Профессия

Постановщик трюков: Дмитрий Тарасенко

Постановщик трюков фильмов «Новая Земля», «Бой с тенью», «Адмиралъ», а также выходящего в прокат боевика компании «ЦПШ» «22 минуты» о художественном образе драки, влиянии графики на создание трюков и других деталях своей профессии

  • 6 мая 2014
  • 1787
Павел Орлов

Задача постановщика трюков
Все задачи постановщика трюков обычно прописаны в сценарии. То, что заложено в тексте, ровно это и нужно сделать. Трюк, грубо говоря, – это вещь, которую никто не хочет выполнять. Вот ее и поручают каскадеру. Задача постановщика трюков – объяснить каскадеру, что нужно сделать и как. В «22 минутах» специфическая проблема была с тем, чтобы найти необходимое количество людей на роли сомалийских пиратов. Африканцев у нас подобрать естественно сложнее, чем белых. Остановились на том, чтобы искать людей в Крыму, где велась часть съемок, правда, тех, что отобрали, затем еще нужно было всему обучать. Если спортивно они были подготовлены, то в плане сцендвижения, драк и тому подобного понадобилось специально заниматься. Благо задачи ставились вполне выполнимые.


 
Взаимодействие с режиссером
Конечно, важно найти общий язык с режиссером. У меня есть свой определенный опыт и, не сказать чтобы вкус, но определенное видение того, как тот или иной трюк можно сделать. Когда я читаю сценарий, я уже вижу, что и как можно поставить и снять. Режиссер при этом, как правило, имеет свое видение. В результате общения выясняется, что твое видение неправильное или наоборот, правильное. Тут главное понимать, что режиссер-постанощик – этот тот человек, который определяет художественную ценность картины, и он – главный. Любой трюк в кино, в том числе и драка – это определенный образ, некая часть художественного произведения, и создает это все режиссер.
 
Порядок работы постановщика трюков
Самый главный этап работы, по крайней мере, для меня, - это подготовительный период. Есть такое высказывание: «Фильм сделан, его осталось только снять». Самое важное – четко определить на подготовительном этапе, с чем придется столкнуться, чтобы на съемочной площадке было меньше сюрпризов. Затем мы общаемся с режиссером, предлагаем, обсуждаем, находим общий язык. Далее делаем тесты с каскадерами, снимаем зарисовки. Режиссер смотрит, вносит или не вносит коррективы. Наконец, в готовую схему подставляем артистов.


 
Трюки в кино и в сериалах
На сериалах чаще сталкиваешься с тем, что ты приходишь на съемочную площадку, и обнаруживаешь, что необходимо сделать то, что не было запланировано на подготовительном этапе. Ничего страшного в этом нет, потому что, как правило, это касается таких вещей – «вот этот должен ударить этого, а этот - этого». Более сложные сцены, конечно, заранее проговариваются и готовятся. 
 
Визуальные эффекты
Если говорить о драках, то компьютерная графика на нашу работу особо не влияет – как мы дрались, так и деремся, да и физическую нагрузку никто не отменял. Но какие-то вещи, конечно, графика упрощает. Например, на пост-продакшне можно стереть тросики, поэтому возможностей использования страховки сегодня больше. Или теперь можно без проблем сделать кадр, в котором артист со своим лицом будет падать, допустим, с небоскреба – повесим его, включим ветродуй, поставим хромакей, а компьютерщики затем поставят фоны. Другой пример – на «22 минутах» мы рисовали страшные раны, по ним рубили топорами и резали ножами, а на пост-продакшне все раны до моментов ударов затирались. Раньше же приходилось делать специальные ножи, в них как-то вставлять капсулы с кровью, которые удачно или неудачно брызгали, в общем, в натуралистичности приходилось уступать. Также в основном отпала необходимость в рекордных трюках – уже не нужно прыгать с максимально большой высоты. Но тут, думаю, сказывается еще и то, что народ уже насмотрелся на все на это.


 
Трюки в фильмах разных жанров
Трюки в фильмах о Великой Отечественной войне, и в комедиях – разные. Хотя, вроде бы люди и там падают, и там. Но в одном случае зритель должен сострадать, а в другом – смеяться. Конечно, эти нюансы прежде всего зависят от режиссера, но и постановщик трюков должен понимать разницу. Также трюки могут служить характеристикой героев. Если речь идет о поединке, то, грубо говоря, для положительного героя характерны одни приемы, для отрицательного – другие, такие которые будут восприниматься на экране как грязные.


 
Качества постановщика трюков
Во-первых, постановщик трюков должен быть из каскадеров. Я не придумываю трюки, которые я не делал. То есть мы, конечно, делаем что-то новое, но это либо развитие того, что уже было в моем опыте, либо это то, что я могу опробовать на себе. Надо учитывать, что если, создавая трюк, ты что-то неправильно просчитал, ты обрекаешь человека, в лучшем случае, на травму. Так что крайне желательно постановщику трюков в прошлом быть приличным каскадером. Во-вторых, постановщику трюков необходимо обладать определенным вкусом, пониманием, что такое художественный образ. Конечно, не помешают знания об операторском искусстве, о компьютерной графике, о монтаже. К примеру, длинный кадр придает сцене реалистичность, а рваный монтаж делает сцену похожей на шоу – при разработке трюка эти вещи необходимо учитывать. О знаниях мировой литературы, мирового кинематографа я не говорю – это само собой разумеется.
 


 
   

Дмитрий Тарасенко


Постановщик трюков, в прошлом — каскадёр.  
 
Специализируется на сценодвижении, акробатике, высотных, пиротехнических, автомобильных и конных трюках.
 
Ставил трюки в фильмах «Сармат», «Оперативный псевдоним», «Орел или решка», «Дневник убийцы», «Штрафбат», «МУР есть МУР», «Пятый ангел», «Курсанты» и других. Также ставил трюки в телешоу  «Розыгрыш» и «Кресла», реконструкции битвы под Москвой в 2004 г., и т.д.
 

 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6651
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 6148
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 5095
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4703
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4645
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4144
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее