Правила профессии

Правила телевизионного редактора Ирины Кемарской

Что продиктовано ТВ-форматом, как в него попасть и увлечь зрителя. Что необходимо знать сценаристу, чтобы стать успешным автором телепрограммы или сериала

  • 1 декабря 2015
  • 3911
Маргарита Васильева

1. Работать в области восприятия, а не литературы
 
Формат дает нам возможность работать на конвейере, который неизбежен в условиях индустриального общества. Чтобы попасть в формат, мы берем различные модули и из них складываем определенную структуру, в которой каждый элемент работает по-особенному. В зависимости от смены элементов структура может меняться. Нам необходимо смоделировать определенные зрительские реакции. Для нас не так принципиально донести какой-то объем информации или сказать что-то невероятно важное для зрителя. Мы хотим дать ему возможность пережить цепь определенных эмоций, ради которых он включает телевизор. Эмоции могут быть разные: связанные с интеллектуальным напряжением, выбросом адреналина или полным расслаблением. Но если мы ставим задачу моделирования зрительских эмоций, то сценарий программы обретает абсолютно четкую направленность. Мы работаем в поле восприятия, а не в области литературы, и должны пройти от начала до конца, проведя зрителя через цепь состояний, которые будут дополнять друг друга, а не противоречить.
 
 

2. Редуцировать содержание, использовать принцип коллажности

Определение сценария как динамической системы и сюжета как двигателя этой динамической системы для телевидения не работает. Здесь сюжет не является двигателем действия в кадре. Наоборот, содержание можно смело редуцировать, а динамика сохранится, ведь речь идет о коллаже, постмодернистском зрелище, которое предполагает мозаичное восприятие и намеренные разрывы причинно-следственных связей.

Соединение отдельных частей зрелища по принципу коллажности предполагает внесюжетность, разрывы связей и незакрытые швы. Этого не стоит бояться – зритель привык к многоканальности, и сам всё соединит. Главное, чтобы коллаж был динамичным внутри и заставлял продвигаться сквозь зрелище.
 
 

3. Узнавание – ключевой момент для формата

Чем больше новое совпадает со старым, тем быстрее оно становится понятным. Фактор узнавания необычайно важен. Во-первых, он снимает с восприятия напряженность и настороженность. Мы должны рассказывать неизвестное об известном. Зритель узнает аттракцион, типаж героя, уже известные решения. Именно поэтому звезд так любят. Для зрителей они уже как родственники, знакомые, свои.

Во-вторых, фактор узнавания продлевает жизнь однажды сработавшего формата. Когда-то была такая программа «От всей души» (ОВД). Ее авторы стихийно разработали то, что сейчас называется форматом. Из этой передачи выросло шоу «Жди меня», а в программе «Старая квартира» мы с соавторами делали похожий блок, где добивались «эффекта ОВД».
 
 

3. Узнавание – ключевой момент для формата
 
Находясь перед экраном, человек должен воспринимать происходящее с доверием и эмпатией. Сочувствие подготавливает зрителя к тому, чтобы принять эмоции героев как свои собственные. Поэтому в ток-шоу так важны реакции, а не сами высказывания. 

 


5. Подчинять зрителя авторской воле

Чем больше мы выходим в интернет, тем важнее становится этот пункт. Как авторы мы ведем зрителя по нашему показу. Он не должен знать все наперед, иначе ему станет скучно. Поэтому зритель готов подчиняться авторской воле. В интернете же схема другая. Гипертекст уничтожает субординацию. Реципиент не подчиняется авторской воле, потому что первая же гиперссылка может увести его в сторону от нашего аттракциона.

 


6. Использовать «крючки» и «движки»
 
Они нужны, чтобы действие программы развивалось, а не стояло на месте. Крючки – это то, что ловит внимание зрителя, движки – то, что поведет его по действию. Во-первых, это активные аттракционы с открытым финалом. Однако перебарщивать с ними нельзя. Та же программа «Жди меня» тяжело смотрится, потому что в ней идут три аттракциона подряд. Три встречи людей, а эмоция одна и та же. Вначале градус эмпатии очень высоко поднимается, но к третьей сцене зритель устает.

Во-вторых, несомненным крючком является апелляция к чувству завершенности. Человеку свойственно досмотреть до конца, поэтому все открытые финалы и их многочисленные вариации так хорошо работают. И, конечно, очень важно уметь нащупать момент, когда энергия зрелища исчерпывается, и пора переходить к следующему. Это краеугольный принцип монтажа. Важно понимать, когда зрителю может стать скучно.

Материал подготовлен по мотивам выступления на конференции «Творческая индивидуальность или драматургия формата?», состоявшейся на 35 Международном фестивале ВГИКа.

 
 
Ирина Кемарская

Профессор факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ, автор книги «Телевизионный редактор». В качестве редактора участвовала в создании программ «Под знаком «Пи», «Очевидное – невероятное», «Старая квартира», «Последний герой-1», «Галилео».
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 типичных ошибок студенческих фильмов и как их избежать

С чего начинаются все ошибки начинающих режиссеров, зачем их анализировать и что делать, чтобы их не допускать

  • 10 апреля
  • 5209
Практика

Основные этапы и главные ошибки цветокоррекции

Что такое LUT, как оценивать тени и свет, контролировать яркость и не допускать распространенных ошибок: об этом — в новой статье колориста и моушн-дизайнера Олега Шарабанова в рамках спецпрокта «Берем Canon на тест»

  • 12 апреля
  • 4112
Обзоры

Не узнаю вас в гриме: 8 актеров, известных ролями в пластическом гриме

Творческая судьба некоторых актеров складывается так, что, несмотря на обилие известных ролей, массовый зритель не знает их в лицо. Вспоминаем артистов, чьим призванием стала игра в пластическом гриме

  • 15 апреля
  • 3565
Слова

«Проект разваливался, все боялись и загнали себя в тупик»: Тони Гилрой о том, как он спас «Изгоя-один»

Lucasfilm так открыто и не призналась, насколько большую роль Тони Гилрой сыграл в судьбе первого полнометражного спин-оффа «Звездных войн». Больше года спустя сценарист вспоминает, каково это было — вытаскивать студийный проект из болота

  • 8 апреля
  • 3102
Практика

«В любом сюжете должны быть три составляющие: любовь, смерть, власть»: мастер-класс Пола Брауна о сценарном мастерстве

Что такое hyper-power для сценаристов, почему мы должны читать свои сценарии прежде всего перед женщиной и чем плох идеальный хэппи-энд: вспоминаем, о чем на 15-ой выставке CPS-2018 говорил сценарист, режиссер и продюсер Пол Браун, преподаватель New York Film Academy

  • 9 апреля
  • 2381
Слова

«Много хороших кадров упустишь, если постоянно себя жалеть»

Режиссер-оператор Максим Арбугаев — о том, как студенту из ВГИКа попасть в международный проект и стать лауреатом «Сандэнса». Его фильм «Генезис 2.0», снятый со швейцарским режиссером Кристианом Фраем, покажут на Московском кинофестивале

  • 9 апреля
  • 2364
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее