Практика

Как это снято: «Барри Линдон»

К 40-летию недооцененного шедевра Стэнли Кубрика разбираемся, как и зачем одержимый режиссер делал по сто дублей, использовал самую светосильную оптику в мире, цитировал живопись рококо и снимал в подлинных дворцах XVIII века

  • 21 декабря 2015
  • 11401
Павел Орлов

Создание: 300 дней съемок, 100 дублей и 40 дней монтажа одной сцены


На съемках фильма «Барри Линдон»
На съемках фильма «Барри Линдон»

После двух успешных футуристических опытов («Космическая одиссея» и «Заводной апельсин») Стэнли Кубрик хотел обратиться к исторической тематике. Среди возможных проектов была масштабная картина о Наполеоне, однако после провала «Ватерлоо» Сергея Бондарчука от неё было решено отказаться. Другим потенциальным проектом была экранизация «Ярмарки тщеславия» Уильяма Теккерея, но в итоге Кубрик счел, что объемное произведение вряд ли удастся уместить в формат даже трехчасового фильма. Тогда режиссер обратился к более раннему произведению Теккерея — плутовскому роману «Карьера Барри Линдона» об ирландском авантюристе XVIII века, чья попытка пробиться в круги английской аристократии обернулась трагедией. В проекте были явные отголоски как «Наполеона», так и «Ярмарки тщеславия»: от первого — мотив взлета и падения, от второй — исследование жизни высшего света. 

На съемках фильма «Барри Линдон»
На съемках фильма «Барри Линдон»

В 1972 году Кубрик убедил Warner Bros. запустить картину. Затем начался поиск локаций, занявший полтора года. Черновой вариант сценария Кубрик написал к началу 1973 года, потратив на него три месяца. Впрочем, текст дорабатывался и в процессе съемок. Рискованную постановку Warner Bros. одобрили при одном условии — главную роль должен исполнить актер из десятки самых востребованных на тот момент голливудских звезд. Из топа, включавшего Клинта Иствуда, Стива МакКуина, Пола Ньюмана и Марлона Брандо, подходили только Роберт Рэдфорд и Райан О’Нил, поскольку были самыми молодыми, и оба имели ирландские корни. Рэдфорд от работы с Кубриком напрочь отказался, и в картину попал О’Нил, для которого «Барри Линдон» стал самым крупным достижением в карьере. 

На съемках фильма «Барри Линдон»На съемках фильма «Барри Линдон»

География съемок оказалась весьма внушительной: в поисках подходящих локаций группа забралась в Ирландию, Великобританию, ФРГ и даже в ГДР. Работа началась в мае 1973 года и закончилась лишь в июле 1974 года, продлившись в общей сложности около трехсот дней. Столь длительный период был связан с двумя перерывами, вызванными перерасходом бюджета, а также с перфекционизмом Кубрика — для съемки одного кадра двадцать-пятьдесят дублей считались нормой, но порой требовалось и больше. Например, сцена встречи Барри и леди Линдон переснималась около ста раз.

На съемках фильма «Барри Линдон»
Монтаж фильма «Барри Линдон»

Ещё более длительным оказался постпродакшн, во время которого часть материала была выброшена, а часть потребовала крайне кропотливой работы. Широко известно, что, например, на монтаж одной только сцены дуэли Барри с пасынком ушло сорок два дня. Продолжительность финальной версии картины составила 184 минуты, благодаря чему «Барри Линдон» стал вторым по длительности фильмом Кубрика, уступив лишь 197-минутному «Спартаку».

На съемках фильма «Барри Линдон»
На съемках фильма «Барри Линдон»

Усилия авторов «Барри Линдона» себя оправдали, но не сразу. В прокате фильм прошел не столь успешно, как предыдущие хиты Кубрика. Сразу после выхода картина разделила стан поклонников режиссера на множество противоборствующих лагерей, в том числе и таких, которые ленту категорически не принимали — начиналась эра блокбастеров, на фоне которой «Барри Линдон» многим показался скучным и затянутым. Не оправдал ожиданий Кубрика и «Оскар», где в ключевых номинациях («Лучший фильм», режиссура) его обошел Форман с «Пролетая над гнездом кукушки»

Впрочем, вскоре лента была признана эталоном «костюмного» кино: под её влиянием Ридли Скотт снимал дебютных «Дуэлянтов», Стивен Фрирз — «Опасные связи», а София Коппола — «Марию-Антуанетту». Сегодня же фильм и вовсе принято называть одной из вершин творчества Кубрика, а в любви к картине признаются Мартин Скорсезе, Ларс фон Триер и даже Жора Крыжовников
 


Драматургия: ненадежный рассказчик и кольцевая композиция


Кадры из фильма «Барри Линдон»
Титры из фильма «Барри Линдон»

«Барри Линдон» имеет несколько необычную драматургическую структуру. Кубрик выделяет два акта (или главы), которым дает подзаголовки. Между актами вставляет антракт, а завершает действие текстовым эпилогом. С одной стороны, так режиссер отдает дань кинематографу «большого стиля», вроде «Унесенных ветром» или «Доктора Живаго». С другой — обращается к театральной традиции, как бы подчеркивая определенный уровень своей картины. Кстати, именно из «Барри Линдона» взял деление на акты Ларс фон Триер, что стало своеобразной чертой его стиля.

На съемках фильма «Барри Линдон»
На съемках фильма «Барри Линдон»

С первоисточником, книгой Теккерея, Кубрик обходится весьма вольно. И дело не столько в том, что режиссер опускает добрую половину действия произведения и добавляет собственные эпизоды (вроде любовного воркования двух офицеров). Изначальному жанру плутовского романа более или менее соответствует лишь первый акт фильма, когда происходят основные приключения Барри. Второй по контрасту посвящен семейной жизни героя, а ритм действия, и без того неторопливый, становится ещё более медленным. Так, режиссер смещает акцент с авантюрного жанра, поднимая фарсовую историю до масштаба греческой трагедии с центральной темой неумолимости судьбы. 

На съемках фильма «Барри Линдон»
На съемках фильма «Барри Линдон»

Другое изменение Кубрика — введение рассказчика, чей голос звучит за кадром. При этом не поясняется, кем является рассказчик (автором? героем действия? самим Барри?), а его комментарии отличаются субъективностью, эмоциональными оценками, а порой даже противоречат событиям на экране. По задумке Кубрика, из синтеза экранного действия и мнения ненадежного рассказчика в восприятии зрителя и должна родиться некая истина. Интересно, что при наличии пространных закадровых замечаний, диалоги самих персонажей сведены к минимуму. Например, у леди Линдон, хотя она и является одним из ключевых персонажей, за всю картину – лишь тринадцать реплик. Слова для Кубрика — излишество, и тот, у кого их больше, находится дальше от понимания мира. 

Кадры из фильма «Барри Линдон»
Кадры из фильма «Барри Линдон»

Наконец, ещё одна особенность драматургии фильма — зеркальная повторяемость событий. Прежде всего, это реализуется в рамочной структуре — картина начинается дуэлью отца Барри и заканчивается тоже дуэлью, только теперь самого Барри с пасынком. По ходу повествования в монотонном ритме повторяются сцены игр в карты (первая любовь Барри/встреча с леди Линдон), боев (драка Барри с однополчанином/драка с пасынком), наказаний (проход сквозь строй/избиение пасынка прутьями), смерти (гибель капитана Грогана/гибель сына Барри) и так далее. Герои словно бы движутся по замкнутому кругу, обреченные воспроизводить действия отцов и свои собственные.
 


Локации: поиски XVIII века у ирландских террористов и немецких коммунистов


Замок Данробин в фильме «Барри Линдон»
Замок Данробин в фильме «Барри Линдон»

Одержимый идеей воссоздать на экране XVIII столетие с документальной точностью, Кубрик отказался от павильонов и решил проводить съемки исключительно в подлинных локациях. Причем постройки, как и мебель, и различные аксессуары, не должны были датироваться позже времени действия фильма — почти вся архитектура в кадре создана в границах XII-XVIII веков. 

Интерьеры поместья Пауэрскорт в фильме «Барри Линдон»
Интерьеры поместья Пауэрскорт в фильме «Барри Линдон»

В поисках подходящих мест Кубрик обратился за помощью к Кену Расселу, британскому режиссеру, снявшему к тому моменту ряд исторических стилизаций («Влюбленные женщины», «Любители музыки»). По его совету было выбрано несколько локаций в Ирландии и Великобритании. Съемки начались в Ирландии, где группа работала в живописных местах близ гор Уиклоу, в средневековом монастыре Келлс, в замке Хантингтон, в Дублинском замке и в поместье Пауэрскорт. Примечательно, что последнее сильно пострадало от пожара всего через несколько недель после того, как уехала группа, так что в фильме запечатлены барочные интерьеры в первозданном и уже не существующем виде. 

Парк Стоурхед в фильме «Барри Линдон»
Парк Стоурхед в фильме «Барри Линдон»

Посреди съемок Кубрик начал получать угрозы от Ирландской республиканской армии, недовольной тем, как в фильме могли изобразить ирландцев, поэтому группе пришлось переместиться в Великобританию и континентальную Европу. В Англии съемки проходили в таких местах, как барочный дворец Бленхейм, поместье Коршам-Корт, сады Комптон Эйкрс и парк Стоурхед. Поместье Линдонов должно было создавать эффект старомодности даже относительно времени действия фильма. По этому принципу художник-постановщик Кен Адам «собрал» усадьбу из экстерьеров поместий Касл-Ховард и Уилтон-Хаус, а также интерьеров Петуорта и Лонглита, постройка которых относилась самое позднее к началу XVIII века. В Шотландии команда запечатлела напоминающий сказочные мотивы замок Данробин. 

Людвигсбургская резиденция в фильме «Барри Линдон»
Людвигсбургская резиденция в фильме «Барри Линдон»

Из-за нелюбви Кубрика к путешествиям в Германии работала вторая группа, следовавшая указаниям режиссера по телефону и снимавшая в основном общие планы или сцены без участия основных актеров. Из ФРГ были привезены кадры Людвигсбургской резиденции и неоготического замка Гогенцоллерн, а из ГДР — позднебарочных дворцов Фридриха Великого: Сан-Суси и Нового дворца в Потсдаме. Они использовались в основном в эпизодах прусских приключений Барри. Всего же за время съемок группа сменила около четырех десятков локаций. 
 


Визуальное решение: линзы для NASA, сфумато и живопись рококо


На съемках фильма «Барри Линдон»
На съемках фильма «Барри Линдон»

Ключевое средство, к которому обратился Кубрик, чтобы погрузить зрителя в атмосферу XVIII века — визуальное решение. Воссоздавая на экране эпоху до изобретения электричества, режиссер вместе с оператором Джоном Олкоттом (его заслуги были оценены «Оскаром»), насколько это было возможно, отказались от использования осветительных приборов в пользу естественного света. В этой идее не было бы ничего нового, если бы авторы снимали таким образом только натурные сцены. Однако они перенесли подход и на вечерние сцены в интерьерах, где источником света служили лишь свечи. 

Кадры из фильма «Барри Линдон» и Carl Zeiss Planar 50mm f0.7
Кадры из фильма «Барри Линдон» и Carl Zeiss Planar 50mm f0.7

Для выполнения столь новаторской задачи Кубрик заказал три объектива Carl Zeiss Planar с диафрагмой f/0.7. Подобные объективы, самые светосильные в мире, были разработаны в 1966 году специально для NASA в рамках программы Apollo и предназначались для съемок Луны. Всего в мире насчитывается лишь десять экземпляров таких объективов. Но задача осложнялась тем, что такая оптика имела фокусное расстояние 50мм, тогда как Кубрику был необходим более широкий угол обзора. Для этого фирма Kollmorgen разработала конвертер, уменьшивший фокусное расстояние с 50мм до 36,5мм. Кроме того, пришлось модифицировать старые камеры Mitchell BNC (на них Кубрик снимал «Доктора Стрейнджлава»), чтобы к ним можно было приспособить объективы. В итоге использование уникальной оптики хоть и стало возможным, но создало определенные ограничения. Например, движения актеров в кадре были минимизированы, а камера должна была оставаться статичной. 

Кадр из фильма «Барри Линдон»
Кадр из фильма «Барри Линдон»

Световая техника использовалась в дневных сценах в интерьерах, но необычным способом. Приборы располагались за окнами, которые обклеивались калькой для получения мягкого рассеянного света, создающего эффект сфумато. Для таких сцен, а также при съемках на натуре использовались популярные в то время камеры Arriflex 35 BL и Arriflex 35-IIC.
 
Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Концерт в Сан-Суси» Адольфа фон Менцеля (1852)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Концерт в Сан-Суси» Адольфа фон Менцеля (1852)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Карьера распутника. Он пирует» Уильяма Хогарта (1735)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Карьера распутника. Он пирует» Уильяма Хогарта (1735)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Парк Крайстчерч» Томаса Гейнсборо (1740-е)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Парк Крайстчерч» Томаса Гейнсборо (1740-е)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и пейзаж Томаса Гейнсборо (1746)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и пейзаж Томаса Гейнсборо (1746)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Мальверн-холл» Джона Констебля (1809)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Мальверн-холл» Джона Констебля (1809)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Аттака прусской пехоты. 4 июня 1745 года» Карла Рехлинга (1913)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Аттака прусской пехоты. 4 июня 1745 года» Карла Рехлинга (1913)

XVIII век Кубрик воссоздавал, не только добиваясь максимальной достоверности визуального ряда, но и обращаясь к живописи эпохи рококо и неоклассицизма (не зря Спилберг сравнил «Барри Линдона» с прогулкой по музею Прадо). В «Барри Линдоне» присутствует как общее влияние, так и прямое цитирование картин Антуана Ватто, Жана-Оноре Фрагонара, Уильяма Хогарта, Томаса Гейнсборо, Даниэля Ходовецкого, Джорджа Стаббса и Иоганна Цоффани. Кубрик обращался и ко временам романтизма: работам Джона Констебля, Адольфа фон Менцеля, а также прерафаэлитов. На основе картин этих и других художников выстраивается цветовое решение кадра и тяготеющие к симметрии мизансцены. Актеры или двигаются очень размеренно, или лишены движения вовсе, подобно фигурам на полотне. Словно рифмы, на экране постоянно появляются общие планы с природой, напоминающие о пейзажной живописи, или с людьми в духе групповых портретов. 



От живописи идет и специфика поведения камеры. В фильме преобладает статика, сочетаемая с плавными отъездами с помощью трансфокатора, когда герои словно бы растворяются в окружающем их величественном пространстве, превращаясь в стаффаж. Для этих кадров Кубрик также использовал специально изготовленную оптику — Cine-Pro T/9 24-480мм, созданную Angénieux. 

На съемках фильма «Барри Линдон»
На съемках фильма «Барри Линдон»

Академическая монументальность трижды за фильм прерывается беспокойным духом cinéma verité и подвижной ручной камерой. Дважды это связано с насилием — поединок Барри с однополчанином и рукопашная схватка с пасынком. И однажды — с попыткой самоубийства леди Линдон. Ближе к концу фильма Кубрик неожиданно использует прием в духе французской «новой волны» — стоп-кадр в сцене, когда одноногий Барри садится в экипаж, подчеркивает трагизм положения героя. 



Костюмы: точные копии и проблема белого

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Семейство Гобин» Луи-Леопольда Буальи (1787)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Семейство Гобин» Луи-Леопольда Буальи (1787)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Смерть Чаттертона» Генри Уоллиса (1856)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Смерть Чаттертона» Генри Уоллиса (1856)

Учитывая дотошность Кубрика в воспроизведении деталей, не удивителен миф, согласно которому все костюмы в фильме являются подлинными, пошитыми в XVIII веке. В действительности художник Милена Канонеро использовала лишь несколько реальных исторических нарядов, выкупленных на аукционе. Несколько костюмов было взято в аренду, но большинство пошито специально, на что ушло около восемнадцати месяцев.
 
Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Портрет леди Скипвич» Джошуа Рейнольдса (1787)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Портрет леди Скипвич» Джошуа Рейнольдса (1787)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Портрет Октавия Великобританского» Томаса Гейнсборо (1782)

Кадр из фильма «Барри Линдон» и «Портрет Октавия Великобританского» Томаса Гейнсборо (1782)

Ориентирами для художников служили настоящие наряды, найденные у коллекционеров и полностью скопированные, а также изображения XVIII века, вроде работ вышеназванных живописцев. В духе эпохи одежда изобиловала кружевами, отражающими материалами, бархатом и декоративными элементам. 

Кадр из фильма «Барри Линдон»
Кадр из фильма «Барри Линдон»

Сцены при свечах усложнили жизнь и художникам по костюмам. Дело в том, что в подобных условиях белый цвет смотрелся слишком ярко, поэтому его в костюмах приходилось избегать, а если он был необходим, искали подходящие оттенки. Зато в итоге, благодаря «Барри Линдону», Канонеро не только заработала первый «Оскар», но и стала главным специалистом Голливуда по костюму рококо — она же работала над историческими картинами «История с ожерельем» и «Мария-Антуанетта». 
 


Музыка: фолк, марши, Гендель и метод Серджио Леоне




Как и всегда у Кубрика, не меньшее значение, чем визуальный ряд в «Барри Линдоне» играет музыкальное сопровождение (за него фильм тоже получил «Оскар»). Будучи большим знатоком и ценителем классики, режиссер не стал прибегать к услугам композитора и сам выбрал подходящие произведения, которые были аранжированы и записаны под руководством Леонарда Розенмана. Переслушав всю доступную музыку XVII-XVIII веков, Кубрик выбрал несколько известных мелодий того времени, вроде фолка «Женщины Ирландии» и Гогенфридбергского марша, приписываемого самому Фридриху Великому. Также в картине звучат Бах, Моцарт, Вивальди, Паизиелло и чуть более поздний Шуберт. Своего рода лейтмотивом служит «Сарабанда» Генделя, возникающая в разных аранжировках в наиболее драматичные моменты и символизирующая неумолимость рока. Интересен подход Кубрика к работе с музыкой на площадке (подсмотренный у Серджио Леоне). Режиссер ставил записи во время съемок, в том числе во время дублей, чтобы создать у группы и актеров необходимое настроение. Метод себя оправдал, учитывая, что «Барри Линдон» считается одним из образцов гармоничного взаимодействия визуального и музыкального рядов.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 3158
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2888
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 2932
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1683
    Практика

    Как Пол Маклис монтировал «Малыша на драйве» прямо на площадке

    Монтажная тележка, работа на обочине дороги и поездки на съемочном трейлере: что ждать монтажеру, который вынужден присутствовать на съемках каждый день

    • 13 июля
    • 1345
    Обзоры

    Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Р.Р. Мартина

    Томительное ожидание между новыми эпизодами «Игры престолов» предлагаем скрасить фильмами из списка Джорджа Мартина. Писатель и сценарист специально подготовил топ самого важного, по его мнению, фэнтези в истории кино

    • 22 июля
    • 1018