Тенденция

Новые возможности с новыми спутниками

Проблемы рынка платного телевидения, расширение вещания, новые стандарты качества и оптимизация затрат. О задачах спутниковых операторов рассуждали на выставке-форуме CSTB-2016 ключевые фигуры отрасли

  • 3 февраля 2016
  • 1526
Константин Миллер

Работа секции «Развитие российского рынка спутникового ШПД и мультимедийных технологий, расширение спектра услуг операторов спутникового телевидения» / Фото: Виктор Вытольский

На прошедшей недавно выставке выставке-форуме CSTB-2016 работала секция «Развитие российского рынка спутникового ШПД и мультимедийных технологий, расширение спектра услуг операторов спутникового телевидения», на которой собрались руководители и топ-менеджеры ведущих компаний. Они делились информацией о новых технических достижениях, проблемах бизнеса, перспективах развития и оптимизации. Открыл дискуссию модератор секции, заместитель генерального директора «НТВ-ПЛЮС» Олег Колесников.

Олег Колесников / Фото: Виктор ВытольскийОлег Колесников (справа) / Фото: Виктор Вытольский

Олег Колесников: «В нашей стране много уголков, куда трудно, а порой, и не целесообразно тянуть наземную сеть. Предоставление услуг спутникового широкополосного доступа в интернет – бизнес сравнительно молодой и уходит корнями в 90-е годы, когда зародился спутниковый интернет». 

О современных возможностях ОАО «Газпром космические системы» рассказал один из ветеранов рынка, генеральный директор этой компании Дмитрий Севастьянов.

​Дмитрий СевастьяновДмитрий Севастьянов: «Газпром космические системы» создал и эксплуатирует систему спутниковой связи и телевидения «Ямал». Сегодня она состоит из четырёх спутников «Ямал» общей пропускной способностью 24,2 Гб/с. Наземная часть включает в себя телекоммуникационный центр в Щёлково, головное конструкторское бюро в Королёве, центр спутникового цифрового телевидения в Москве, резервный пульт управления в Переславле-Залесском и восточный пульт управления в Хабаровске. 

Кроме того, развернуты региональные сети связи и телевидения. На этих спутниках мы традиционно предоставляем для наших клиентов каналы до 155 Мб/с, но уже есть каналы и по 300Мб/с. Также мы предлагаем широкий спектр услуг, в том числе  широкополосного доступа в интернет в отдаленных поселках 20 Мб/с из центра и 5 Мб/с в центр, а также трансляцию более 250 телевизионных каналов, в том числе 9 пакетов первого и второго мультиплексов. Планируется запуск ещё двух спутников – «Ямал 601» в 2018 году и «Ямал 501» в 2020 году. Мы сможем обеспечить интернетом до 600 000 индивидуальных клиентов».

Система Ямал. Покрытие

Новые виды услуг ставят пред операторами новые технические задачи. О том как в этом направлении работает государственное унитарное предприятие «Космическая связь» (ГПКС) говорил Сергей Плотников, директор департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг.

Сергей Плотников: «ГПКС – оператор, обладающий уникальным опытом создания и эксплуатации сетей спутниковой связи и вещания. Сегодня ГПКС работает на всех географически доступных рынках, предоставляя услуги связи и вещания клиентам из 52 стран. Сейчас у нас 12 действующих спутников и пять наземных станций на территории России. ГПКС использует собственную спутниковую группировку и наземные технические средства. 

Сфера нашей деятельности: телерадиовещание, в том числе трансляция порядка сотни цифровых пакетов федеральных, региональных и коммерческих телерадиопрограмм, непосредственное спутниковое вещание, передача ТВ-репортажей, президентская и правительственная связь, широкополосная передача данных и доступ к интернету, магистральные каналы связи, связь на морских судах и других подвижных объектах. Мы предоставляем ёмкости другим операторам таким, как «Триколор» и «НТВ+». 

Государственное унитарное предприятие «Космическая связь» (ГПКС)
Наши спутники способны передавать телеканалы любого качества – SD, HD, UltraHD, 8K. Поскольку мы не экономим битрейт и не включаем статистическое мультиплексирование на наших потоках, даже каналы стандартной четкости, как показало «Цифровое телевидение», передаются с хорошим качеством. А в высокой четкости создается эффект присутствия. Мы обеспечиваем максимальное качество трансляций».

Новым стандартам качества и перспективным проектам посвятил свое выступление Николай Орлов, региональный вице-президент Eutelsat S.A.

Николай Орлов, региональный вице-президент Eutelsat S.A.Николай Орлов: «Eutelsat является лидирующим в мире оператором в области спутникового телерадиовещания. Мы активно участвуем в разработке новых стандартов вещания таких, как UltraHD, IPTV через спутник, а также всевозможных приложений для использования в авиалайнерах и других видах транспорта через Ка-диапазон. У нас 39 космических аппаратов на геостационарной орбите, шесть новых готовятся к запуску в ближайшие четыре года. Через наши спутники сегодня вещают 5 800 телевизионных каналов, из них 612 в формате высокой четкости и, что я хотел бы особо отметить, уже четыре полноценных канала UltraHD. Один из них компания «Триколор» транслирует в России. 

Штат сотрудников группы компаний Eutelsat – 1000 человек в 37 странах. Консолидированная выручка за последний финансовый год составила почти 1,5 миллиарда евро. Мы верим в Ка-диапазон, и у всех новых спутников будут ёмкости в этом диапазоне, в частности для предоставления широкополосного доступа к движущимся объектам. Кроме того, для работы в Ка-диапазоне не требуется лицензия на каждый терминал. Регистрация носит уведомительный характер. 

спутники на орбите
В 2018 году мы планируем запустить спутник совершенно нового поколения, который сможет работать в любой орбитальной точке в любом диапазоне частот. Осенью был представлен проект Каналетто IPTV вещания через спутник. Это возможность доставить контент в другие среды – на мобильные телефоны, планшеты и т.п. То есть телевидение у нас будет HD, UltraHD, а IPTV для мобильных приложений».

О тонкостях работы платных каналов в непростой экономической обстановке рассуждал Андрей Труфанов, руководитель отдела телеком-услуг ООО «Орион Экспресс», спутниковый оператор ТВ «Телекарта».

Андрей Труфанов: «Экономические реалии, в которых нам приходится жить, вызывают проблемы на рынке платного телевидения в РФ. Это снижение рекламных доходов; насыщение рынка платного телевидения – почти 40 миллионов абонентов сейчас в кабельных сетях; низкий ARPU (Average revenue per user – средняя выручка на одного пользователя). Многие операторы отчитываются о росте в рублях по итогам 2015 года, но если пересчитать в доллары, хочется плакать. 


23 телеканала в Москве в обязательном порядке распространяются кабельными операторами, на спутниковых платформах, в наземном цифровом вещании и в интернете. Сейчас эти 23 канала покрывают потребности зрителя по всем основным тематическим нишам. Даже в первом мультиплексе, который выполняет государственную функцию по информированию населения, присутствуют развлекательные программы, включая шоу мирового уровня, детское вещание, российские и зарубежные фильмы и сериалы, в том числе мировые премьеры, музыкальное вещание, спорт. 10 лидер телесмотрения по результатам 2015 года – это те же каналы с общей долей 66,5%. При этом доля тематического телевидения приросла с 10% в 2012 году до почти 16% в 2015-м. Прежде всего, это обеспечивается тем контентом, который дают платные каналы. 

Дальнейший рост возможен, если только платные каналы будут предоставлять лучше и больше, чем каналы в свободном доступе. Следовательно, платным необходимо увеличивать или сохранять на том же уровне затраты на контент. Оптимизацию затрат можно провести только за счет эфирного воспроизведения и доставки конечному пользователю, то есть телеканалу выгодно получить максимум услуг на одной платформе. Мы теперь оказываем полный комплекс таких услуг: наземные каналы связи, предэфирная подготовка и воспроизведение в эфире, спутниковая доставка, которая была основным бизнесом нашей компании, и дистрибуция. 

спутниковые антенны
На нашем эфирном комплексе сейчас выпускается порядка 15 телеканалов. У нас три спутника, охватывающих всю территорию России. Для региональных вещателей предоставляется услуга по геокодированию. У нас сейчас 2,8 миллиона абонентов, мы третий оператор платного телевидения по количеству подписчиков. Для каналов мы являемся интеграторами, оказывающими весь комплекс услуг по принципу одного окна».

Нынешняя ситуация с кризисом страшнее, чем была в 2008 году, и нужно предпринимать какие-то активные действия, считает Юлия Шахманова, генеральный директор ОАО «Спутниковое телевидение» STV.

Юлия Шахманова: «Основные федеральные каналы могут спать спокойно. Вопросы к нишевым: как жить, как развиваться дальше? Почему я говорю о каналах на секции операторов связи? Потому что вещательные каналы – наши основные заказчики. И без них не смогут существовать операторы связи, предоставляющие ресурсы для вещания.

Для коммерческой успешности телеканала необходим грамотный маркетинг продукта, правильная дистрибуция, качество начинки (контента) и качество обертки. Под качеством обертки я имею в виду качество эфира и качество изображения. Тут рассказывали, как хорошо телеканалам сотрудничать со спутниковыми операторами DTH (Direct-to-Home – прямо в дом). Я хочу сказать наоборот – не хорошо. Потому что у них другая задача бизнеса – абонентам-зрителям они поставляют пакет каналов. И чем больше каналов в этом пакете, тем легче его продать. Соответственно, на один транспондер они вешают как можно больше каналов и включают статистическое мультиплексирование. Это приводит к тому, что битрейт канала скачет от 0,8 мб/с до 3 мб/с. Какое в итоге получится качество, можно только сожалеть. 

На современном этапе развития российский медиа-рынок требует консолидированных действий всех заинтересованных сторон. Должна произойти санация рынка в отношении выстраивания чистых бизнес-моделей. Каждый должен заниматься своим делом: компании-операторы – продавать контент, правообладатели – производить, а специализированные технологические компании – доставлять до операторов в должном качестве. Это, несомненно, не только позволит рынку пережить кризис, но и приведет к дальнейшему развитию спутниковых сетей связи для доставки сигнала. 

Юлия Шахманова, генеральный директор ОАО «Спутниковое телевидение» STV / Фото: Виктор ВытольскийЮлия Шахманова, генеральный директор ОАО «Спутниковое телевидение» STV на выставке-форуме CSTB-2016 / Фото: Виктор Вытольский

Новые возможности развития рынка открывает сотрудничество телеканалов с DTO-операторами (Direct-to-Operate – непосредственно оператору) которые гарантируют телеканалу именно тот битрейт и тот формат сжатия, за который он заплатил. Наша компания стала лидером рынка операторов DTO. 

Помимо оптимизации бизнес-модели многим каналам жизненно необходимо улучшить качество телевизионного продукта. Это подразумевает серьезные затраты, на что готов далеко не каждый канал особенно в текущих условиях. Тем не менее, выход есть –  аутсорсинг технологического ресурса и команды профессионалов. Речь именно о технических специалистах: идеологи телеканала, редакторы, отвечающие за его лицо, наполнение и рейтинги, по-прежнему будут руководить процессом создания канала и контролировать все «творческие» этапы. А ресурсоемкий технический процесс можно передать квалифицированному субподрядчику. Кризис диктует новые решения всем участникам рынка, в том числе спутниковым операторам, которые расширяют спектр услуг, зарабатывают сами и помогают выйти на новый уровень коллегам по индустрии. На сегодняшний день у нас построен автоматический эфирный комплекс, из которого осуществляется вещание уже 22 телеканалов».

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 распространенных ошибок цветокоррекции

Процесс цветокоррекции — не самая простая часть кинопроизводства, и нужно быть особенно внимательным, чтобы зрителю не казалось, что видео делал новичок

  • 18 ноября
  • 4754
Практика

Как Disney меняет правила голливудского кино с выходом «Последних джедаев»

Disney становится самой могущественной студией в истории. Чем это грозит киноиндустрии?

  • 17 ноября
  • 3293
Практика

Как получить анаморфотное изображение без анаморфотного объектива

Задумайтесь: может быть, вам не нужна дорогостоящая оптика, чтобы в вашем фильме появилось знаменитое боке и горизонтальные блики

  • 10 ноября
  • 3256
Практика

Как это снято: «Титаник»

Двадцать лет назад «Титаник» отправился покорять сердца миллиардов зрителей по всему миру, в честь чего предлагаем вспомнить обстоятельства создания оскаровского рекордсмена и одного из самых технологически сложных фильмов в истории

  • 9 ноября
  • 2783
Практика

Как это снято: «28 дней спустя»

15 лет назад Дэнни Бойл снял один из самых необычных хорроров XXI века. Разбираем, чем так важен фильм «28 дней спустя»: апгрейд образа зомби, безлюдный Лондон, первые цифровые камеры, а также при чем здесь датская «Догма», Эбола и построк

  • 14 ноября
  • 1968
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Тайки Вайтити

Автор свежевышедшего «Тора» и один из самых оригинальных постановщиков «большого» Голливуда делится своим списком важных картин. Спойлер: особенно новозеландец ценит Тарковского

  • 19 ноября
  • 1947
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее