Профессия

Постановщик трюков: Дмитрий Тарасенко

Постановщик трюков фильмов «Новая Земля», «Бой с тенью», «Адмиралъ», а также выходящего в прокат боевика компании «ЦПШ» «22 минуты» о художественном образе драки, влиянии графики на создание трюков и других деталях своей профессии


Задача постановщика трюков


Все задачи постановщика трюков обычно прописаны в сценарии. То, что заложено в тексте, ровно это и нужно сделать. Трюк, грубо говоря, – это вещь, которую никто не хочет выполнять. Вот ее и поручают каскадеру. Задача постановщика трюков – объяснить каскадеру, что нужно сделать и как. В «22 минутах» специфическая проблема была с тем, чтобы найти необходимое количество людей на роли сомалийских пиратов. Африканцев у нас подобрать естественно сложнее, чем белых. Остановились на том, чтобы искать людей в Крыму, где велась часть съемок, правда, тех, что отобрали, затем еще нужно было всему обучать. Если спортивно они были подготовлены, то в плане сцендвижения, драк и тому подобного понадобилось специально заниматься. Благо задачи ставились вполне выполнимые.

Кадр из фильма «22 минуты»
Кадр из фильма «22 минуты»
 

Взаимодействие с режиссером


Конечно, важно найти общий язык с режиссером. У меня есть свой определенный опыт и, не сказать чтобы вкус, но определенное видение того, как тот или иной трюк можно сделать. Когда я читаю сценарий, я уже вижу, что и как можно поставить и снять. Режиссер при этом, как правило, имеет свое видение. В результате общения выясняется, что твое видение неправильное или наоборот, правильное. Тут главное понимать, что режиссер-постанощик – этот тот человек, который определяет художественную ценность картины, и он – главный. Любой трюк в кино, в том числе и драка – это определенный образ, некая часть художественного произведения, и создает это все режиссер.
 

Порядок работы постановщика трюков


Самый главный этап работы, по крайней мере, для меня, - это подготовительный период. Есть такое высказывание: «Фильм сделан, его осталось только снять». Самое важное – четко определить на подготовительном этапе, с чем придется столкнуться, чтобы на съемочной площадке было меньше сюрпризов. Затем мы общаемся с режиссером, предлагаем, обсуждаем, находим общий язык. Далее делаем тесты с каскадерами, снимаем зарисовки. Режиссер смотрит, вносит или не вносит коррективы. Наконец, в готовую схему подставляем артистов.


Кадр из фильма «22 минуты»
 

Трюки в кино и в сериалах


На сериалах чаще сталкиваешься с тем, что ты приходишь на съемочную площадку, и обнаруживаешь, что необходимо сделать то, что не было запланировано на подготовительном этапе. Ничего страшного в этом нет, потому что, как правило, это касается таких вещей – «вот этот должен ударить этого, а этот - этого». Более сложные сцены, конечно, заранее проговариваются и готовятся. 
 

Визуальные эффекты


Если говорить о драках, то компьютерная графика на нашу работу особо не влияет – как мы дрались, так и деремся, да и физическую нагрузку никто не отменял. Но какие-то вещи, конечно, графика упрощает. Например, на пост-продакшне можно стереть тросики, поэтому возможностей использования страховки сегодня больше. Или теперь можно без проблем сделать кадр, в котором артист со своим лицом будет падать, допустим, с небоскреба – повесим его, включим ветродуй, поставим хромакей, а компьютерщики затем поставят фоны. Другой пример – на «22 минутах» мы рисовали страшные раны, по ним рубили топорами и резали ножами, а на пост-продакшне все раны до моментов ударов затирались. Раньше же приходилось делать специальные ножи, в них как-то вставлять капсулы с кровью, которые удачно или неудачно брызгали, в общем, в натуралистичности приходилось уступать. Также в основном отпала необходимость в рекордных трюках – уже не нужно прыгать с максимально большой высоты. Но тут, думаю, сказывается еще и то, что народ уже насмотрелся на все на это.

Кадр из фильма «22 минуты»
Кадр из фильма «22 минуты»
 

Трюки в фильмах разных жанров


Трюки в фильмах о Великой Отечественной войне, и в комедиях – разные. Хотя, вроде бы люди и там падают, и там. Но в одном случае зритель должен сострадать, а в другом – смеяться. Конечно, эти нюансы прежде всего зависят от режиссера, но и постановщик трюков должен понимать разницу. Также трюки могут служить характеристикой героев. Если речь идет о поединке, то, грубо говоря, для положительного героя характерны одни приемы, для отрицательного – другие, такие которые будут восприниматься на экране как грязные.

На съемках  фильма «22 минуты»
На съемках  фильма «22 минуты»
 

Качества постановщика трюков


Во-первых, постановщик трюков должен быть из каскадеров. Я не придумываю трюки, которые я не делал. То есть мы, конечно, делаем что-то новое, но это либо развитие того, что уже было в моем опыте, либо это то, что я могу опробовать на себе. Надо учитывать, что если, создавая трюк, ты что-то неправильно просчитал, ты обрекаешь человека, в лучшем случае, на травму. Так что крайне желательно постановщику трюков в прошлом быть приличным каскадером. Во-вторых, постановщику трюков необходимо обладать определенным вкусом, пониманием, что такое художественный образ. Конечно, не помешают знания об операторском искусстве, о компьютерной графике, о монтаже. К примеру, длинный кадр придает сцене реалистичность, а рваный монтаж делает сцену похожей на шоу – при разработке трюка эти вещи необходимо учитывать. О знаниях мировой литературы, мирового кинематографа я не говорю – это само собой разумеется.
 


 
   

Дмитрий Тарасенко


Постановщик трюков, в прошлом — каскадёр.  
 
Специализируется на сценодвижении, акробатике, высотных, пиротехнических, автомобильных и конных трюках.
 
Ставил трюки в фильмах «Сармат», «Оперативный псевдоним», «Орел или решка», «Дневник убийцы», «Штрафбат», «МУР есть МУР», «Пятый ангел», «Курсанты» и других. Также ставил трюки в телешоу  «Розыгрыш» и «Кресла», реконструкции битвы под Москвой в 2004 г., и т.д.
 
 
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 7794
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4923
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4058
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2958
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее