«Звездные войны» как сборник цитат из живописи, кино и архитектуры
01. Фильм, мимо которого невозможно пройти ни одному режиссеру, снимающему космическую фантастику — «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Планетарные мизансцены и корабли — одни из примеров заимствования в «Звездных войнах».
02. Еще один пример открытого цитирования Кубрика.
03. Сюрреалистический образ длинноногих животных, созданный буйным гением Сальвадора Дали, вполне вероятно вдохновил создание имперских шагоходов.
04. Разграбленный и разрушенный домашний очаг, становящийся импульсом к возмездию — частый мотив вестернов, перекочевавший и в «Звездные войны».
05. В первых «Звездных войнах» встречается один из самых известных примеров голограммы в кино, однако впервые такую технологию вывели на экран задолго до фильма Лукаса, в «Запретной планете» 1958 года, влияния которой режиссер естественно не избежал.
06. Еще одна частая сцена в вестернах — торжественное появление злодея, его материализация из пыли или тумана, подчеркивающая полумистическую сущность.
07. Знаменитая сцена во дворце Джаббы из «Возвращения Джедая» является своеобразным миксом из античной мифологии, переосмысленной живописью неоклассицизма и американских комиксов.
08. C-3PO очевидно является близким родственником женщины-робота из ланговского «Метрополиса».
09. Более неожиданно происхождение R2D2. Согласно распространенной легенде форма его корпуса была вдохновлена Дворцом изящных искусств в Сан-Франциско.
R2D2 и Дворец изящных искусств в Сан-Франциско (1915)
10. Не менее удивительна «родословная» магистра Йоды. У его образа насчитывается не менее десятка источников, но один заслуживает особого внимания, даже если это всего лишь совпадение — изображение монаха в средневековом манускрипте, излагающем библейскую историю Самсона.
11. Бои, даже если они разворачиваются в космосе, всё равно остаются боями. Так, очевидно, размышлял Джордж Лукас, и потому сражения в финале «Новой надежды» почти полностью скопировал с авиационного боевика середины 50-х «Разрушители плотин».
Сравнение батальных сцен в фильмах «Звездные войны. Эпизод 3: Новая надежда» (1977) и «Разрушители плотин» (1955)
12. Еще одна дань уважения любимым фильмам детства. Сцена гонок на подах в «Скрытой угрозе» во многом идентична сцене гонок на колесницах из культового пеплума Уильяма Уайлера «Бен-Гур».
Сравнение сцен гонок в фильмах «Звездные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза» (1999) и «Бен-Гур» (1959)
13. Бог Джорджа Лукаса — Акира Куросава. Потому неудивительно, что хореография сражений на световых мечах и боев японских самураев часто похожа.
14. Почерпнул Лукас и натурализм, свойственный Куросаве.
15. Впрочем, в плане натурализма, помог и Дэвид Линч, заодно придав нотку сюра.
16. Похожее на ад пространство в сцене финального сражения Энакина Скайуокера и Оби-Ван Кеноби в «Мести ситхов» было вдохновлено соответствующими источниками. Например, живописным образом столицы ада Пандемонием.
17. В «Звездных войнах» присутствуют отголоски самых разных эпосов, в том числе карело-финской «Калевалы». Поражение Энакина Скайуокера в «Мести ситхов» и сюжетно и визуально перекликается с гибелью героя «Калевалы» Лемминкяйнена.
18. В финале «Новой надежды» присутствует одна из самых неоднозначных цитат «Звездных войн» — из «Триумфа воли» Лени Рифеншталь. Одни видят в этом намек на тоталитарную природу Республики, другие — просто удачную, подчеркивающую торжественность мизансцену.
19. Одинокий герой, уходящий в направлении закатного солнца — обязательный кадр любого настоящего вестерна. Впрочем, не только. Большой любитель подобных красивых кадров — ровесник Лукаса и главный режиссер-поэт в Голливуде Терренс Малик. Вероятно именно его «Пустошами» навеян знаменитый кадр из первых «Звездных войн».
20. К поэтике Малика обращался и Джей Джей Абрамс, работая над новыми «Звездными войнами». По его словам, если на экране необходимо создать атмосферу «величественного покоя», прерывающего торжество хаоса, Малик служит лучшим образцом.