Правила профессии

Правила телевизионного сценариста Светланы Малафеевой

Для драматурга наибольший творческий и карьерный простор дают сегодня сериалы. Чтобы успешно адаптироваться на этом рынке, начинающий автор должен понимать зрителя, смирить себя и освоить форматы

  • 7 декабря 2015
  • 2253
Маргарита Васильева

1. Нужно помнить про границы формата 

Глобальная разница между работой киносценариста и телесценариста состоит в том, что от первого требуют оригинальности, а второй обязан попасть в формат. И это самая сложная задача для кинодраматурга. Я пришла в сериалы из, пожалуй, самого свободного вида кино – документального. Мне было очень сложно подстраиваться под телевизионный формат. Все время хотелось предложить оригинальные идеи. Казалось, что я могу сделать лучше, чем мне предлагают редакторы сериалов. Но потом я усвоила, что главное правило телевидения – работа на целевую аудиторию, и смогла адаптироваться к новым условиям.

 

2. Заявка на кинофильм и на сериал – абсолютно разные вещи

Здесь важно учитывать длительность истории. Если речь о вертикальном сериале, то изначально надо закладывать потенциал для нескольких историй, которые начинаются и заканчиваются в каждой серии. Если о горизонтальном, должно быть много героев. Все эти варианты развития следует прописать уже в заявке.

 

3. Главное — хорошая разработка персонажей

Как говорит шоу-раннер «Закона и порядка» Рене Балсер, «зритель возвращается к вашему сериалу каждую неделю не потому, что его интересуют придуманные вами ситуации, а потому что его интересует ваш персонаж». Сильный главный герой – вот настоящий магнит для публики.

 

4. Герой должен быть похож на зрителя

В сериалах фабула более шаблонна и понятна зрителю, чем в кино. Здесь на первом месте – эмоциональная привлекательность. На иглу сериала можно подсадить, показав героя похожего на зрителя, но так, чтобы жизнь у него складывалась иначе.

 

5. Помнить про достоверность 

Здесь речь идет главным образом о сериалах, ориентированных на домохозяек. Такая аудитория хочет видеть красивых героев на фоне прекрасной природы или в роскошных интерьерах. При этом история должна быть достаточно правдоподобной, чтобы персонажи – реальные люди, но живущие как принцы и принцессы, – не вызывали отторжения. У сценариста непростая задача – ему нужно быть сказочником, придумывающим реальные мотивировки.

 

6. Почувствуйте себя театральным драматургом

Сериалы возникли из длинных радиопостановок, то есть в их основе изначально лежало слово. Вот почему в сериалах на первый план выходит не изображение, а диалоги. В особенности это касается мыльных опер, зрительницы которых часть эпизода «прослушивают», отвлекаясь от своих дел и глядя на экран только в самые напряженные моменты. Сценаристу, который приходит из кино на ТВ, надо понять, что мизансцена зачастую уже задана, а актеры только переходят из комнаты в комнату. В этом сериал близок к театральной драматургии, поэтому сценарист может проявить себя в первую очередь в разработке характеров персонажей и диалогов.

 

7. Рекламная пауза – повод для интриги

Еще одна особенность сериалов, о которой надо помнить всем, кто приходит на этот рынок, наличие рекламных пауз. Киношнику такое не приснится в страшном сне, но сериальному драматургу необходимо сразу задать в сценарии так называемую точку выхода, чтобы во время рекламного блока зритель не переключился на другую передачу. Для этих точек придумываются сцены, вызывающие у зрителя ожидание чего-то интересного. Например, вы оставляете персонажа висеть над пропастью, а зритель ждет затаив дыхание, чтобы через три минуты узнать, что герой благополучно спасся.

 

8. Не бойтесь стать частью механизма

Киносценаристы привыкли работать индивидуально или в паре, тогда как сериальная работа очень часто разбита по ролям. Особенно в форматных сериалах. Там главные авторы сначала придумывают идею шоу. Потом набираются люди, пишущие заявки на каждую серию. Дальше в процесс вовлекаются авторы, которые пишут «посерийники» и диалоги, а окончательно всё это сводит в единое целое редактор. Получается, такая «мыльная фабрика». Конечно, кинодраматургу непросто отказаться от себя как от единоличного создателя произведения и стать частью этого механизма, но иначе никак.


Источник: публикация основана на выступлении во время конференции «Творческая индивидуальность или драматургия формата?», состоявшейся на 35-м Международном фестивале ВГИКа.
 
 
Светлана Малафеева

Литературный редактор, сценарный продюсер. Окончила сценарный факультет ВГИКа. Работала в студии Московского городского объединения архивов сценаристом и режиссером документального кино. Сняла более 10 документальных картин. В 1999 году заняла третье место на фестивале «Золотой Витязь» в конкурсе сценаристов. Работала автором сценариев рекламных роликов на радио «Серебряный дождь». Была режиссером-постановщиком голосовых сервисов мобильной связи (МТС, БиЛайн, МегаФон). Автор пяти игровых сценариев и двух пьес. Работала на киностудиях «Андреевский флаг» и «Проект Мы». Директор Центра сценарного мастерства. Разработала и преподает курс «Драматургия рекламы» и «Технология производства рекламного видеоролика» в МосГУ. Преподает теорию драматургии во ВГИКе и других ВУЗах.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Сам себе каскадер: 10 актеров, самостоятельно выполняющих трюки

Том Круз продолжает удивлять исполнением трюков в новом фильме «Миссия: невыполнима», а мы вспоминаем десяток отчаянных актеров, предпочитающих обходиться без каскадеров: от Бастера Китона до Джеки Чана

  • 11 августа
  • 3727
Практика

10 актерских советов Роберта Де Ниро

Публикуем порцию творческих советов, нажитых на собственном опыте великим Робертом Де Ниро, которому сегодня исполняется 75 лет: о подготовке, ограничениях, умении слушать и не беспокоиться о славе.  Рекомендации, кстати, применимы не только в актерской практике

  • 17 августа
  • 3349
Слова

«Попросите драматического актера сделать то, что делает Джим Керри. Ничего не получится»

Сценарист, режиссер и продюсер Пол Лазарус (сериалы «Друзья», «Она написала убийство», «Дурнушка» и другие) в рамках тренинга в МШК поделился с нами секретами кухни американских сериалов, мыслями, почему комедия — самый трудный киножанр, и способами работы с актерами

  • 10 августа
  • 2626
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 2252
Практика

Как это снято: «Последнее искушение Христа»

На фоне волны дел об оскорблении чувств верующих очень кстати пришелся юбилей «Последнего искушения Христа», самого скандального фильма на библейский сюжет. Чем примечательна картина, помимо возмущенной реакции на нее: гуманизация образа Христа, Израиль в Марокко, съемки в «аварийном режиме» и эмбиент

  • 13 августа
  • 1765
Практика

Художник по костюмам. Работа над эскизами

Необходимо ли художнику по костюмам рисовать эскизы, и если да, то какие? Требуют ли этого продюсеры и режиссеры? 

  • 12 августа
  • 1724
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее