Практика

«Одними визуальными эффектами не обойтись – атмосферу создают детали»

Из чего делать гигантский череп дракона, где покупать сказочный реквизит и как не утопить съемочный павильон в озере. О производстве масштабного фэнтези «Он – дракон» рассказывает его художник-постановщик Григорий Пушкин


Подготовка к съёмкам «Он – дракон» шла больше двух лет. Сначала визуальным оформлением фильма занимался художник Сергей Февралёв («Орда», «Белый тигр», «Белый ягель»), но реализовать его идеи пришлось другому художнику – Григорию Пушкину («9 рота», «Кухня в Париже», «Поддубный»), который вместе с командой построил на площадке в Москве все ключевые элементы фэнтезийного пространства.



 

Выход на замену


Художник-постановщик Григорий Пушкин
Художник-постановщик Григорий Пушкин
 
Я пришёл на проект, когда он был не то, что тёпленький, а в самом разгаре. К тому моменту художник Сергей Февралёв уже год рисовал эскизы, разрабатывал художественную среду, создавал город, в котором в начале фильма живёт главная героиня. Параллельно несколько художников работали на студии визуальных эффектов CGF, разрабатывая эскизы компьютерной графики для «Он – дракон». Я столкнулся с тем, что мне нужно было поменять стилистический и производственный векторы, найти новые моменты в новом сценарии, но основные решения, которые придумали Тимур Бекмамбетов, художники с CGF и другие мои предшественники, в фильме остались.



Устройство черепа


Мы все примерно понимаем, что такое сказка и фэнтези, но Тимур и его команда придумали абсолютно уникальные визуальные решения. И одно из них – это замок дракона. По сценарию, главный герой живёт в гигантском черепе своего древнего предка. Одна такая деталь сразу выделяет эту историю из сотен ей подобных.

Кадр из фильима «Он – дракон»
Кадр из фильима «Он – дракон»

Мне сразу было понятно, что нужно ноу-хау. У такого материала, как кость, своя структура, он по-своему пропускает свет, так что главной проблемой для нас была фактура. Мы решили провести тесты разных современных материалов и потратили на них довольно много времени и финансов. Оказалось, что материалы, которые хорошо вели себя в тестах, в более крупных масштабах не производят нужного нам впечатления. Как все гениальные решения, наше оказалось простым: мы вернулись к тому, с чего начинали – пенопласту, но обработали его особым секретным способом, который позволил получить искомый эффект.

Съемки в болгарской пещерем
Съемки в болгарской пещере

Высота замка-черепа в фильме превышает сто метров, а мы возвели на площадке лишь небольшой фрагмент высотой «всего» семь метров и площадью около 130 квадратных метров – это собственно пещера, где живет дракон Арман, вернее, его человеческое воплощение в лице актёра Матвея Лыкова.


Помимо пенопласта при создании декорации использовались также дерево и фанера. В стенах пещеры может быть до пяти слоев. Это такая сложная конструкция, что она не поддается адекватным чертежам и описаниям.

На съемках фильма «Он – дракон»
На съемках фильма «Он – дракон»
 
Отдельно мы создали ещё один элемент черепа – пятиметровый «зуб дракона», с которого падали вниз Матвей Лыков и Мария Поезжаева.

Кадр из фильма «Он – дракон»
Кадр из фильма «Он – дракон»
 
Эту сцену можно увидеть в трейлере.
 


Сказка в интерьере


Их было много разных, есть, например, интерьеры в фэнтезийном средневековом городе – деревянные палаты. У нас ранее средневековье в фильме, примерно век VII-IX, но пространство целиком выдуманное. Оно опирается на древнерусскую стилистику с кельтскими, германскими, скандинавскими, восточными и другими элементами.

Декорация пещеры для фильма «Он – дракон»
Декорация пещеры для фильма «Он – дракон»
 
Деревянные компоненты пространства, которых, естественно, много, мы сначала хотели тоже делать из пенопласта, но потом нашлись умельцы, способные вырезать абсолютно любой орнамент бензопилой! Так что витые столбы и все прочие элементы деревянного декора в фильме – настоящие.

На съемоченой площадке фильма «Он – дракон»
На съемоченой площадке фильма «Он – дракон»
 
Также на площадке был построен и деревянный драккар – корабль викингов – в реальную величину.
 


Озеро в павильоне

 
Нами было сделано ритуальное озеро, на котором снималась сцена свадьбы – её можно увидеть в трейлере. Озеро, созданное на площадке, составляло примерно четверть от размера, заявленного в фильме, но всё равно создавать бассейны такого масштаба на съёмочной площадке мне ещё не приходилось. Его водоизмещение составило 300 тонн!

На съемках фильма «Он – дракон»
На съемках фильма «Он – дракон»
 
Главная сложность лично для меня была психологического плана. Если бы бассейн протек, под угрозой оказалась бы не только судьба проекта, но и жизни его создателей, поэтому к вопросам гидроизоляции мы подошли с максимальной тщательностью.

На съемках фильма «Он – дракон»
На съемках фильма «Он – дракон»

Для начала был выбран абсолютно ровный и цельный участок пола без внешних элементов – торчащих шляпок «саморезов» и прочего. Рама бассейна была сварена из железа, её стенки сделаны из дерева, все швы покрыты несколькими слоями гидроизоляционных материалов, внутрь был постелен полиэтилен. Вся эта работа заняла у нас больше двух недель. Бассейн стал еще и локацией для трюкового эпизода: сюда с волной брызг спускали лодку с героиней Марии Поезжаевой, имитируя её похищение драконом.



 

Нужные люди


Индар Джендубаев не только режиссёр по специальности, он освоил многие профессии в кино – помимо прочего, он сам ещё и замечательный художник, и разговаривает очень понятным мне языком: тут же рисует раскадровки и любые элементы, которые хочет видеть в декорациях. Мы понимали друг друга без слов.

Режиссер фильма «Он – дракон» Индар Джендубаев (в центре)
Режиссер фильма «Он – дракон» Индар Джендубаев (в центре)
 
С художниками по компьютерной графике мы были на связи каждый день, всё-таки я воплощал в основном их задумки. Совместная работа не прекрастилась и с окончанием съёмок, нам нужно было сообща решать, как совместить виртуальные и реальные красоты фильма, чтобы наши декорации не казались скромными заплатками на их роскошных планах.

У меня самого был один помощник и люди, которые нанимались под конкретные задачи. Во время павильонных съёмок в Москве, например, было задействовано около 25 бутафоров.



Подбор реквизита


Ещё на раннем этапе работы над фильмом было понятно, что реквизита понадобится много, и что покупать или самостоятельно делать предметы в Москве экономически нецелесообразно.

На съемках фильма «Он – дракон»
На съемках фильма «Он – дракон»
 
Мы отправились в Индию, в северный штат Раджастан, и там две недели собирали в разных городах нужные нам предметы. Мы, например, приобрели очень хорошие двери, которым лет по двести-триста, сундуки и утварь, а также ковры и ткани для костюмов и декора. Одними визуальными эффектами не обойтись – атмосферу фильма создают разные детали.
 
 

Григорий Пушкин 
 
Художник-постановщик. Закончил художественный факультет ВГИКа. Участвовал в создании картин «Свои», «Сибирь. Монамур», «9 рота», «Кухня в Париже», «Поддубный». Сделал около 300 рекламных роликов (в том числе, для Tuborg, Pepsi, Ford, LG, IKEA, American Express) и музыкальных клипов (для Аллы Пугачевой, Жанны Фриске, группы «Сплин» и пр.). Работал в Турции, Индии, Хорватии, Англии, Италии, на Кипре, Мальте и в Одессе.
 
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 7878
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 3271
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 2873
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2671
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее