Практика

14 золотых принципов работы оператора от Роджера Дикинса

На экранах — триллер «Убийца», снятый одним из крупнейших современных операторов, 12-кратным номинантом «Оскара». И мы предлагаем прислушаться к советам любимца братьев Коэн, Сэма Мендеса и Дени Вильнёва

  • 26 ноября 2015
  • 24943
Павел Орлов

Роджер Дикинс, оператор
Роджер Дикинс, оператор

 

01. В карьере не существует «единственно верного пути»

 
Я никогда не работал ассистентом. Я пошел в киношколу и сразу после неё стал снимать. Дело в том, что я просто не представлял себя на месте ассистента, поэтому сразу назвался оператором. Работу найти было непросто, но я чувствовал, что двигаюсь в нужном направлении. Месяцев через шесть мне удалось отыскать оплачиваемый проект, а после этого я преуспел довольно быстро.
 


02. Чувство страха — это нормально


Мне вообще всегда страшно. Среди моих первых работ была картина с Ричардом Бёртоном («1984», — прим. tvkinoradio.ru), перед талантом которого я трепетал. Однажды он собрал всю группу, поблагодарил нас за один из самых замечательных съемочных дней в его жизни, а потом сказал, что все время испытывал жуткий страх перед нашей молодостью.

Дени Вильёв и Роджер Дикинс на съемках фильма «Убийца»
Дени Вильёв и Роджер Дикинс на съемках фильма «Убийца»



03. Вы должны найти свой стиль


Когда я только начинал, никогда не смотрел за тем, как работают другие операторы. Единственным исключением стал Дуглас Слоком, за которым я наблюдал, когда он делал документальные съемки для «Пиратов Пензенса». Мне просто нравилось смотреть, как он работает, но это не оказало совершенно никакого влияния на меня. Наши стили абсолютно разные. Нельзя научиться профессии, копируя кого-то. Я надеюсь, что мои работы вдохновляют других, но меня приводит в ужас мысль о том, что мой стиль может служить для кого-либо примером того, «как правильно надо снимать». Мой способ работы — лишь один из бесконечного множества. 
 


04. Для лучшего результата иногда необходим компромисс


Иногда лучше уступить в вопросах композиции, света, снять на две камеры, чтобы помочь актеру. Иногда лучше взять более общий план, чтобы не помешать концентрации исполнителя. Когда актер появляется на площадке в необходимом состоянии, бывает поздно что-либо менять. Я могу заметить неправильную тень и прервать актера, но могу этого и не делать. Возможно, недочет удастся поправить в другом дубле, но если нет — считайте это моей ошибкой, а я постараюсь её больше не повторять. На экране кадр может выглядеть неряшливо, но при этом он будет работать благодаря замечательному исполнению. Не стоит это забывать. 
 


05. Любой фильм — это фильм режиссера


Меня удивляет, с какой легкостью многие называют то, что мы делаем, «искусством». Пусть кто-то так считает, но для меня это, прежде всего, работа. Творческая работа, которую я люблю, но, тем не менее, работа. И в ней очень важен аспект совместности, иерархической природы съемочной группы. Любой фильм — это фильм режиссера, и это никогда нельзя упускать из виду.
 

Кадр из фильма «Убийца»
Кадр из фильма «Убийца»
 


06. Одна из ваших задач — найти подход ко всем, с кем работаете


Все режиссеры разные, и каждый хочет от оператора что-то своё. Долг оператора — найти способ, как эффективней взаимодействовать с режиссером и всеми членами съемочной команды. Одна из самых важных вещей — уделяйте как можно больше времени работе с гаффером и с бригадиром техников. Это обеспечит точность выполнения задач. 
 


07. Планируйте задачи наперед вместе с командой


После выбора локаций я всегда составляю план каждой сцены в зависимости от её сложности. В плане содержится информация о расположении света, об осветительных приборах, оборудовании и так далее. Иногда я возвращаюсь на наиболее сложные локации, чтобы обсудить их с гаффером и бригадиром техников. С ними же проговариваются все детали плана, чтобы у всех было точное понимание, что будет задействовано в работе. Не менее важно, чтобы вся съемочная группа в деталях знала график. Все требования необходимо обсудить со вторым режиссером. Не могу сказать, что у меня есть какие-то секреты, как наладить такую работу. Я просто стараюсь сотрудничать с одной и той же командой. Очень удобно, когда ты знаешь людей вокруг себя, а они знают, как и что нужно делать.
 

Кадр из фильма «Убийца»
Кадр из фильма «Убийца»
 


08. Управление фокусом — трудная работа для ассистента и оператора


Функция первого ассистента оператора — одна из самых ответственных во всей съемочной группе. Я никогда не смог бы ею заниматься и потому испытываю подлинное восхищение перед людьми, которым она удается. Я работаю с одним и тем же ассистентом уже много лет, благодаря чему мы действуем очень слаженно. Мне кажется, этот навык во многом интуитивный, но требующий большого внимания. 
 


09. Выбор соотношения сторон — дело режиссера


Обычно я предлагаю, какой формат может быть лучше, но окончательное решение, как и по многим другим вопросам, всегда за режиссером. Соотношение сторон определяется инстинктивно, основываясь на ощущениях, возникших от сценария. Некоторые фильмы, например, «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» или «Морпехи», очевидно, требуют широкоэкранного формата. Но я даже представить себе не могу широкоэкранными «Дом из песка и тумана», «Человек, которого не было» или «Побег из Шоушенка». Я бы сказал, что в целом отдаю предпочтение широкому экрану, Super-35 и сферической оптике, но большинство моих фильмов сняты в стандартном 1:85.
 
Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
 


10. Выбор камеры — ваше личное решение


Оценить качество изображения вы можете только своими глазами. Возможно, кто-то, действительно, не видит разницу между одним и тем же негативом, сканированным с 2K и с 4K, и я уверен, что есть люди, предпочитающие изображение Red, а не пленочное. Выбор камеры — такой же индивидуальный вопрос, как и выбор оптики, расположения камеры или света. 
 


11. Операторское мастерство — это нечто большее, чем выбор техники


Мастерство — это нечто большее, чем выбор камеры, вне зависимости от того, Red у вас, Alexa или Bolex. Существует нечто помимо разрешения, глубины цвета, широты экспозиции, зернистости, аберрации объектива и тому подобного. Оптика в «Гражданине Кейне» не идет ни в какое сравнение с Primo или Master Prime. Но скажите, как бы вы оценили операторскую работу в этом фильме?
 


12. Знай, о чем говоришь


Думаю, оператору необходимо хорошо разбираться в постановочном и киносъемочном оборудовании, в осветительных приборах и всём остальном. Без этого вы можете выбрать аппаратуру, которая окажется непрактичной. Конечно, это задача бригадира техников, подбирать максимально эффективное техническое решение, но за её выполнение все равно отвечает оператор.

Кадр из фильма «Убийца»
Кадр из фильма «Убийца»
 


13. Следите за техническими новинками, но не забывайте об истории


Следите за технологиями, ведь они развиваются так стремительно. Когда-то менялись форматы пленки, появился стедикам... Сегодня у нас есть краны, коптеры, открывающие невероятные возможности для движения камеры. Кроме того, у нас есть цифровые технологии и 3D. В общем, технологии меняются, но в то же время не меняется главное — мы по-прежнему занимаемся тем, что рассказываем истории посредством света, композиции, движения камеры. Надеюсь, я и дальше буду рассказывать о людях и о том, кто мы такие. Технологии важны, но их значение второстепенно, они — лишь средство достижения результата.
 

14. Будьте разборчивыми


Я всегда очень тщательно отношусь к выбору проектов. Меня больше привлекают сценарии, раскрывающие характеры, и я не большой любитель снимать боевики. Уметь выбирать проекты очень важно, ведь каждая картина требует много времени.
 

Источники: BBCThe Black and Blue

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 7503
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 5988
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 5445
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3298
Практика

Почему «Зови меня своим именем» снимали только на один объектив

Фильм режиссера Луки Гуаданьино снимали в окрестностях города Крема в Италии. Особенно интересной картину делает операторская работа — ее полностью сняли при помощи Cooke S4 35mm

  • 6 февраля
  • 2747
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 2526
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее