Слова

«В России все, что не комедия, считается арт-хаусом»

Карен Оганесян о семейном кино в России, драматических возможностях Михаила Галустяна и сложностях съемок детей и пони

  • 23 мая 2014
  • 383
Павел Орлов

В прокат выходит фильм для семейного просмотра «Подарок с характером», в котором Михаил Галустян предстает в трагикомедийном образе человека-панды. О том, как снималась картина, в интервью tvkinoradio рассказал режиссер Карен Оганесян, также известный по лентам «Я остаюсь», «Пять невест» и «Марафон».


 
- Вы как-то заметили, что любой фильм нужно делать так, чтобы он был актуален не только сегодня, но и завтра, и послезавтра, и всегда. В чем такого рода актуальность фильма «Подарок с характером»?
- Мне кажется, тут актуальность в том, что люди в наше время слишком ушли в будущее, и потому упускают настоящее. Ради того, чтобы завтра, через месяц, через год было хорошо, мы очень часто жертвуем сегодняшним днем, не живем настоящим моментом. Думаю, любому родителю знакома ситуация, когда из-за работы или еще каких-то дел обещание куда-нибудь сходить с ребенком, что-то вместе с ним сделать переносится на завтра, опять на завтра, и в итоге так и остается обещанием. При этом, живя в мире высоких технологий, с SMS-ками, Интернетом, Facebook’ом, мы перестали общаться по-настоящему. Да, мы передаем друг другу информацию, но она лишена эмоций. Это же не общение. Об этом и фильм — надо жить сегодняшним днем, не откладывать жизнь на завтра и побольше реально быть со своими близкими и родными.
 
- Жанр «Подарка с характером» — фильм для всей семьи, большая редкость для нашего кинематографа. В чем специфика работы с этим жанром в России и каковы, на ваш взгляд, его перспективы?  
- Тут вопрос аудитории. Наш фильм 6+. Дети сами не придут в кино. Надо, чтобы их повели родители. А чтобы родители поняли, что на этот фильм надо сходить, естественно, их надо в десять раз больше убеждать, чем, допустим, надписью «Люди Х» на афише (смеется). С «Людьми Х» все понятно — это бренд. Чтобы можно было конкурировать с этим брендом, должна появиться, грубо говоря, своя мода. Все должны понять, что есть не только «Человек-паук» и «Бэтмен», где детям все нравится, потому что все летит и стреляет. Есть еще сердце, которое надо воспитывать. И поэтому каждый родитель должен для себя решить, что для детей необходимо устраивать походы в кино с семьей, с родственниками, с друзьями. Чтобы кино было не просто так абы что посмотреть, а чтобы это был поход. Миша Галустян правильно по этому поводу сказал, что подарить игрушку — недостаточно. Надо с этой игрушкой еще сесть поиграть вместе с ребенком. Примерно то же и с кино.


 
- Несколько лет назад вы говорили об отсутствии в России жанрового кино как такового. На ваш взгляд, сегодня ситуация изменилась?
- Вы знаете, жанровое кино было и есть всегда и в любом случае. Тут дело в другом. У нас не работает система востребованности того или иного жанра. То есть у нас все, что не комедия, считается арт-хаусом. А во всем мире есть понятие арт-мейнстрима, и фильмы такого плана отлично прокатывают. Возьмите картину «1+1». Она прогремела на весь мир. Но я не думаю, что ее сценарий кто-нибудь из наших продюсеров рискнул бы запустить как коммерческий проект. А кино получилось, оно про жизнь, про людей, и, кстати, собрало немыслимое количество денег. Есть еще такая проблема. Скажем, фильм «Марафон» обращен в первую очередь к вопросам и проблемам более возрастного зрителя. А он, как известно, сидит дома. Выманить его очень тяжело. Или вот такой момент. Наш зритель, который смотрит арт-мейнстримные фильмы, уже привык их смотреть дома, в Интернете, по телевизору. Поэтому такое жанровое кино скоро, наверное, уйдет на телевидение. Из-за этого в кино могут остаться только комедии, арт-хаус и большие блокбастеры-аттракционы. Не зря все известные режиссеры уже начали сериалы снимать. Но это, я думаю, хорошо на самом деле. Так легче найти своего зрителя.
 
- Значит ли это, что российский арт-мейнстрим уже не имеет перспектив?
- Да нет, все-таки имеет. Только к таким картинам нужен специфический подход. Вот, к примеру, кинотеатры не уделяют необходимого внимания подобному кино, просто потому, что кинотеатрам надо зарабатывать деньги. Но, слава богу, что существует поддержка государства, и пока она есть, те истории, тот киноязык, что есть в том же «Марафоне», не исчезнут с экранов.


 
- Ваши картины выдержаны в разных жанрах. А в каком вы чувствуете себя наиболее свободным?
- Для меня большее значение играет не столько жанровая принадлежность, сколько сама история. Мне необходимо, чтобы история, которую проживает герой, была самой важной в его жизни. Если история не делит жизнь героя на до и после, то я не вижу смысла снимать. И в «Я остаюсь», и в «Домовом», и в «Пяти невестах», и в «Марафоне» мои герои могут сказать, что раньше они были такими, а затем, после своей истории, они стали другими. Все, что переживают герои моих фильмов — это пик какого-то отрезка их жизни.
 
- Ваши фильмы отличают яркие актерские работы крупных актеров: Андрея Краско, Федора Бондарчука, Константина Хабенского, Михаила Пореченкова, Екатерины Васильевой и других. Каков ваш критерий выбора актеров?
- Критерий один — я должен поверить. Помню, начиная работать над «Домовым», я решил попробовать Константина Хабенского и Владимира Машкова. Мне тогда сами понимаете, что сказали (смеется). Но все же мы встретились, поговорили, и я увидел, что у них есть заинтересованность, желание работать, и я им поверил. То есть, обычно я проецирую актера на героя, и если оказывается, что я верю этому актеру, то все получается. Не знаю, как еще объяснить. Это некое чутье, которое пока, тьфу-тьфу-тьфу, не подводило меня.


 
- Судя по роли в «Подарке с характером» Михаил Галустян как, к примеру, и Сергей Светлаков пробует развить сложившийся образ шоумена и комика. Закономерно ли подобное развитие комического актера, и как вы оцениваете эту попытку и вообще драматический потенциал Галустяна?
- Был такой замечательный актер Фрунзик Мкртчян. Он и веселый, и грустный, и смешной, и трагичный. Я не сравниваю, я просто хочу сказать, что любой клоун в глубине души грустный. Или возьмите Голливуд. Любой голливудский клоун, скажем, Джим Керри, так или иначе пытается уйти в драму. Так устроено, что когда тебе смешно, где-то тебе на самом деле грустно. Так что у Миши, я думаю, большой потенциал в этом плане. Речь не идет о целиком и полностью драматической роли. Скорее его интересно будет увидеть в неоднозначной роли, в которой он будет и грустным, и веселым, и трогательным, и злым, и добрым одновременно, где будет палитра всех этих разных человеческих качеств.


 
- Главного героя в «Подарке с характером» сыграл 10-летний Артем Фадеев. Как он был отобран, и в чем сложность работы со столь юным актером над столь большой ролью?
- Работать с ним было интересно, потому что для меня это первый опыт такой большой роли у маленького героя. Мы долго делали кастинг, потом перекастинг и так далее. Очень много детей посмотрели, порядка тысячи. Работать было не просто, но помогало то, что мы старались создать домашнюю атмосферу, чтобы не чувствовать, будто пришел на работу.


 
- В фильме есть сцена «битвы на пони», в которой одновременно задействованы и дети, и животные. Каково было работать одновременно с этими двумя, как принято считать, самыми сложными разновидностями актеров в кино?
- Да, мой совет — никогда не снимайте детей и животных вместе (смеется). Это действительно две самые проблемные вещи в кино. И животные, и дети, к тому же и остальные актеры, и погода, дождь… Тут, знаете, скорее вопрос психологического настроя. Если все эти трудности необходимо преодолеть для истории, естественно, я это буду снимать, и животных, и детей, и кого угодно. Терпение — самое важное в этой работе. Перед сложными съемками надо хорошенько себя подготовить и понять, что все это просто нужно перенести, пережить. Ну и необходимо настроиться на то, чтобы все делать достойно, чтобы после проекта было не стыдно. Если ты изначально для себя это решил, то дальше все будет хорошо. 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Андрей Хрв Москва
    Хороший фильм. Каждый сможет увидеть в нем свое Вот только конец совсем "сказочный" получился...
    Развернуть

    Смотрите также