Практика

Словарь: Операторское искусство (Часть 1)

В этом выпуске: некоторые виды планов, кадр, кадрик и каше, есть ли разница между голландским и немецким углами, а также зачем нужен обтюратор

  • 14 апреля 2014
  • 20634
Павел Орлов

Начало. Окончание см. здесь: Словарь: Операторское искусство (Часть 2)
 

Анаморфирование

[Anamorphinae]

— изменение пропорций изображения с помощью специального объектива или анаморфотной насадки; позволяет во время съемки сжимать изображение по ширине при сохранении параметров по высоте, а во время проекции – вытягивать изображение при восстановлении естественных параметров
 
Широкое применение анаморфотная оптика получила в 50-х годах с ростом популярности широкоэкранного кино.
 
 

Бленда

[Lens hood]
- часть оправы объектива или дополнительное приспособление, к примеру, в виде цилиндра, предназначенное для коррекции избыточного освещения, устранения бликов, а также предотвращения механических повреждений
 
 

Видоискатель/Визир

[Viewfinder]

— элемент съемочного аппарата, помогающий определить границы снимаемого пространства и параметры съемки
 
 

Внутрикадровый монтаж


— различные приемы, которыми пользуется во время съемки оператор, в т.ч. переход фокуса, поворот камеры, наклон камеры, наезд, отъезд и другие типы движения камеры
 
Что почитать: Алексей Соколов "Монтаж: Телевидение, кино, видео", глава "Внутрикадровый монтаж"
 
 

Голландский угол/Немецкий угол

[Dutch angle/German angle/Canted angle/Oblique angle/Dutch tilt]

— прием, при котором объектив камеры расположен в стороне от объекта, а линия горизонта «завалена» набок

голландский угол
Кадр из фильма Третий человек (1949)
 
Широкое применение прием получил в кинематографе немецкого экспрессионизма, а затем в жанре нуар - для выражения безумия, беспокойства, необычности и дезориентации.
 
 
- Почему голландский угол называют «углом Бэтмэна»?

- Посмотри сериал или фильм «Бэтмен» 60-х годов! Там сплошь и рядом используют голландский угол!

 
 
 
 

Глубина кадра

[Frame depth]

— принцип организации кадра, следующий правилам линейной перспективы и позволяющий воспринимать изображение на плоской поверхности объемным; зависит от разделения внутрикадрового пространства на планы и их соотношения, значения диафрагмы, фокусного расстояния и других параметров
 
 

Глубина резкости/Глубина резко изображенного пространства

[Depth of field]

— расстояние в пространстве изображения, которое обладает удовлетворительной резкостью
 
 

Глубинная мизансцена/«Глубинка»

[Deep focus shot]

— сложное построение кадра, при котором одинаково важны передний план и задний; служит для усиления динамики пространства и повествовательной выразительности
 
 
- Какие примеры использования «глубинки» можно назвать хрестоматийными?

- Ну, например, в «Гражданине Кейне» - там, где главный герой играет в снежки на заднем плане, пока на переднем взрослые решают его судьбу. А еще тот же Грегг Толанд снял отличную «глубинку» в «Лисичках» Уильяма Уайлера. На переднем плане невозмутимая героиня Бэтт Дэвис, на заднем - ее умирающий муж.

 
 
 
 

Дальний план

[Far distance shot/Extreme long shot]

— кинематографический план, при котором виден человек во весь рост и окружающая его среда, причем ключевое значение играет именно среда
 
 

Двойная экспозиция (Многократная экспозиция)

[Double exposure (multiple exposure)]

— два изображения (или больше), наложенные одно на другое
 
Создатель приема – Жорж Мельес, открывший его, сняв кадр на пленку, где уже был записан другой кадр.

 
 
Николаю очень нравились начальные титры к «Настоящему детективу». Погуглив, он выяснил, что заставка сделана с помощью динамических фотографий с двойной экспозицией. Теперь можно было попробовать сделать такую самому.
 
 
 
 

Движение камеры

[Camera movement]

— любое перемещение съемочной камеры; основные виды: наезд, отъезд, тревеллинг, панорамирование и др.
 
 

Деталь

[Detail/Extreme close-up]

— крупное изображение мелкого предмета или части лица
 
 

Длинный кадр

[Long take/Extended take]

— кадр, не прерываемый монтажными переходами дольше обычного

Самый длинный кадр в художественном кино – «Русский ковчег» Александра Сокурова, 1,5-часовой фильм, целиком снятый без остановки камеры и без монтажных склеек (оператор – Тильман Бюттнер)

 
 
- Видел крутую сцену из четвертого эпизода «Настоящего детектива»?

- Да, этот динамичный длинный кадр длится больше 6 минут!

 
 
 
 

Задний план

[Background]

— степень удаленности от объектива, при которой объекты и пространство, находящиеся на расстоянии от камеры и служат фоном для объектов на первом и втором плане
 
 

Зональные линзы

[Split-focus diopter lens]

— оптическая насадка, позволяющая создавать в одном кадре две точки фокуса – на переднем плане и заднем; используется для акцентирования внимания зрителя на расположенных на разных планах объектах различной крупности

зональные линзы
Кадр из фильма Бешеные псы (1991)
 
 

Кадр

[Shot]
см.также Кадрик
  1. фрагмент отснятого материала от пуска съемочного аппарата до его остановки
  2. фрагмент отснятого материала между двумя монтажными склейками 

Что почитать: Николай Изволов «Что такое кадр?»
 
 

Кадрик

[Frame]

— единичный фотоснимок на кинопленке, наименьшая статическая единица фильма
 
Смена 24 кадриков в секунду – нормальная частота киносъемки и проекции, вызывающая иллюзию непрерывности движения на экране.
 
 

Кадровая частота/Частота кадросмен

[Frame rate/Frame frequency/Frames per second/FPS]

— частота смены кадриков при съемке или проекции
 
Минимальная кадровая частота, необходимая для возникновения ощущения плавности движения – 12 кадров в секунду. Кадровая частота в немом кинематографе – 16 кадров в секунду. С приходом звука утвердился стандарт 24 кадра в секунду. При производстве телефильмов часто применяется кадровая частота 25 кадров в секунду.
 
 

Каше

[Сache/Mask/Iris]

— заслонка в виде какой-либо геометрической фигуры (часто круга), устанавливаемая перед объективом и закрывающая часть снимаемого пространства; используется для создания различных эффектов, к примеру, усиления драматического напряжения, для затемнения и т.д.

каше
Кадр из фильма Рождение нации (1915)
 

Композиция кадра

[Picture composition]

— построение элементов экранного изображения, позволяющее воплотить задумку авторов, в том числе, определение ракурса, плана, вида движения камеры, положения предметов и фигур, а также их соотношение между собой и т.д.
 
 

Крупный план/Американский план

[Close-up shot]

— кинематографический план, при котором кадр заполняет лицо актера; также выделяют сверхкрупный план (extreme close-up) – часть лица

крупный план
Кадры из фильма Иди и смотри (1985) 
 
 
Фильм «Иди и смотри» режиссер Элем Климов рассматривал как «сквозной крупный план», поскольку каждый второй эпизод сопровождался крупным планом главного героя, фиксировавшим происходящие внутри него изменения под воздействием реалий войны.
 
 

 
Что почитать: Григорий Чахирьян «Кинопортрет и крупный план»
 
 

Линейная перспектива

[Linear perspective]

— изображение объектов съемки, при котором чем ближе к объективу находится объект, тем крупнее он кажется, и наоборот; позволяет передавать глубину кадра на экране
 
 

Лягушачья перспектива/Съемка с низкой точки

[Low-angle shot/Ground angle shot/Worm’s eye view]

— точка съемки, при которой съемка ведется снизу вверх, а объектив расположен максимально низко по отношению к объекту съемки; используется для придания монументальности, величественности объекту
 
 
Классический случай «лягушачьей перспективы» - фрагмент из все того же «гражданина Кейна»
 
 
 
 

Мизансцена

[Mise en scène/Placing on stage]

— положение и движение фигур и предметов по отношению к плоскости экрана с учетом особенностей пространства и времени, содержания кадра и его соотношения с другими кадрами; в кино составной частью мизансцены является мизанкадр
 
Что почитать: Михаил Ромм «Построение киномизансцены», Анатолий Головня «Композиция кадра и мизансцена»
 
 

Мизанкадр


— положение предметов и фигур в кадре с учетом особенностей их движений и движений камеры, декораций, реквизита, освещения, глубины кадра и «взаимного соразмещения кадров между собой»
 
Термин введен Сергеем Эйзенштейном
 
 

Наезд камеры

[Dolly in]

— движение камеры вперед по отношению к объекту съемки; обеспечивает различное изменение масштаба предметов, находящихся в кадре (ср. Трансфокатор/«Зум» во второй части словаря)
 
 

Нормальный объектив

[Normal lens]

— объектив, позволяющий добиться изображения, максимально соответствующего восприятию человеческого глаза и наиболее точно передать естественную перспективу; фокусное расстояние нормального объектива примерно соответствует диагонали кадра, а угол поля зрения составляет от 40° до 51° включительно
 
 

Обратная перспектива

[Reverse perspective]

— изображение объектов съемки с нарушением традиционной линейной перспективы, искажением масштабов и пропорций, т.е. предметы увеличиваются по мере их удаления от объектива; не передает глубину кадра на экране
 
 

Обратная съемка

[Reverse action]

— съемка при обратном ходе пленки, что при проекции дает эффект обратного движения
 
Знаменитый кадр из «Криминального чтива», когда герой Джона Траволты делает Уме Турман инъекцию адреналина в сердце снят в обратной съемке

 
 

Обтюратор

[Rotary disc shutter]

— устройство в киноаппарате, необходимое для периодического перекрывания светового потока
 
 

Общий план

[Long shot/Wide shot]

— кинематографический план, при котором человек в кадре виден во весь рост
 
 

Объектив

[Camera lens/Photographic lens/Photographic objective]

— оптическое устройство, проецирующее снимаемое изображение на пленку или матрицу
 


Комментарии

Комментариев: 2

По больше бы сопутствующих картинок  к пояснению. 


Внутрикадровый монтаж -  непрерывное движение камеры при съемке, что позволяет  изменять  крупность объектов  при помощи  перехода фокуса, поворота камеры, наклона камеры, наезда, отъезд и других типов движения камеры. "Веревка" реж.  А. Хичкок, 1949

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 5502
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4065
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 3966
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3666
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 3513
Обзоры

12 новых книг про кино

Бодров, Брессон, Мещанинова, Эйзенштейн и другие неожиданные авторы в нашей подборке свежих книг 2017 года для тех, кто занимается кино

  • 29 ноября
  • 3308
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее