Обзоры

Знаменитые режиссеры как живописцы: от Антониони до Сталлоне

Живопись всегда оказывала значительное влияние на кино. Вспоминаем, кто из знаменитых режиссеров не чужд работы красками и кистью и как это отражается на их фильмах: импрессионизм Урусевского, примитивизм Линча, экспрессионизм Сталлоне и академизм Говорухина

  • 8 января 2016
  • 7443
Павел Орлов

01. Жан Кокто


Трудно назвать область искусства, в которой бы не отметился Жан Кокто. Вращаясь в творческих кругах межвоенного Парижа вместе с Пикассо и Модильяни, он не мог пройти и мимо живописи. Его полотна отличают особая стройность и легкость линий, общее тяготение к гравюрной четкости. Увлечение живописью нашло отражение и в кинематографе Кокто: характерная работа со светом, участие в создании костюмов и декораций. Кроме того, Кокто лично рисовал титры, которые вполне заслуживают звания самостоятельных произведений.
 

02. Сергей Урусевский


Оператор и режиссер Сергей Урусевский пришел в кинематограф из живописи, окончив институт Репина, где учился у Владимира Фаворского. Правда, кисти он брал в руки в основном во время простоев в кино. При этом Урусевский подчеркивал, что между холстом и экраном «нет и быть не может прямых связей». В этом легко убедиться, если сравнить фильмы Урусевского и его картины, в которых заметно влияние импрессионизма и кубизма. Впрочем, монументализм, свойственный камере Урусевского, чувствуется и в его полотнах.
 

03. Микеланджело Антониони


Заняться живописью Микеланджело Антониони подтолкнуло творчество Клода Моне, в котором, по словам режиссера, он впервые увидел не сюжет, а «живопись как таковую». Как и великого импрессиониста, Антониони интересовали, прежде всего, эксперименты с красками и цветом (на экране это нашло отражение, например, в «Красной пустыне»). Одна из самых известных серий его живописных работ — «Очарование горы», несколько «микрокартин», созданных с помощью пантографа.
 

04. Сергей Бондарчук

 
Для Сергея Бондарчука живопись была вторым сильнейшим увлечением после кино, начавшимся ещё в детстве и не ослабевавшим до самой смерти. Посвящая написанию картин всё свободное время, режиссер отдавал предпочтение литературным и религиозным сюжетам, причем порой создавал картины в явной стилистике икон. Если ориентация на литературу для Бондарчука абсолютно характерна, то интерес к религиозным мотивам обнаруживает неожиданную грань его личности, поскольку контрастирует с официальным образом главного кинематографиста атеистического СССР.
 

05. Карлос Саура


Старейший испанский классик Карлос Саура помимо ярких и сюрреальных живописных зарисовок работает в необычной изобразительной технике, которую сам называет «фотосаурией». Заключается она в рисовании поверх фотографии. Результат иногда действительно получается любопытным.
 

06. Станислав Говорухин 


Станислав Говорухин не только режиссер, литератор и депутат, но ещё и пейзажист, продолжатель классических традиций русской живописи в духе Шишкина и Саврасова. Рисовать Говорухин начал в студенческие годы, что в итоге стало большим подспорьем в кино, но обзавелся красками и холстами только в 90-е годы с подачи Сергей Бондарчука и Александра Шилова. К увлечению режиссер относится критически, что, однако, не мешает ему раз в пару лет устраивать персональные выставки.
 

07. Дерек Джармен


Дерек Джармен пришел в кино после учебы в школе искусств и работы театральным декоратором и первое время был художником-постановщиком (например, на «Дьяволах» Кена Рассела). Потому живопись в значительной степени отразилась на его собственных, отличавшихся визуальной пышностью фильмах, в особенности на «Караваджо». На создании полотен Джармен сосредоточился в последние годы жизни. В серии «Черные картины» нашли отражение его болезнь, взгляды на религию, философию и гомосексуальность.
 

08. Питер Гринуэй


И ещё один британский авангардист с образованием художника, фильмы которого пропитаны духом живописи (в особенности Возрождения, Барокко и фламандцами). Кстати, сам себя Гринуэй называет так — «художник, который по чистой случайности снимает фильмы». Начав с реалистических пейзажей, он затем увлекся графикой, а после перешел к абстракции и формальным экспериментам в области цвета, фактур и материалов. Как признается сам режиссер, он всеми способами ищет пути обновления киноязыка, которые лежат в области визуальных средств. 
 

09. Дэвид Линч


В свободное от кино время Дэвид Линч не только писатель, фотограф, музыкант и клипмейкер, но ещё и живописец. Собственно, живопись и была его самым первым творческим увлечением, позже отодвинутым на второй план кинематографом. Однако именно в картинах, выполненных в примитивистском духе и под явным впечатлением от Фрэнсиса Бэкона, отчетливо проявляются основные линчевские мотивы: смутная пугающая образность, мрачность интонации, доминирование тёмных оттенков и эксцентричное насилие.
 

10. Сильвестр Сталлоне


У Сильвестра Сталлоне любовь к краскам и холсту появилась задолго до кино. Будущий герой боевиков даже специально изучал живопись в ряде учебных заведений. Добившись успеха на экране, актер и режиссер не бросил писать картины, поскольку, по его словам: «Это самый быстрый и точный транслятор подсознания». Не исключено, что подсознание Сталлоне может напугать неподготовленного фаната его кинообразов, поскольку работает автор преимущественно в экспрессионистском ключе Джексона Поллока, Фрэнсиса Бэкона и Жан-Мишеля Баскиа.
 

11. Такеши Китано


Такеши Китано обратился к живописи, когда восстанавливался после автомобильной аварии в середине 90-х годов. Увлечение, способствовавшее рекреации, вскоре нашло отражение и в фильмах Китано. Картины режиссера стали важной частью образной системы «Фейерверка», а сюрреальная история незадачливого живописца — сюжетной основой «Ахиллеса и черепахи».
 

12. Тим Бертон


Тима Бертона детское увлечение рисунком и живописью сначала привело на работу в качестве аниматора студии Disney, а затем стало основой его собственных безумных кинофантазий. Бертон самостоятельно создает визуальные образы большинства своих лент, а остающихся после подготовительной работы картин, эскизов и раскадровок хватает на периодически проводимые выставки.
 



 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Настраиваем камеру: Log, цветовой охват, калибровка сенсора и другое

В завершение спецпроекта «Берем Canon на тест» колорист и моушн-дизайнер Олег Шарабанов составил список советов, которые помогут операторам определить нужные настройки перед съемкой

  • 10 мая
  • 5267
Слова

«У меня захватывает дух, когда я думаю, насколько сложной будет драматургия через несколько десятилетий»

Сценарный гуру Роберт Макки накануне своих семинаров в Москве поделился с нами мыслями о современной драматургии: как сериалы стали более новаторским искусством, чем кино, каковы критерии хорошего диалога и какие перспективы у VR и интерактивного кино

  • 10 мая
  • 4027
Слова

Что читать сценаристу: советы профессионалов

Аристотель и Труби, Нехорошев и Снайдер: российские сценаристы рассказали нам о том, какие книги больше всего помогают им в профессии

  • 11 мая
  • 3782
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 3631
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 3029
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 2783
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее