Тенденция

Новые возможности с новыми спутниками

Проблемы рынка платного телевидения, расширение вещания, новые стандарты качества и оптимизация затрат. О задачах спутниковых операторов рассуждали на выставке-форуме CSTB-2016 ключевые фигуры отрасли

  • 3 февраля 2016
  • 1626
Константин Миллер

Работа секции «Развитие российского рынка спутникового ШПД и мультимедийных технологий, расширение спектра услуг операторов спутникового телевидения» / Фото: Виктор Вытольский

На прошедшей недавно выставке выставке-форуме CSTB-2016 работала секция «Развитие российского рынка спутникового ШПД и мультимедийных технологий, расширение спектра услуг операторов спутникового телевидения», на которой собрались руководители и топ-менеджеры ведущих компаний. Они делились информацией о новых технических достижениях, проблемах бизнеса, перспективах развития и оптимизации. Открыл дискуссию модератор секции, заместитель генерального директора «НТВ-ПЛЮС» Олег Колесников.

Олег Колесников / Фото: Виктор ВытольскийОлег Колесников (справа) / Фото: Виктор Вытольский

Олег Колесников: «В нашей стране много уголков, куда трудно, а порой, и не целесообразно тянуть наземную сеть. Предоставление услуг спутникового широкополосного доступа в интернет – бизнес сравнительно молодой и уходит корнями в 90-е годы, когда зародился спутниковый интернет». 

О современных возможностях ОАО «Газпром космические системы» рассказал один из ветеранов рынка, генеральный директор этой компании Дмитрий Севастьянов.

​Дмитрий СевастьяновДмитрий Севастьянов: «Газпром космические системы» создал и эксплуатирует систему спутниковой связи и телевидения «Ямал». Сегодня она состоит из четырёх спутников «Ямал» общей пропускной способностью 24,2 Гб/с. Наземная часть включает в себя телекоммуникационный центр в Щёлково, головное конструкторское бюро в Королёве, центр спутникового цифрового телевидения в Москве, резервный пульт управления в Переславле-Залесском и восточный пульт управления в Хабаровске. 

Кроме того, развернуты региональные сети связи и телевидения. На этих спутниках мы традиционно предоставляем для наших клиентов каналы до 155 Мб/с, но уже есть каналы и по 300Мб/с. Также мы предлагаем широкий спектр услуг, в том числе  широкополосного доступа в интернет в отдаленных поселках 20 Мб/с из центра и 5 Мб/с в центр, а также трансляцию более 250 телевизионных каналов, в том числе 9 пакетов первого и второго мультиплексов. Планируется запуск ещё двух спутников – «Ямал 601» в 2018 году и «Ямал 501» в 2020 году. Мы сможем обеспечить интернетом до 600 000 индивидуальных клиентов».

Система Ямал. Покрытие

Новые виды услуг ставят пред операторами новые технические задачи. О том как в этом направлении работает государственное унитарное предприятие «Космическая связь» (ГПКС) говорил Сергей Плотников, директор департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг.

Сергей Плотников: «ГПКС – оператор, обладающий уникальным опытом создания и эксплуатации сетей спутниковой связи и вещания. Сегодня ГПКС работает на всех географически доступных рынках, предоставляя услуги связи и вещания клиентам из 52 стран. Сейчас у нас 12 действующих спутников и пять наземных станций на территории России. ГПКС использует собственную спутниковую группировку и наземные технические средства. 

Сфера нашей деятельности: телерадиовещание, в том числе трансляция порядка сотни цифровых пакетов федеральных, региональных и коммерческих телерадиопрограмм, непосредственное спутниковое вещание, передача ТВ-репортажей, президентская и правительственная связь, широкополосная передача данных и доступ к интернету, магистральные каналы связи, связь на морских судах и других подвижных объектах. Мы предоставляем ёмкости другим операторам таким, как «Триколор» и «НТВ+». 

Государственное унитарное предприятие «Космическая связь» (ГПКС)
Наши спутники способны передавать телеканалы любого качества – SD, HD, UltraHD, 8K. Поскольку мы не экономим битрейт и не включаем статистическое мультиплексирование на наших потоках, даже каналы стандартной четкости, как показало «Цифровое телевидение», передаются с хорошим качеством. А в высокой четкости создается эффект присутствия. Мы обеспечиваем максимальное качество трансляций».

Новым стандартам качества и перспективным проектам посвятил свое выступление Николай Орлов, региональный вице-президент Eutelsat S.A.

Николай Орлов, региональный вице-президент Eutelsat S.A.Николай Орлов: «Eutelsat является лидирующим в мире оператором в области спутникового телерадиовещания. Мы активно участвуем в разработке новых стандартов вещания таких, как UltraHD, IPTV через спутник, а также всевозможных приложений для использования в авиалайнерах и других видах транспорта через Ка-диапазон. У нас 39 космических аппаратов на геостационарной орбите, шесть новых готовятся к запуску в ближайшие четыре года. Через наши спутники сегодня вещают 5 800 телевизионных каналов, из них 612 в формате высокой четкости и, что я хотел бы особо отметить, уже четыре полноценных канала UltraHD. Один из них компания «Триколор» транслирует в России. 

Штат сотрудников группы компаний Eutelsat – 1000 человек в 37 странах. Консолидированная выручка за последний финансовый год составила почти 1,5 миллиарда евро. Мы верим в Ка-диапазон, и у всех новых спутников будут ёмкости в этом диапазоне, в частности для предоставления широкополосного доступа к движущимся объектам. Кроме того, для работы в Ка-диапазоне не требуется лицензия на каждый терминал. Регистрация носит уведомительный характер. 

спутники на орбите
В 2018 году мы планируем запустить спутник совершенно нового поколения, который сможет работать в любой орбитальной точке в любом диапазоне частот. Осенью был представлен проект Каналетто IPTV вещания через спутник. Это возможность доставить контент в другие среды – на мобильные телефоны, планшеты и т.п. То есть телевидение у нас будет HD, UltraHD, а IPTV для мобильных приложений».

О тонкостях работы платных каналов в непростой экономической обстановке рассуждал Андрей Труфанов, руководитель отдела телеком-услуг ООО «Орион Экспресс», спутниковый оператор ТВ «Телекарта».

Андрей Труфанов: «Экономические реалии, в которых нам приходится жить, вызывают проблемы на рынке платного телевидения в РФ. Это снижение рекламных доходов; насыщение рынка платного телевидения – почти 40 миллионов абонентов сейчас в кабельных сетях; низкий ARPU (Average revenue per user – средняя выручка на одного пользователя). Многие операторы отчитываются о росте в рублях по итогам 2015 года, но если пересчитать в доллары, хочется плакать. 


23 телеканала в Москве в обязательном порядке распространяются кабельными операторами, на спутниковых платформах, в наземном цифровом вещании и в интернете. Сейчас эти 23 канала покрывают потребности зрителя по всем основным тематическим нишам. Даже в первом мультиплексе, который выполняет государственную функцию по информированию населения, присутствуют развлекательные программы, включая шоу мирового уровня, детское вещание, российские и зарубежные фильмы и сериалы, в том числе мировые премьеры, музыкальное вещание, спорт. 10 лидер телесмотрения по результатам 2015 года – это те же каналы с общей долей 66,5%. При этом доля тематического телевидения приросла с 10% в 2012 году до почти 16% в 2015-м. Прежде всего, это обеспечивается тем контентом, который дают платные каналы. 

Дальнейший рост возможен, если только платные каналы будут предоставлять лучше и больше, чем каналы в свободном доступе. Следовательно, платным необходимо увеличивать или сохранять на том же уровне затраты на контент. Оптимизацию затрат можно провести только за счет эфирного воспроизведения и доставки конечному пользователю, то есть телеканалу выгодно получить максимум услуг на одной платформе. Мы теперь оказываем полный комплекс таких услуг: наземные каналы связи, предэфирная подготовка и воспроизведение в эфире, спутниковая доставка, которая была основным бизнесом нашей компании, и дистрибуция. 

спутниковые антенны
На нашем эфирном комплексе сейчас выпускается порядка 15 телеканалов. У нас три спутника, охватывающих всю территорию России. Для региональных вещателей предоставляется услуга по геокодированию. У нас сейчас 2,8 миллиона абонентов, мы третий оператор платного телевидения по количеству подписчиков. Для каналов мы являемся интеграторами, оказывающими весь комплекс услуг по принципу одного окна».

Нынешняя ситуация с кризисом страшнее, чем была в 2008 году, и нужно предпринимать какие-то активные действия, считает Юлия Шахманова, генеральный директор ОАО «Спутниковое телевидение» STV.

Юлия Шахманова: «Основные федеральные каналы могут спать спокойно. Вопросы к нишевым: как жить, как развиваться дальше? Почему я говорю о каналах на секции операторов связи? Потому что вещательные каналы – наши основные заказчики. И без них не смогут существовать операторы связи, предоставляющие ресурсы для вещания.

Для коммерческой успешности телеканала необходим грамотный маркетинг продукта, правильная дистрибуция, качество начинки (контента) и качество обертки. Под качеством обертки я имею в виду качество эфира и качество изображения. Тут рассказывали, как хорошо телеканалам сотрудничать со спутниковыми операторами DTH (Direct-to-Home – прямо в дом). Я хочу сказать наоборот – не хорошо. Потому что у них другая задача бизнеса – абонентам-зрителям они поставляют пакет каналов. И чем больше каналов в этом пакете, тем легче его продать. Соответственно, на один транспондер они вешают как можно больше каналов и включают статистическое мультиплексирование. Это приводит к тому, что битрейт канала скачет от 0,8 мб/с до 3 мб/с. Какое в итоге получится качество, можно только сожалеть. 

На современном этапе развития российский медиа-рынок требует консолидированных действий всех заинтересованных сторон. Должна произойти санация рынка в отношении выстраивания чистых бизнес-моделей. Каждый должен заниматься своим делом: компании-операторы – продавать контент, правообладатели – производить, а специализированные технологические компании – доставлять до операторов в должном качестве. Это, несомненно, не только позволит рынку пережить кризис, но и приведет к дальнейшему развитию спутниковых сетей связи для доставки сигнала. 

Юлия Шахманова, генеральный директор ОАО «Спутниковое телевидение» STV / Фото: Виктор ВытольскийЮлия Шахманова, генеральный директор ОАО «Спутниковое телевидение» STV на выставке-форуме CSTB-2016 / Фото: Виктор Вытольский

Новые возможности развития рынка открывает сотрудничество телеканалов с DTO-операторами (Direct-to-Operate – непосредственно оператору) которые гарантируют телеканалу именно тот битрейт и тот формат сжатия, за который он заплатил. Наша компания стала лидером рынка операторов DTO. 

Помимо оптимизации бизнес-модели многим каналам жизненно необходимо улучшить качество телевизионного продукта. Это подразумевает серьезные затраты, на что готов далеко не каждый канал особенно в текущих условиях. Тем не менее, выход есть –  аутсорсинг технологического ресурса и команды профессионалов. Речь именно о технических специалистах: идеологи телеканала, редакторы, отвечающие за его лицо, наполнение и рейтинги, по-прежнему будут руководить процессом создания канала и контролировать все «творческие» этапы. А ресурсоемкий технический процесс можно передать квалифицированному субподрядчику. Кризис диктует новые решения всем участникам рынка, в том числе спутниковым операторам, которые расширяют спектр услуг, зарабатывают сами и помогают выйти на новый уровень коллегам по индустрии. На сегодняшний день у нас построен автоматический эфирный комплекс, из которого осуществляется вещание уже 22 телеканалов».

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

22 режиссерских совета Алана Паркера

Сэр Алан Паркер, автор «Стены», «Сердца Ангела», «Жизни Дэвида Гейла», в день своего 75-летия делится профессиональными рекомендациями: режиссер похож на поэта, строителя и камикадзе, он не ждет от кинопроизводства романтики, зато творит магию, а также знает, что критики — отстой

  • 14 февраля
  • 1623
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Даррена Аронофски

К недавнему 50-летнему юбилею Даррена Аронофски смотрим его список must see картин. Какие ленты в разное время служили источниками вдохновения автору «Реквиема по мечте», «Рестлера» и «мамы»?

  • 17 февраля
  • 1552
Репортаж

Снимается кино: «Мысленный волк»

Киноживопись, однокадровая съемка и страх, объединяющий людей, — побывали на съемках нового фильма Валерии Гай Германики и посмотрели, как снимается дискотека под дождем, воссозданная в павильоне

  • 13 февраля
  • 1557
Слова

Как написать хороший сценарий для рекламы?

Найди неожиданную правду про бренд, зацепи зрителя в первые пять секунд и применяй инфографику: представители рекламной индустрии — о том, как сделать сценарий рекламы продающим и запоминающимся

  • 14 февраля
  • 1433
Практика

Как из двух объективов сделать четыре

Праймы или зум-оптика? Четыре объектива или два? Видеограф Джон Родригез советует, как сэкономить деньги, покупая первые объективы

  • 11 февраля
  • 1292
Практика

10 режиссерских советов Алехандро Ходоровски

Воскреситель сюрреализма, проповедник психомагии и автор культовых картин «Крот» и «Святая гора» дает профессиональные советы в день своего 90-летия: как взрастить талант и расширить границы воображения, почему важно иметь единомышленников и в чем польза провалов

  • 18 февраля
  • 1267
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее