Профессия

Композитор: Алексей Айги

Композитор фильмов «Орда», «Дубровский», «Шагал – Малевич», а также вышедшего в прокат байопика о Марине Цветаевой «Зеркала» об источниках вдохновения, роли интуиции и страхе режиссеров перед тишиной

  • 24 апреля 2014
  • 762
Павел Орлов



Задача композитора

В фильме «Зеркала», чтобы показать необычность, двойственность героини, режиссер, Марина Мигунова, хотела в некоторых местах парадоксальности, конфликта музыки с изображением – такова была основная задача.
 
Сотрудничество с режиссером
Сотрудничество с режиссером лучше всего начинается с человеческого контакта. Когда его нет, то я могу «попасть», а могу и не «попасть» в фильм. Случаи в моей практике бывали самые разные, были удачные работы, хотя режиссера я видел буквально один раз, были и другие примеры. С Мариной Мигуновой в «Зеркалах» было непросто: довольно много материала не подошло, где-то пришлось делать диаметрально противоположную музыку той, которая была изначально. Общий язык был найден после посещения Мигуновой моего концерта. Тогда она на примере другой моей музыки показала, что бы ей хотелось.


 
Источники для воссоздания атмосферы другой эпохи
Я работаю интуитивно, материал сам толкает к определенной стилистике. Естественно, надо учитывать эпоху, добавлять какие-то краски, инструменты — как в «Орде», где основная масса музыки сделана на монгольских инструментах, которые существовали в то время - Моорин-хуре, Ятаге и других инструментах, которые тогда уже существовали.
 
Порядок работы композитора
Обычно я  работаю под уже смонтированное изображение, это все-таки самое главное. Сценарий дает очень мало, хотя работать до съемок тоже можно, иногда результат может быть даже интереснее, так как фантазия автора ничем не ограничена. Ну, кроме занудных просьб режиссера.
 
Музыка к немым фильмам
В «немом» кино у композитора больше свободы – все-таки там нет шумов и голосов, которые мешают слушать музыку в Dolby Surround. А как писать – все зависит от конкретного фильма, неважно, звуковой он или «немой». Новый, скажем, «блокбастерный» киноязык дает композитору роль саундизайнера – музыка должна не мешать взрывам, грохоту и другим замечательным звукам, которыми напичкано современное кино. Даже в арт-хаусе «плотность» звука повышается, что меня как зрителя раздражает. Такое ощущение, что современный автор-режиссер боится тишины, что довольно прискорбно.


 
Кино и сериалы
В кино работать, честно говоря, гораздо приятней. Здесь можно выстроить музыкальную драматургию фильма от начала и до конца, что в сериале сделать почти нереально. Если работать над сериалом серьезно, то надо писать музыку на каждую сцену, что малореально, поскольку на это обычно нет ни времени, ни средств. Ну и в сериале чаще встречаются просьбы сделать попроще, да покрасивее.
 
Специальное образование и личный опыт
А у нас в этой области и нет никакого образования, мне кажется, киномузыку нигде не преподают. Да если бы и преподавали, то, конечно, личный опыт гораздо важнее. Хотя опыт не опыт – если человеку не дано писать музыку к кино, то научить его будет непросто.
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее