Тенденция

День короткометражного кино: проблемы и решения

Слабое финансирование, отсутствие продюсера, нехватка площадок для показа — эти и другие важные моменты обсуждались в рамках круглого стола «Короткометражное кино: ресурсы и перспективы»

  • 22 декабря 2015
  • 2453
Евгений Белов

День короткометражного кино
Круглый стол «Короткометражное кино: ресурсы и перспективы»

Мероприятие, приуроченное к международному дню короткометражного кино, состоялось в Доме кино. Участники говорили об актуальных тенденциях и анонсировали события, которые будут интересны каждому режиссеру, особенно начинающему. Мы собрали самые важные, на наш взгляд, реплики.
 


Проблема №1: уровень образования и нехватка опыта

 
Известный режиссер и педагог Владимир Хотиненко считает, что без образования невозможно овладеть профессией режиссера
 
Владимир ХотиненкоВладимир Хотиненко (в центре)

Владимир Хотиненко: «Очень важно отделять абстрактное желание снимать кино от того, что автору есть, о чем сказать. Задаться простым вопросом: «Для чего ты это делаешь?» Ведь большинство профессий имеют предметный характер. Много раздается голосов, нелепых, они подбадривают молодежную кинообщественность — что образование не нужно, что оно вырастает само. Это глупость, конечно. Перспективу вижу только в одном — в получении профессионального образования. 50% молодых, которые проходят через мои руки, начинают подавать сценарии про бабушек, дедушек, про то, о чем они имеют смутное представление, и до этого еще нужно дожить. Вообще нужно заниматься своим материалом, который вы прекрасно знаете. Нам нужно больше дебютов. То количество дебютов, которое каждый год запускается — микроскопическое, оно не способно перейти из количества в качество. Мы никак не можем понять, что у нас происходит между кинопроизводителями и зрителями. У нас есть полоса отчуждения к отечественному кино, и я продолжаю утверждать, что преодолеть эту полосу можно за счет молодых».



Решение — работа под руководством мастера

 
Исполнительный директор продюсерского центра Андрея Кончаловского Юлия Ильина анонсировала проект, в котором молодым режиссерам предлагается снять свою короткометражку в рамках альманаха под руководством самого Кончаловского.
 
Юлия ИльинаЮлия Ильина

Юлия Ильина: «Буквально до конца этого года мы объявим на сайте konchalovsky.ru все условия конкурса. Андрей Сергеевич хотел бы взять под своё крыло молодых авторов и создать с ними этот альманах. С первого января и до 1 марта будет проходить стандартная процедура — сбор сценариев, экспликаций и т.д. После отбора участников мы поможем ребятам подготовиться к защите проектов, разработать бюджет, найти оптимальные решения для реализации этого проекта. Мы планируем отобрать 20-30 работ, профинансировать и снять их в 2016 году. Одну из работ Андрей Сергеевич намерен сделать сам.

Сайт konchalovsky.ru

Мы приглашаем к сотрудничеству всех ребят, которые мечтают, но боятся снять свое первое кино. Этим альманахом мы хотим показать, что главное не деньги, а талант, идеи и желание авторов реализовать себя. При этом будем вместе с ними искать возможности и ходы для поиска финансирования и воплощения идеи».
 


Проблема №2: нехватка финансирования

 
Актер и режиссер Кирилл Плетнев считает, что главной проблемой для любого режиссера короткометражного кино является нехватка денег. Продюсеры не готовы вкладываться в эту сферу.
 
Кирилл ПлетневКирилл Плетнев

Кирилл Плетнев: «Я очень удивился, когда мой фильм победил на «Кинотавре». Ко мне подошло много продюсеров, попросили почитать сценарий. Я всем отправил текст, но не получил ни одного ответа с июня. Один продюсер мне как-то сказал: «Кир, вот два года назад я бы запустил тебя, не задумываясь. А сейчас мне нужен Светлаков и новогодние комедии». Что тут говорить, я не знаю. Наверно, нужно пожелать всем терпения, не опускать руки и продолжать».
 


Решение — питчинг и краудфандинг

 
Одним из способов найти финансирование являются питчинги. И уже 15 января заканчивается срок приема заявок на VI питчинг дебютантов, который состоится в конце февраля (tvkinoradio.ru рассказывал о победителях V питчинга). Заместитель председателя молодежного центра Союза кинематографистов России Олег Богатов порекомендовал активизироваться всем сценаристам и режиссерам и скорее отправлять свои сценарии.
 
Олег БогатовОлег Богатов (справа)

Олег Богатов: «Мы призываем всех авторов участвовать в нашем питчинге, это ваш путь, ваш мостик в большое кино, и этот мостик работает. С учетом того, что кризисные явления отмечаются везде, это то, что даст возможность зарабатывать своей профессией. Чтобы не было такого, что вы закончили ВГИК, ВКСР или любые другие сценарные или режиссерские курсы и не знаете как войти в профессию. Мы снова будем проводить тренинги, будем подготавливать людей к выступлению, чтобы наши конкурсанты потрясали продюсеров, и те забирали бы их сразу к себе на студию жить и работать круглосуточно».

Другой способ найти финансирование — набирающий популярность краудфандинг. Руководитель отдела по работе с проектами краудфандингового портала planeta.ru Василина Горовая поделилась примерами успешных работ и привела обнадеживающую статистику.
 
Василина ГороваяВасилина Горовая (справа)

Василина Горовая: «На первом месте по сборам в кинопроектах — телеспектакль Виктора Шендеровича и Владимира Мирзоева «Петрушка» (2014 год). В этом году их обогнал анимационный проект Гарри Бардина «Слушая Бетховена».

Гарри Бардин

Всего за три с половиной года существования нашей платформы мы собрали 332 млн рублей. Причем половина этих денег пришла за этот, еще не завершенный год. Динамика очень активная, и кинопроекты составляют львиную долю. За 2014 год это была первая по сборам категория, сейчас она также сохраняет лидерство. В 2015 году более 150 фильмов успешно нашли деньги, это в основном короткий метр и документальное кино».
 


Проблема № 3: поиск продюсера

 
Актриса и режиссер Анна Яновская считает, что главная проблема большинства режиссеров — это отсутствие взаимопонимания с продюсерами.
 
Анна ЯновскаяАнна Яновская (слева)

Анна Яновская: «Проблема в том, что продюсеры, которым отдаешь свой сценарий, не понимают его, не чувствуют шутки и настроение. Почему, когда актеры читают сценарий — они всё это понимают? Возникает ощущение, что продюсированием фильмов занимаются люди, которые сами не знают чего хотят. Андрей Першин (Жора Крыжовников) до того, как снять свои прекрасные фильмы, имеющие зрительский успех, всё равно какое-то время околачивал пороги продюсерских контор и ему приходилось доказывать свою состоятельность. Мне кажется, что должны появляться продюсеры, которые хорошо разбираются в кинопроцессе».

Модераторы круглого стола, председатель московской организации Союза кинематографистов России Евгений Герасимов и исполнительный директор молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин считают, что проблема не только в отсутствии нормальной коммуникации.
 
Евгений Герасимов и Дмитрий ЯкунинЕвгений Герасимов (в центре) и Дмитрий Якунин (справа)

Евгений Герасимов: «Конечно, продюсировать и видеть перспективу в молодом режиссере — это большое умение. Но это ещё и финансы, тот кто ближе к финансам — тот сегодня и продюсер. И не всегда у продюсеров имеется высокий кинематографический уровень. Очень много случайных людей в этой профессии. Но есть и те, кто добивается побед и славы».
 
Дмитрий Якунин: «Мы проводим регулярные круглые столы и исследования на тему финансирования и продвижения дебютного и короткометражного кино. Позиция мэйджоров в том, что короткий метр им не нужен. Хоть он стоит не таких больших денег, но «зачем финансировать то, что не окупится», говорят они. С другой стороны, есть несколько продюсеров, работающие на нише авторского кино: Артем Васильев, Александр Плотников, Катя Филиппова. Они вкладывают свои ресурсы в ребят, помогая им создавать короткометражки, а в дальнейшем запуская с ними и полный метр».
 


Решение — портал iwantfilm.ru

 
Режиссеры Антон Бильжо и Евгений Похис на круглом столе впервые презентовали площадку iwantfilm.ru, созданную для того, чтобы помочь режиссерам найти продюсера, собрать съемочную группу и подготовить проект к питчингу.
 
Евгений Похис Антон Бильжо (слева) и Евгений Похис (справа)
 
Евгений Похис: «Основная идея — создать online-площадку, где бы соединились продюсеры и авторы. Кроме того, хотелось бы дать некоторое время проекту, чтобы он мог созреть. Например, автор, выкладывая свой проект, имеет практически неограниченное время, чтобы проконсультироваться и подготовиться к защите.


 
В основу мы положили анкету, которая состоит из четырех частей: идея, визуальная часть, финансы и команда. Заполняя эту анкету, автор  готовится к встрече с продюсером. В процессе можно консультироваться у наших экспертов».
 
Евгений Похис и Антон БильжоЕвгений Похис и Антон Бильжо
 
Антон Бильжо: «Мы хотим также собрать на сайте информацию по всем питчингам, фондам, грантам и конкурсам, чтобы было ясно, куда можно податься».
 


Проблема № 4 — нехватка площадок для показа

 
Когда команда сформирована, продюсер нашел финансирование, и фильм готов к выходу, возникает новая проблема — где показывать короткометражный фильм.
 


Решение — создавать нестандартные форматы

 
Директор Международного фестиваля уличного кино Александр Щеряков рассказал о том, как короткометражки завоевывают города и призвал к активному участию в очень амбициозном проекте.
 
Александр ЩеряковАлександр Щеряков

Александр Щеряков: «Мы два года назад создали во Владивостоке уличный кинотеатр, который внезапно стал популярным. Постепенно подобные площадки  появились в разных уголках Дальнего Востока, и в какой-то момент мы пошли с востока на запад. И в 2014 году создали собственный кинофестиваль, взяв за основу народный формат, проехали от Владивостока до Лиссабона — это почти 50 городов, и 150 тысяч зрителей. Мы показывали кино под открытым небом, параллельно устраивали ярмарки, мастер-классы, огненные шоу. Все городские сообщества стекались к нам, проводили мероприятия, и вечером всё заканчивалось просмотром кино. Публике предлагали выбирать лучший фильм. Очень интересно проходило голосование — зрители поднимали вверх фонарики, телефоны, зажигалки — все, что светится, и мы замеряли уровень света. И сложился такой народный смотр короткого метра.
 
Уличный кинотеатрГолосование зрителей на фестивале уличного кино

В 2015 году мы отобрали 10 лучших короткометражных фильмов из более 1000 поданных на фестиваль. Победителю подарили статуэтку, отлитую из кусочков металла, собранных в городах, по которым проезжали. Сейчас уже можно говорить не о фестивале, а о движении уличного кино. Поскольку в городах, где мы были, сформировалось своё комьюнити. В следующем году будут проходить мероприятия на разных континентах почти в 300 городах мира. Основным нашим событием станет Всероссийский фестиваль уличного кино в 100 городах. Проедем на этот раз с запада на восток, через семь часовых поясов с начала июня до конца июля. Закончится путешествие во Владивостоке на Золотом мосту, который полностью очистим от автомобильного движения, заполним толпой и натянем между пилонами экран». 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    путинхуйло сталинхуесос Лондон
    питчинги для лентяев ака сетевые маркетологи просто надо убить КВН тварей которые воруют деньги госбюджета у нормальных режиссеров и снимают кино для имбицилов
    Развернуть

    Смотрите также

    Популярное
    Рубрики

    7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

    В последнее время многие режиссеры экспериментируют с необычными форматами изображения. Приводим примеры самых интересных опытов и разбираемся, что дают новые форматы

    • 8 июля
    • 9544
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3362
    Практика

    Как Люк Бессон снял блокбастер за 180 млн. долларов, который не может провалиться

    Люк Бессон пошел в обход традиционной голливудской системы и профинансировал свой новый фантастический блокбастер по модели независимого кино. Вот как у него это получилось

    • 10 июля
    • 3119
    Техника

    Исследуя границы: 4K, HDR, HFR и человеческое зрение

    Современные технологии делают ставку на большие разрешения, высокий динамический диапазон и частоту кадров. Но как на все это влияют ограничения нашего визуальное восприятия?

    • 9 июля
    • 2978
    Практика

    Как монтировались главные сериалы года

    Монтажеры телевизионных проектов, претендующих в этом году на «Эмми», рассказали, как им удалось смешать историю, мифологию и флешбэки, создав при этом цельное произведение

    • 7 июля
    • 2401
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1668