Пресловутый кризис


Пресловутый кризис
При всей сложности экономической ситуации в стране в целом, ответить на вопрос о кризисе в российском кино однозначно сложно. Пока одни продюсеры говорят о пересмотрах бюджетов и необходимости минимизации затрат, жалуются на резко подорожавшее оборудование и снижение инвестиционной привлекательности, другие относятся к проблемам философски, вспоминая, что кризисное состояние для нашего кинематографа перманентно, индустрия толком не сложилась, а полноценным бизнесом кино является лишь для единиц. Нет общего мнения и о стратегии в нестабильных экономических условиях: одни делают ставку на высокобюджетные фильмы-события, другие — на картины, которые не требуют больших вложений. На практике некоторые компании вынуждены закрывать проекты, как «СТВ», терпят убытки и становятся банкротами – тут вспомним «Телешоу» Алексея Учителя. Другие, например, «Марс Медиа» и Russian Film Group наоборот запускают одну картину за другой. Есть, впрочем, и плюсы – кризис стимулирует к более требовательному отбору проектов и тщательному планированию производства. Ну и экономическая модель становится прозрачнее. Иными словами, нестабильное положение может благотворно отразиться на качестве создаваемых фильмов. Увы, зритель, во всяком случае пока, с этим не согласен. 

Пресловутый кризис
По итогам первого полугодия сборы российских картин снизились на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, а окупиться удалось лишь четырем фильмам, тогда как год назад было вдвое больше. Данных по 2015-му в целом пока нет, но, как известно, за вторую половину года хитов было мало. Количество российских картин в широком прокате резко выросло (126 релизов против 84 в 2014 году), однако и сборы, и доля упали. Если год назад наше кино в сумме собрало $219 млн, то в этом – $116 млн (данные приведены ресурсом Kinodata на 13 декабря). Доля же упала с 17,6% до 14,9%. 
 


Волна хорроров


Волна хорроров
Влияние кризиса просматривается и в смене ведущего жанрового тренда. На начало 2000-х пришлась популярность ромкома. В 2013 году «Горько!» вдохнуло новую жизнь в «народную» комедию. Теперь ожидается прилив волны русского хоррора, вестниками которой стали «Убрать из друзей» и «Пиковая дама». Приведем  лишь несколько проектов, которые зальют экраны кровью в будущем году: вторая «Пиковая дама», полнометражная «Битва экстрасенсов», «Маршрут построен», «Алтайский тупик», «Вурдалаки», «Диггеры», «Ховрино», «Озеро» и Dislike. Более того, глава «Вольги» Сергей Ершов и сооснователь «ФМП Групп» Владислав Северцев объявили о создании кинокомпании «10/09», которая будет специализироваться исключительно на производстве «ужасов». 

Волна хорроров
Причины бума разнообразны: от производственных (хорроры обходятся относительно недорого, не требуют участия звезд, открыты для молодых и креативных) до социальных (стрессовое состояние общества пробуждает интерес зрителя к историям, в которых всё ещё хуже, чем в жизни — именно так было в США в период Великой депрессии). Подробно перспективы отечественного хоррора обсуждались в рамках Moscow Business Square
 


Конец социальной темы в кино


Конец социальной темы в кино
Тема, ставшая предметом холивара между критиками и кинематографистами. Первые заметили подозрительное совпадение — в момент нарастания социальных проблем, всякий намек на них стал выветриваться с экрана. Кинематографисты на такие претензии закономерно обиделись. Но действительно, после волны социального кино рубежа 2000-10-х число картин, говорящих о злободневном, устремилось к нулю. Кроме «Левиафана», отчасти «Училки», да разбитной «Страны 03», пожалуй, ничего за год и не было. Авторы, от которых можно было ожидать острого высказывания (не говоря уже о протесте), похоже, выросли из этих штанишек, уйдя в жанр, романтику, патриотизм, метафизику, вечные вопросы или те же хорроры. Молодежь же предпочитает не играть с огнем. Вся надежда — на документалистов.  
 


Волна патриотизма


Волна патриотизма
Пытаясь ответить на патриотический заказ, кинематографисты обращаются к славным страницам отечественной истории. Основными темами становятся война, космос, исторические мифы и жизнь замечательных людей. В год 70-летия Победы на экраны вышло пять военных картин (в том числе «Батальонъ», который о Первой мировой, но тоже в русле тренда). В ближайшие годы количество фильмов о войне, судя по всему, будет оставаться на том же уровне. Помимо них патриотическим воспитанием займутся два триллера о покорении космических далей — «Время первых» и «Салют-7», два спортивных байопика о Льве Яшине, два боевика о полулегендарном Евпатии Коловрате, два о князе Владимире и один ответ вселенной Marvel «Защитники»

Волна патриотизма
Остается, правда, без ответа вопрос, насколько нужно зрителю большое патриотическое кино. Для примера – из юбилейных военных картин окупилась лишь «Битва за Севастополь». Приключенческий долгострой «Территория», обошедшийся авторам в $18 млн, собрал в прокате только $1,5 млн. ФСБ-триллер Владимира Бортко «Душа шпиона» заработал $20 тысяч при бюджете в $10 млн. А космическая драма Юрия Кары «Главный», бюджет которой не разглашается, принесла и вовсе $2,2 тысчи. Между тем, всё это проекты, получившие солидную государственную поддержку, в том числе и на безвозвратной основе. 
 


Миграция из кино в сериалы


Миграция из кино в сериалы
Переход на телевидение режиссеров, чье имя привычно ассоциируется с авторским кино, наметился ещё пару лет назад, однако именно в этом году он начал давать плоды. До экранов дошла «Родина» Павла Лунгина («Россия-1»), «Метод» Юрия Быкова (Первый канал), «Измены» Вадима Перельмана и «Озабоченные» Бориса Хлебникова (оба — ТНТ). Причем ТНТ в будущем году расширит линейку авторских сериалов: ожидаются рэп-мюзикл Валерии Германики «Бонус», трагикомедия Алексея Чупова и Натальи Меркуловой «Не телки», ситком Игоря Волошина «Ольга», алкодрама Григория Константинопольского «Пьяная фирма», комедия об инвалидах «Света с того света» Максима Пежемского и второй сезон «Закона каменных джунглей», который делают Александр Расторгуев и Павел Костомаров. Кроме того, Карен Шахназаров готовит телеверсию «Анны Карениной»; Наталья Мещанинова сняла больничную драму «Красные браслеты»; «Марс Медиа» привлекла Николая Хомерики к детективу «Тайна города ЭН»; Арсений Гончуков пошел ещё дальше, начав эксперимент в формате интернет-сериала «Район тьмы». Наконец, о возможности поработать на ниве сериалов высказывался Андрей Звягинцев. Волнующий вопрос: повысит ли тенденция качество сериальной продукции и не снизит ли уровень режиссеров?
 


От арт-хауса к блокбастерам


От арт-хауса к блокбастерам
И ещё один вектор движения режиссеров авторского кино — блокбастеры. Вероятно, устав от рамок независимых малобюджетных картин, мастера арт-хауса всё чаще берутся за масштабные жанровые проекты. Среди наиболее ярких примеров — фильм-катастрофа «Ледокол» Николая Хомерики, исторический экшн «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, космоопера «Время первых» Юрия Быкова, «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» Игоря Волошина. Надеемся на лучшее, вспоминая о том, что аналогичная практика в Голливуде частенько дает интересные результаты. Впрочем, как и разочарования.
 


Мимо мировых фестивалей и премий


Мимо мировых фестивалей и премий
В плане мировых кинонаград год начался позитивно — «Левиафан» Андрея Звягинцева удостоился «Золотого глобуса» (первый со времен «Войны и мира» для российского кино) и номинации на «Оскар». Увы, с главными мировыми кинофестивалями у нас не задалось. В основных конкурсах мы были лишь в Берлине («Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего), Шанхае («Солнечный удар» Никиты Михалкова), Локарно («Брат Дэян» Бакура Бакурадзе) и условно в Венеции – условно, поскольку «Франкофония» Александра Сокурова создавалась без участия российской стороны. Как итог – кроме наград за операторскую работу на Берлинале для «Под электрическими облаками» и в Шанхае «Солнечному удару» похвастаться нечем. 

Мимо мировых фестивалей и премий
Впрочем, не всё так грустно. В неосновных программах наших картин было немало, в том же Берлине, в Роттердаме или в Торонто. Кстати, на последнем «Хардкор» Ильи Найшуллера, первый в мире фильм, полностью снятый субъективной камерой, удостоился главной награды секции Midnight Madness.
 


Сближение с Китаем


Сближение с Китаем
Поворот страны на Восток потихоньку начинает отражаться и в кино. Совместных российско-китайских проектов пока не так много, но они есть. Лидируют всё те же Russian Film Group и «Марс Медиа». Первые недавно сняли на Дальнем Востоке триллер «Подо льдом» и доделывают сиквел «Вия», который называется характерно — «Путешествие в Китай». Вторые готовят 16-серийную военную драму «Ясное небо» о борьбе СССР и Китая с милитаристской Японией. Как ожидается, в следующем году копродукций с КНР станет больше.
 


Борьба с Голливудом


Борьба с Голливудом
На фоне сближения с Китаем не утихают попытки дать отпор Голливуду. В прошлом году в качестве основного метода борьбы рассматривалась идея введения квот, которая так до сих пор и не реализовалась. В этом году инициативы стали разнообразнее. К предложениям квотирования добавилась идея введения НДС на зарубежные фильмы (пока вроде бы отказались), практика переноса дат голливудских релизов, особенно если иностранные фильмы «похожи на наши» и выходят в праздники, а также буквальный запрет проката. Помогло ли всё это отечественному кино? Нет, о чем и говорят приведенные выше цифры.
 


Что готовит Год кино


Что готовит Год кино
2016 год вызывает одновременно опасения и интерес. С одной стороны, очевидно, что общий кризис будет усугубляться. С другой — в рамках Года кино уже начали приниматься меры, которые, хочется верить, действительно способны помочь нашему кинематографу. Во-первых, финансирование отрасли увеличится с 6,12 млрд до 7,6 млрд рублей. Во-вторых, приоритетным направлением станут дебютные проекты. В-третьих, будут выделены дополнительные средства на развитие киносети в провинции. Кроме того, обсуждается идея введения механизма возврата части средств в случае съемки национальных фильмов в отдельных регионах, а также иностранных фильмов в России. Мера, распространенная за рубежом, позволит как сэкономить нашим кинопроизводителям, так и повысить привлекательность и популярность России в мире. 

На этой жизнеутверждающей ноте с наступающим Годом кино!

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4332
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3287
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2697
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее