Обзоры

13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие

К прокату «Холодного фронта» Романа Волобуева вспоминаем, кто ещё из кинокритиков отважился перейти от слов к делу и чем это обернулось. Спойлер — оказывается, именно кинокритики в режиссуре начинали ключевые движения для истории кино

  • 15 января 2016
  • 4522
Павел Орлов

01. Луи Деллюк


01. Луи Деллюк / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Ведущий теоретик кино рубежа 1910-20-х годов Луи Деллюк отстаивал необходимость отхода от традиций коммерческого кинематографа и эмансипации средств киноязыка. Его идеи, в том числе концепция киногении, стали основой французского авангарда 20-х годов (импрессионизм, сюрреализм, «чистое кино») и вдохновили таких мастеров, как Жан Эпштейн, Жан Ренуар, Ман Рэй, Рене Клер, Луис Бунюэль и Жан Кокто. Сам Деллюк успел поставить лишь несколько картин (среди них «Лихорадка» и «Женщина ниоткуда»), на съемках одной их которых заболел пневмонией и спустя несколько недель умер. 
 

02. Марсель Карне


02. Марсель Карне / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
С критических заметок для специализированных журналов начал погружаться в кино другой французский классик — Марсель Карне. В возрасте двадцати с небольшим лет он совмещал сочинение статей с работой ассистентом у тех, о ком писал, вроде Рене Клера и Жака Фейдера. Всего через несколько лет Карне и сам стал ведущим французским режиссером, положив начало направлению поэтического реализма.
 

03. Джузеппе Де Сантис


Джузеппе Де Сантис / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Теоретическая база итальянского неореализма во многом сформировалась из дискуссий в журнале Cinema, авторы которого подвергали критике далекий от жизненных реалий итальянский кинематограф фашистской эпохи. Среди тех, кто утверждал необходимость достоверного отражения на экране обыденной и трагической действительности, был Джузеппе Де Сантис, ассистировавший Висконти и Росселлини и в дальнейшем снявший важные неореалистические картины «Горький рис» и «Рим 11 часов».
 

04. Микеланджело Антониони


Микеланджело Антониони / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Ещё один реформатор киноязыка из Италии, начинавший работу на страницах Cinema, — Микеланджело Антониони. Интересно, что параллельно с занятиями критикой он не только писал сценарии и снимал короткометражки, но и проходил стажировку у Марселя Карне, в своё время, как мы знаем, проделавшего тот же путь. Глубокое знание кино, вероятно, одна из причин, по которой Антониони удалось перевернуть представления всего мира о кинодраматургии, роли камеры, цветовом решении, монтаже, работе с актерами и других аспектах фильма.
 

05. Франсуа Трюффо


Франсуа Трюффо / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие

Из кинокритиков вышла значительная часть режиссеров французской «новой волны». Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Эрик Ромер, Жак Риветт и многие другие группировались вокруг основанного в 1951 году Андре Базеном Cahiers du cinéma, где восхваляли Хичкока, Уэллса и фильмы нуар, в пух и прах разносили устаревшее «папочкино кино» (в том числе всё того же Марселя Карне). Выделим из этой плеяды, пожалуй, Франсуа Трюффо, поскольку именно его рецензии были наиболее ядовитыми. Но, что более важно, именно он написал статью «Об одной тенденции во французском кино», ставшей основой теории авторского кинематографа. Навыки кинокритика также отразились на деятельности Трюффо, когда он уже был состоявшимся режиссером: он внес значительный вклад в исследование творчества своих кумиров (в особенности Хичкока) и некоторые фильмы посвятил вопросу: «Что же такое кино?» (оскароносная «Американская ночь»).
 

06. Линдсей Андерсон


Линдсей Андерсон / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Развивавшаяся параллельно французской британская «новая волна» также во многом формировалась на почве киножурналов: Sight and Sound и Sequence. Основателем последнего был Линдсей Андерсон, утверждавший отказ от театрализации кинематографа и требовавший обращения к жизни простых людей из рабочего класса. Теорию Андерсон подтверждал практикой: работая кинокритиком, он снял более десяти короткометражек, заложил основы документального движения «Свободное кино», а затем и «новой волны», в духе которой сделал социальную драму «Такова спортивная жизнь».
 

07. Вим Вендерс


Вим Вендерс / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
От французской и британской «новых волн» переходим к немецкой. Среди её представителей кинокритикой занимался Вим Вендерс. Благодаря самобытности стиля заметки студента киношколы попадали даже на страницы такого большого издания, как Der Spiegel. Ну а вскоре эта самобытность перешла на экран — уже вторая картина Вендерса «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» была признана ярким явлением «нового немецкого кино».
 

08. Питер Богданович


Питер Богданович / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Пример режиссеров французской «новой волны» оказался заразителен. Наблюдая миграцию в кино Трюффо и Годара, заядлый синефил и кинокритик Esquire Питер Богданович тоже решил стать режиссером. Он попал под крыло Роджера Кормана и снял несколько би-мувиз, а затем прославился лентой «Последний киносеанс», ставшей знаковым явлением «нового Голливуда» и заработавшей два «Оскара». Как и Трюффо, Богданович зарекомендовал себя исследователем кино. Он написал несколько книг об Орсоне Уэллсе, Говарде Хоуксе, Джоне Форде, Хичкоке и других.
 

09. Пол Шредер


Пол Шредер / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Из-за религиозного воспитания в духе кальвинизма Пол Шредер узнал, что такое кино, лишь в семнадцать лет. А уже к двадцати он стал писать критические заметки для Los Angeles Free Press и Cinema. В начале 1970-х Шредер опубликовал книгу «Трансцендентальный стиль в кино», открывшую американскому зрителю творчество Ясудзиро Одзу, Робера Брессона и Карла Теодора Дрейера. Влияние этого исследования, пусть и не всегда очевидное, присутствует в фильмах Шредера — поставленных по его сценариям «Таксисте» и «Бешеном быке», а также в снятых им «Людях-кошках» и «Мисиме». 
 

10. Леос Каракс

 
Леос Каракс / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие

Леосу Караксу, с именем которого связывают «новую новую волну» во французском кино 80-х, казалось бы, сам бог велел, идти по стезе критика. Его отец был журналистом, мать писала о кино для американских изданий, а в студенческие годы он свел знакомство с редактором Cahiers du cinéma, куда написал несколько статей. Однако уже к двадцати пяти годам Караксу надоело смотреть фильмы, так как в них он не находил «ничего нового для себя» и предпочел создавать «новое» сам. Что, впрочем, не мешает Караксу обильно цитировать Жана Виго, Годара и других своих предшественников.
 

11. Мигель Гомеш


Мигель Гомеш / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Кумир любого современного кинокритика, в тайне мечтающего о такой же творческой судьбе. Из киномана и автора рецензий Гомеш вырос в главного представителя португальской кинематографии, одного из самых ярких и самобытных режиссеров Европы и даже революционера в области киноязыка, легко совмещающего забытые традиции с новаторством. Примеры — поэтическая притча «Табу», многими включенная в топ лучших фильмов 2012 года, или прошлогодняя шестичасовая «Тысяча и одна ночь».


12. Михаил Брашинский


Михаил Брашинский / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Михаил Брашинский — выпускник театроведческого факультета, кандидат искусствоведения и один из самых интересных критиков, публиковавшихся на страницах «Афиши» и «Сеанса». В 2002 году Брашинский обратился к режиссуре, удивив эстетской драмой «Гололед». Спустя десять лет удивил ещё больше — малобюджетным комедийным хоррором «Шопинг-тур» о финнах, поедающих русских. Искрометный треш покорил публику «Окна в Европу», где ленте был присужден главный приз. 
 

13. Любовь Аркус


Любовь Аркус / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Создательница и главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус в качестве режиссера сделала одну картину — пронзительную документальную ленту о парне-аутисте «Антон тут рядом». На съемки ушло четыре года, изменивших судьбы тех, кто в них участвовал. Фильм был справедливо отнесен коллегами Аркус к «какому-то новому, третьему вид кинематографа», а также удостоен нескольких наград, в том числе Венецианского кинофестиваля, «Белого слона», «Ники» и «Золотого орла». Что, пожалуй, ещё важнее, картина привлекла внимание общественности к проблеме аутизма и помогла создать центр помощи «Антон тут рядом».

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 7503
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 5988
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 5445
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3298
Практика

Почему «Зови меня своим именем» снимали только на один объектив

Фильм режиссера Луки Гуаданьино снимали в окрестностях города Крема в Италии. Особенно интересной картину делает операторская работа — ее полностью сняли при помощи Cooke S4 35mm

  • 6 февраля
  • 2747
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 2526
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее