и Даниэль Брюль.

«Борис без Беатрис» (Дени Коте, Канада)


Радикальный канадский автор Дени Коте – наглядный пример того, что из кинокритиков нередко получаются самобытные режиссеры. Его прошлая картина «Вик и Фло увидели медведя» завоевала на 63-м Берлинале приз Альфреда Баэура за открытие новых перспектив. «Борис без Беатрис» обещает новые грани психологического триллера с элементами сатиры, абсурда и мозаичной структурой. «Вишенкой на торте» станет участие в картине любимого актера Леоса Каракса Дени Лавана и скандального режиссера Брюса ЛаБрюса.

«Гений» (Майкл Грандадж, Великобритания-США) 

Кадр из фильма "Гений"
На главные роли в свой полнометражный дебют английскому театральному режиссеру Майклу Грандаджу удалось зазвать таких звезд, как Джуд Лоу и Колин Ферт. Первый сыграл писателя Томаса Вульфа, второй – легендарного издателя Макса Перкинса. В основу сюжета о непростых взаимоотношениях двух литературных величин лег книжный бестселлер «Макс Перкинс: Редактор гения», автор которого А. Скотт Бергс был удостоен престижными литнаградами в 1978 году. За современную киноадаптацию отвечает сценарист «Спектра», «Скайфолла» и «Авиатора»  Джон Логан.

«Колыбельная печальной тайне» (Лав Диас, Филиппины-Сингапур)
 
Кадр из фильма «Колыбельная печальной тайне» (Лав Диас, Филиппины-Сингапур)
Филиппинский мастер многочасового и при этом социально-ориентированного кино превзошел сам себя – хронометраж его новой ленты составляет восемь часов. Черно-белая картина обещает зрителям медитативное погружение в историю Филиппин, где факты переплетутся с мифологией. Как почти бесконечное плотно оценит жюри во главе с Мэрил Стрип, пожалуй, самый интригующий вопрос нынешнего Берлинале для Лав Диаса, к слову, дебютного.

«Коммуна» (Томас Винтербер, Дания)


Соратник Триера по «Догме 95», Винтерберг – всегда желанный гость на престижных европейских киносмотрах. Его новую картину наверняка будут сравнивать с дебютным «Торжеством» (снял ли режиссер что-то лучше, до сих пор вопрос дискуссионный), хотя бы потому, что главные роли в «Коммуне» исполнили Ульрих Томсен и Трюне Дюрхольм. Они сыграли состоятельную супружескую пару, живущую в огромной вилле в окружении духовных единомышленников. Чем в итоге обернется «коммунальный рай» – главная интрига фильма.

«Смерть в Сараево» (Данис Танович, Босния и Герцеговина-Франция) 

Кадр из фильма «Смерть в Сараево» (Данис Танович, Босния и Герцеговина-Франция) 
Обладатель «Оскара» за лучший иностранный фильм «Ничья земля» (2002) и гран-при Берлинского МКФ-2013 за «Эпизод из жизни сборщика железа», босниец Данис Танович представляет экранизацию пьесы Бернара-Анри Леви «Отель Европа». Гостиница в этой драме с элементами политической сатиры станет ареной (а то и «театром жестокости»), где оживут мечты и ночные кошмары современного европейского общества.  

«Соединенные штаты любви» (Томаш Василевски, Польша-Швеция)

Кадр из фильма «Соединенные штаты любви» (Томаш Василевски, Польша-Швеция)
Молодой польский режиссер Томаш Василевски представит на Берлинале социальную драму о своей родине, какой она была в начале 90-х годов. Это снятое в холодных тонах высказывание о свободе человеческой воли и недопустимости духовной и физической эксплуатации. Примечательно, что оператором картины выступил Олег Муту, активно сотрудничающий с ведущими европейскими режиссерами, среди которых Сергей Лозница («Счастье мое», «В тумане») и Александр Миндадзе («Милый Ханс, дорогой Петр»).

«Уязвимость нулевых дней» (Алекс Гибни, США)

«Уязвимость нулевых дней» (Алекс Гибни, США)
По традиции в конкурсе Берлинале игровое кино соседствует с документальным. Новая работа оскароносного и плодовитого кинодокументалиста Алекса Гибни посвящена феномену компьютерного вируса Stuxnet и его роли в антииранской операции «Олимпийские игры», развернутой американским правительством в 2006 году.

«Огонь в море» (Джанфранко Рози, Италия-Франция)

«Огонь в море» (Джанфранко Рози, Италия-Франция)
Еще один документальный фильм, представленный в основном конкурсе, снят обладателем венецианского «Золотого льва» Джанфранко Рози (за ленту «Ниже уровня моря»). Картина показывает жизнь на итальянском острове Лампедуза, ставшем пристанищем для беженцев из Африки. Рози смотрит на ситуацию глазами двенадцатилетнего школьника Самуэля. Камера документалиста беспристрастно фиксирует как жуткие события, происходящие на острове, так и быт подростка, который будто бы не замечает, что творится вокруг.
 

Вне конкурса

«Чи-рак» (Спайк Ли, США)


Пожалуй, самая громкая после Коэнов внеконкурсная премьера – «Чи-рак» (расшифровывается как «Чикаго + Ирак») Спайка Ли, чье имя сейчас у всех на устах в связи с бойкотом, который культовый режиссер объявил премии «Оскар», второй год подряд не выдвигающей на соискание наград чернокожих актеров. К слову, в осовремененной Ли комедии Аристофана их целая россыпь. Это и «старая гвардия» в лице Сэмюэля Л. Джексона с Уэсли Снайпсом, и молодые звезды Дженнифер Хадсон с Тейоной Парис, сыгравшей отважную и сексуальную Лисистрату наших дней.
 

Панорама

«Козел» (Эндрю Нил, США)

«Козел» (Эндрю Нил, США)
Режиссер «Короля Келли» Эндрю Нил продолжает исследовать нравы современной молодежи. Если игровой дебют талантливого документалиста критиковал блоггеров, начисто утративших связь с реальностью, то в «Козле» представлена уже жесткая критика самой реальности. В фокусе режиссера – американские студенческие братства, в которых процветает жестокость и дедовщина. Продюсером фильма, недавно с успехом презентованного на «Сандэнсе», выступил Джеймс Франко.

«Война со всеми» (Джон Майкл МакДона, Великобритания)

«Война со всеми» (Джон Майкл МакДона, Великобритания)
Ирландца Джона Майкла МакДону можно смело записывать в берлинские фавориты –  его дебютный полный метр «Однажды в Ирландии» и последовавшая за ним «Голгофа» успели заработать парочку медведей. Мастер черного юмора в «Войне со всеми» по-своему интерпретирует жанр «полицейского фильма». Герои МакДоны, безбашенные харизматичные копы Терри и Боб, пьют без просыху и делают всё, что положено самым отъявленным «плохим парням». Играют нерадивых законников Александр Скарсгард и Майкл Пенья.
 

Форум

«Эликсир» (Даниил Зинченко, Россия)


Второй после «Тряпичного союза» (режиссер Михаил Местецкий), представленного в секции «Поколение 14-плюс», российский фильм в программе 66-го Берлинале. Попадание картины в экспериментальный «Форум» оправдано и закономерно. Фильм создан под крылом студии «Сине фантом» командой молодых московских арт-авангардистов «Вверх!», что уже говорит о многом. Здесь смешались и переосмысленные идеи русского космизма, и чиновничий беспредел, и «Родина-мать», и нефть, и смерть, и воскрешение. Как оценит берлинская публика получившийся забористый «Эликсир», узнаем совсем скоро.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также