Слова

«Чтобы сделать что-то новое, не надо бояться эклектики»

Накануне выхода колоритного нео-вестерна «Строго на Запад», хита «Сандэнса-2015», режиссер Джон Маклин рассказывает, как с помощью YouTube привлечь в проект Майкла Фассбендера, чем удобна для съемок Новая Зеландия и почему первый дубль — самый лучший

  • 12 января 2016
  • 1646
Павел Орлов

– Как вам удалось привлечь в дебютный проект Майкла Фассбендера?

– Дело в том, что мы уже не первый раз сотрудничаем с Майклом. Когда-то давно он видел на YouTube несколько моих короткометражных фильмов, снятых дома. Его агент познакомил нас, и мы вместе сделали ещё две короткометражки – «Человек на мотоцикле» и «Кража в кромешной тьме». Ну а после этого решили продолжать сотрудничество и снять полнометражный фильм.

– Могли бы вы дать какой-то совет тем, кто хочет заманить в свой фильм звезду?

– Заполучить звезду, тем более если вы дебютант, задача сложная и в большинстве случаев бесперспективная. К тому же вовсе не обязательно, что звезда, которую вы хотите видеть в своем фильме, действительно ему нужна. Поэтому мой совет — делайте кино, экспериментируйте, пишите, совершенствуйтесь, чтобы к тому моменту, когда у вас появится возможность поработать с замечательным исполнителем, вы были к этому готовы.

Джон Маклин, режиссерДжон Маклин, режиссер

– Расскажите о своем методе работы с актером.

– Я никогда не репетирую и всегда использую первый дубль. На мой взгляд, именно так можно добиться наибольшей свежести исполнения. Сложность тут лишь в том, что у тебя есть только один шанс запечатлеть её. 

– С Майклом Фассбендером действовал тот же метод? И каково вообще с ним работать?

– Работать с Майклом удивительно, потому что это человек необыкновенного таланта и большого опыта. Кроме того, в мой метод отлично вписываются его интуиция, открытость к эксперименту, к чему-то новому, что делает его образы естественными и органичными.

Режиссер Джон Маклин (справа) на съемках фильма «Строго на Запад» Режиссер Джон Маклин (справа) и актер Майкл Фассбендер на съемках фильма «Строго на Запад» 

– Почему для съемок «Строго на Запад» была выбрана Новая Зеландия? И  чем отличаются местные условия?

– Новая Зеландия была выбрана потому, что у Майкла была возможность сниматься только зимой (а нам требовалось тридцать съемочных дней). В Новой Зеландии это как раз лето. То есть там в это время хорошая теплая погода, длинные дни — то, что нам было необходимо.
Кадр из фильма «Строго на Запад» 

Кадр из фильма «Строго на Запад» 

Кадр из фильма «Строго на Запад» 

Кадр из фильма «Строго на Запад» 

Кроме того, по сценарию нам нужны были локации в духе Южного Колорадо в Америке и, к счастью, объездив всю Новую Зеландию, мы нашли похожие места. Снимать там комфортнее, чем во многих странах, хотя бы за счет того, что местность Новой Зеландии не такая дикая, как иногда считают. Там, например, почти нет опасных животных.

– Как вы подбирали команду? В ней были местные жители?

– Я взял с собой из Великобритании только оператора Робби Райана, с которым уже снимал короткометражку «Кража в кромешной темноте». Он прекрасный профессионал.

На съемках фильма «Строго на Запад» На съемках фильма «Строго на Запад» 

Остальную команду составляли новозеландцы. Большинство из них привыкло к работе над масштабными проектами, вроде «Властелина колец» или «Хоббита» Питера Джексона, поэтому наше небольшое кино не было для них проблемой. В общем, все фантастические профессионалы.

– Насколько я знаю, вы собирались снимать на пленку, но в итоге от этой идеи отказались. Почему?

– Технический момент, с которым нам не повезло, — в Новой Зеландии закрылась последняя лаборатория для обработки пленки. В итоге мы использовали ARRI Alexa, которая нам показалась наилучшей альтернативой.

– У «Строго на Запад» очень яркое визуальное решение. Как оно формировалось? 

– Я объяснил группе, что не хочу делать типичный вестерн в коричневых тонах. В цветовом решении у меня было несколько референсов, в том числе «Дикая банда» и «Пэт Гэрретт и Билли Кид» Сэма Пекинпы, где небо ярко голубое, а трава насыщенно зеленая. Но в то же время мы не хотели получить подчеркнуто стилизованное изображение и старались сохранить ощущение естественности. Поэтому цвета часто задавала просто сама природа юга Новой Зеландии. Помимо Пэкинпы мы ориентировались на Брессона, «МакКейб и миссис Миллер» Олтмена, «Женщину-демона», «Иваново детство», «Пустоши», «Ночь охотника», в общем — сотни референсов было. 

Кадр из фильма «Строго на Запад» Кадр из фильма «Строго на Запад» 

Робби Райану я объяснил, что хочу, чтобы в кадре все было в фокусе, поэтому мы создавали глубинные мизансцены, а также использовали зональные линзы. Большинство кадров в фильме статичные — камеру мы двигали, только когда это было действительно необходимо. Во всех остальных вопросах я полностью положился на Робби, потому что он гений и обладает потрясающим чувством света.

– В фильме есть несколько ночных сцен. В чем сложность их съемок?

– На самом деле ночью снималась лишь одна сцена, та, что у костра со злодеями. Остальные — это ночь днем. Мы приняли такое решение после того, как Робби показал, насколько хороший результат может дать подобный подход. Ну и группе так проще, потому что никто не любит работать по ночам. 

– В картине много монтажных сцен, например, одна из последних, в которой поочередно показаны все погибшие. На каком этапе работы возникали такие интересные решения?

– Все монтажные решения закладывались уже на этапе сценария. Я понимал, что на съемках времени будет немного, поэтому всё продумывал заранее. Если говорить о сцене, которую вы вспомнили, то она возникла из размышлений о насилии. Мне показалось, что было бы хорошо в финале истории вспомнить всех погибших, устроив своеобразную перекличку.
Кадр из фильма «Строго на Запад» 

Кадр из фильма «Строго на Запад» 

Кадр из фильма «Строго на Запад» 

Кадр из фильма «Строго на Запад» 

– Поскольку вы являетесь и режиссером, и автором сценария, не вступают ли в конфликт эти две творческие ипостаси? 

– Все просто. Я стараюсь отключать внутреннего режиссера, когда пишу. А когда включаю режиссера обратно, то забываю о сценаристе. Правда, пока не уверен, что это получается достаточно хорошо — нужно больше практики.

– До кино у вас был большой музыкальный опыт (Маклин играл в шотландских группах The Beta Band и The Aliens, — прим. tvkinoradio.ru). Повлиял ли он на ваше понимание того, как нужно делать фильмы?

– Я думаю, да, в общем отношении к творчеству. Музыка подсказала: для того, чтобы сделать что-то новое, нужно не бояться эклектики, нужно стремиться совмещать разные источники влияния. Ну и, конечно, музыкальный опыт помогает в работе со звуком: со звуковым пространством, с тишиной, которая не менее важна, чем шумы.

Кадр из фильма «Строго на Запад» Кадр из фильма «Строго на Запад» 

– Какая сцена в «Строго на Запад» была для вас самой сложной и почему?

– Самой сложной была та, в которой герои Коди Смита-МакФи, Майкла Фассбендера и Бена Мендельсона пьют абсент возле костра. Её трудно было написать, потому что одновременно происходит поворот сюжета и в диалогах по-новому раскрываются герои.
Кадр из фильма «Строго на Запад» 

Кадр из фильма «Строго на Запад» 

Кадр из фильма «Строго на Запад» 

Кадр из фильма «Строго на Запад» 

Сложность еще в том, что на той локации была река и повсюду грязь. И эту же сцену было тяжелее всего монтировать, поскольку герои постоянно находятся в движении, а значит, трудно добиться сочетания разных дублей. Но именно из-за такой сложности сделать все правильно было особенным вызовом.

– «Строго на Запад» — это ваш полнометражный дебют. Что нового для вас открыла работа над полным метром по сравнению с коротким?

– Пожалуй, новым было только время, то есть непривычно большое количество времени, требующегося на сценарий, съемки и пост-продакшн. Всё-таки четыре года — это не три месяца. А в остальном всё так же сводится к попытке рассказать историю, к работе с оператором, с актерами и с не очень большой группой. Ты ровно так же пытаешься всех объединить в попытке сделать что-то замечательное.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3821
    Практика

    Как Люк Бессон снял блокбастер за 180 млн долларов, который не может провалиться

    Люк Бессон пошел в обход традиционной голливудской системы и профинансировал свой новый фантастический блокбастер по модели независимого кино. Вот как у него это получилось

    • 10 июля
    • 3307
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2287
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 2110
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1888
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1309