Правила профессии

Правила телевизионного редактора Ирины Кемарской

Что продиктовано ТВ-форматом, как в него попасть и увлечь зрителя. Что необходимо знать сценаристу, чтобы стать успешным автором телепрограммы или сериала

  • 1 декабря 2015
  • 4139
Маргарита Васильева

1. Работать в области восприятия, а не литературы
 
Формат дает нам возможность работать на конвейере, который неизбежен в условиях индустриального общества. Чтобы попасть в формат, мы берем различные модули и из них складываем определенную структуру, в которой каждый элемент работает по-особенному. В зависимости от смены элементов структура может меняться. Нам необходимо смоделировать определенные зрительские реакции. Для нас не так принципиально донести какой-то объем информации или сказать что-то невероятно важное для зрителя. Мы хотим дать ему возможность пережить цепь определенных эмоций, ради которых он включает телевизор. Эмоции могут быть разные: связанные с интеллектуальным напряжением, выбросом адреналина или полным расслаблением. Но если мы ставим задачу моделирования зрительских эмоций, то сценарий программы обретает абсолютно четкую направленность. Мы работаем в поле восприятия, а не в области литературы, и должны пройти от начала до конца, проведя зрителя через цепь состояний, которые будут дополнять друг друга, а не противоречить.
 
 

2. Редуцировать содержание, использовать принцип коллажности

Определение сценария как динамической системы и сюжета как двигателя этой динамической системы для телевидения не работает. Здесь сюжет не является двигателем действия в кадре. Наоборот, содержание можно смело редуцировать, а динамика сохранится, ведь речь идет о коллаже, постмодернистском зрелище, которое предполагает мозаичное восприятие и намеренные разрывы причинно-следственных связей.

Соединение отдельных частей зрелища по принципу коллажности предполагает внесюжетность, разрывы связей и незакрытые швы. Этого не стоит бояться – зритель привык к многоканальности, и сам всё соединит. Главное, чтобы коллаж был динамичным внутри и заставлял продвигаться сквозь зрелище.
 
 

3. Узнавание – ключевой момент для формата

Чем больше новое совпадает со старым, тем быстрее оно становится понятным. Фактор узнавания необычайно важен. Во-первых, он снимает с восприятия напряженность и настороженность. Мы должны рассказывать неизвестное об известном. Зритель узнает аттракцион, типаж героя, уже известные решения. Именно поэтому звезд так любят. Для зрителей они уже как родственники, знакомые, свои.

Во-вторых, фактор узнавания продлевает жизнь однажды сработавшего формата. Когда-то была такая программа «От всей души» (ОВД). Ее авторы стихийно разработали то, что сейчас называется форматом. Из этой передачи выросло шоу «Жди меня», а в программе «Старая квартира» мы с соавторами делали похожий блок, где добивались «эффекта ОВД».
 
 

3. Узнавание – ключевой момент для формата
 
Находясь перед экраном, человек должен воспринимать происходящее с доверием и эмпатией. Сочувствие подготавливает зрителя к тому, чтобы принять эмоции героев как свои собственные. Поэтому в ток-шоу так важны реакции, а не сами высказывания. 

 


5. Подчинять зрителя авторской воле

Чем больше мы выходим в интернет, тем важнее становится этот пункт. Как авторы мы ведем зрителя по нашему показу. Он не должен знать все наперед, иначе ему станет скучно. Поэтому зритель готов подчиняться авторской воле. В интернете же схема другая. Гипертекст уничтожает субординацию. Реципиент не подчиняется авторской воле, потому что первая же гиперссылка может увести его в сторону от нашего аттракциона.

 


6. Использовать «крючки» и «движки»
 
Они нужны, чтобы действие программы развивалось, а не стояло на месте. Крючки – это то, что ловит внимание зрителя, движки – то, что поведет его по действию. Во-первых, это активные аттракционы с открытым финалом. Однако перебарщивать с ними нельзя. Та же программа «Жди меня» тяжело смотрится, потому что в ней идут три аттракциона подряд. Три встречи людей, а эмоция одна и та же. Вначале градус эмпатии очень высоко поднимается, но к третьей сцене зритель устает.

Во-вторых, несомненным крючком является апелляция к чувству завершенности. Человеку свойственно досмотреть до конца, поэтому все открытые финалы и их многочисленные вариации так хорошо работают. И, конечно, очень важно уметь нащупать момент, когда энергия зрелища исчерпывается, и пора переходить к следующему. Это краеугольный принцип монтажа. Важно понимать, когда зрителю может стать скучно.

Материал подготовлен по мотивам выступления на конференции «Творческая индивидуальность или драматургия формата?», состоявшейся на 35 Международном фестивале ВГИКа.

 
 
Ирина Кемарская

Профессор факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ, автор книги «Телевизионный редактор». В качестве редактора участвовала в создании программ «Под знаком «Пи», «Очевидное – невероятное», «Старая квартира», «Последний герой-1», «Галилео».
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 7555
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 7184
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 3745
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 3077
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2949
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2786
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее