Обзоры

Знаменитые режиссеры как живописцы: от Антониони до Сталлоне

Живопись всегда оказывала значительное влияние на кино. Вспоминаем, кто из знаменитых режиссеров не чужд работы красками и кистью и как это отражается на их фильмах: импрессионизм Урусевского, примитивизм Линча, экспрессионизм Сталлоне и академизм Говорухина


01. Жан Кокто


Трудно назвать область искусства, в которой бы не отметился Жан Кокто. Вращаясь в творческих кругах межвоенного Парижа вместе с Пикассо и Модильяни, он не мог пройти и мимо живописи. Его полотна отличают особая стройность и легкость линий, общее тяготение к гравюрной четкости. Увлечение живописью нашло отражение и в кинематографе Кокто: характерная работа со светом, участие в создании костюмов и декораций. Кроме того, Кокто лично рисовал титры, которые вполне заслуживают звания самостоятельных произведений.
 

02. Сергей Урусевский


Оператор и режиссер Сергей Урусевский пришел в кинематограф из живописи, окончив институт Репина, где учился у Владимира Фаворского. Правда, кисти он брал в руки в основном во время простоев в кино. При этом Урусевский подчеркивал, что между холстом и экраном «нет и быть не может прямых связей». В этом легко убедиться, если сравнить фильмы Урусевского и его картины, в которых заметно влияние импрессионизма и кубизма. Впрочем, монументализм, свойственный камере Урусевского, чувствуется и в его полотнах.
 

03. Микеланджело Антониони


Заняться живописью Микеланджело Антониони подтолкнуло творчество Клода Моне, в котором, по словам режиссера, он впервые увидел не сюжет, а «живопись как таковую». Как и великого импрессиониста, Антониони интересовали, прежде всего, эксперименты с красками и цветом (на экране это нашло отражение, например, в «Красной пустыне»). Одна из самых известных серий его живописных работ — «Очарование горы», несколько «микрокартин», созданных с помощью пантографа.
 

04. Сергей Бондарчук

 
Для Сергея Бондарчука живопись была вторым сильнейшим увлечением после кино, начавшимся ещё в детстве и не ослабевавшим до самой смерти. Посвящая написанию картин всё свободное время, режиссер отдавал предпочтение литературным и религиозным сюжетам, причем порой создавал картины в явной стилистике икон. Если ориентация на литературу для Бондарчука абсолютно характерна, то интерес к религиозным мотивам обнаруживает неожиданную грань его личности, поскольку контрастирует с официальным образом главного кинематографиста атеистического СССР.
 

05. Карлос Саура


Старейший испанский классик Карлос Саура помимо ярких и сюрреальных живописных зарисовок работает в необычной изобразительной технике, которую сам называет «фотосаурией». Заключается она в рисовании поверх фотографии. Результат иногда действительно получается любопытным.
 

06. Станислав Говорухин 


Станислав Говорухин не только режиссер, литератор и депутат, но ещё и пейзажист, продолжатель классических традиций русской живописи в духе Шишкина и Саврасова. Рисовать Говорухин начал в студенческие годы, что в итоге стало большим подспорьем в кино, но обзавелся красками и холстами только в 90-е годы с подачи Сергей Бондарчука и Александра Шилова. К увлечению режиссер относится критически, что, однако, не мешает ему раз в пару лет устраивать персональные выставки.
 

07. Дерек Джармен


Дерек Джармен пришел в кино после учебы в школе искусств и работы театральным декоратором и первое время был художником-постановщиком (например, на «Дьяволах» Кена Рассела). Потому живопись в значительной степени отразилась на его собственных, отличавшихся визуальной пышностью фильмах, в особенности на «Караваджо». На создании полотен Джармен сосредоточился в последние годы жизни. В серии «Черные картины» нашли отражение его болезнь, взгляды на религию, философию и гомосексуальность.
 

08. Питер Гринуэй


И ещё один британский авангардист с образованием художника, фильмы которого пропитаны духом живописи (в особенности Возрождения, Барокко и фламандцами). Кстати, сам себя Гринуэй называет так — «художник, который по чистой случайности снимает фильмы». Начав с реалистических пейзажей, он затем увлекся графикой, а после перешел к абстракции и формальным экспериментам в области цвета, фактур и материалов. Как признается сам режиссер, он всеми способами ищет пути обновления киноязыка, которые лежат в области визуальных средств. 
 

09. Дэвид Линч


В свободное от кино время Дэвид Линч не только писатель, фотограф, музыкант и клипмейкер, но ещё и живописец. Собственно, живопись и была его самым первым творческим увлечением, позже отодвинутым на второй план кинематографом. Однако именно в картинах, выполненных в примитивистском духе и под явным впечатлением от Фрэнсиса Бэкона, отчетливо проявляются основные линчевские мотивы: смутная пугающая образность, мрачность интонации, доминирование тёмных оттенков и эксцентричное насилие.
 

10. Сильвестр Сталлоне


У Сильвестра Сталлоне любовь к краскам и холсту появилась задолго до кино. Будущий герой боевиков даже специально изучал живопись в ряде учебных заведений. Добившись успеха на экране, актер и режиссер не бросил писать картины, поскольку, по его словам: «Это самый быстрый и точный транслятор подсознания». Не исключено, что подсознание Сталлоне может напугать неподготовленного фаната его кинообразов, поскольку работает автор преимущественно в экспрессионистском ключе Джексона Поллока, Фрэнсиса Бэкона и Жан-Мишеля Баскиа.
 

11. Такеши Китано


Такеши Китано обратился к живописи, когда восстанавливался после автомобильной аварии в середине 90-х годов. Увлечение, способствовавшее рекреации, вскоре нашло отражение и в фильмах Китано. Картины режиссера стали важной частью образной системы «Фейерверка», а сюрреальная история незадачливого живописца — сюжетной основой «Ахиллеса и черепахи».
 

12. Тим Бертон


Тима Бертона детское увлечение рисунком и живописью сначала привело на работу в качестве аниматора студии Disney, а затем стало основой его собственных безумных кинофантазий. Бертон самостоятельно создает визуальные образы большинства своих лент, а остающихся после подготовительной работы картин, эскизов и раскадровок хватает на периодически проводимые выставки.
 



 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4270
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3246
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2688
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее