Слова

«Выстреливают те проекты, которые сделаны не ради денег»

Как привлечь в проект легендарную актрису, управиться на площадке с двумя десятками подростков, снять семиминутный кадр со стедикамом и записать живой звук — рассказывает продюсер «Вия» и режиссер выходящей в прокат «Училки» Алексей Петрухин

  • 26 ноября 2015
  • 2882
Павел Орлов



– У многих ваше имя ассоциируется, прежде всего, с масштабными коммерческими проектами, вроде «Вия». Почему как режиссер вы решили снять «Училку», картину, которую можно охарактеризовать как авторское кино? 

– Масштаб любого кино можно измерять по-разному. Можно измерять бюджетом, спецэффектами, графикой, а можно темой. Если говорить о теме «Училки», о посыле, о задаче, то эта картина в разы мощнее, нужнее и больше, чем «Вий». Но если говорить о бюджете, то вся «Училка» — это примерно один съемочный день «Вия».

Алексей Петрухин, режиссер фильма «Училка»
Алексей Петрухин, режиссер фильма «Училка»

В любом бизнесе есть такое понятие, как социальная ответственность. То есть на чем-то ты зарабатываешь, а на что-то должен тратить. Просто есть темы, которые необходимо затронуть, необходимо проговорить с помощью монологов и диалогов, не прибегая к спецэффектам. Но это не авторское высказывание, потому что в фильме содержится высказывание всей команды. Все, кто работали над картиной, отработали за идею, то есть за сообщение и тревогу, которые несет фильм. 

– Картина получилась полижанровая, включающая, например, драму, триллер, трагикомедию. Был ли во время работы какой-то жанр, формат которого задавал тон всему?

– Это басня. Хотя, если говорить киноязыком, то это фарс. Ещё можно говорить об остросюжетной социальной драме. Тоже подходит. Но вообще воспринимать картину следует именно как басню, со свойственными этому жанру драматизмом и трагизмом. 

– С какими критериями вы подходите к подбору команды и актеров?

– Технический критерий — квалификация, то есть что и как человек умеет делать. Как правило, мы выращиваем кадры сами, если так можно выразиться. Мы вкладываем в людей, в их талант, что занимает годы. Но зато люди растут и потом остаются в нашей команде. На сегодняшний день у нас на студии все технические позиции, которые важны для кино, — цветокоррекция, звук, DI, пайплайн — занимают собственные специалисты, которые с нами уже десяток лет. 

Кадр из фильма «Училка»
Кадр из фильма «Училка»

Если говорить об актерском составе, то в случае «Училки» люди подбирались не только по типажу, но и по духовной составляющей. Мы искали актеров, которым внутренне близка эта тема. Поэтому, например, не занимались традиционным кастингом на ключевые роли. 

– А как на главную, довольно смелую и даже неоднозначную роль вы выбрали Ирину Петровну Купченко? 

– Ирина Петровна — феноменальная, по-настоящему народная актриса, имеющая стопроцентное доверие зрителя.

Кадр из фильма «Училка»
Кадр из фильма «Училка»

Мы специально сделали провокационный постер к картине — Ирина Петровна с пистолетом. Люди, которые не видели фильм, пишут: «чернуха», «мокруха». А те, кто видели, говорят о свете, надежде, вдохновении и озарении. И это всё благодаря Ирине Петровне. Поэтому она не была выбором, она была единственной нашей возможностью. И самым сложным было сделать ей предложение так, чтобы она не отказалась. 

– И как удалось получить её согласие? 

– Мы проработали весь проект и только в готовой форме представили его ей. Тут же получили согласие: «Это моя роль, это мой сценарий, я хочу, чтобы этот фильм был». При этом Ирина Петровна сразу отказалась от обсуждения гонорара, сроков, графиков, а просто сказала, что готова начинать работать. И работа с ней — это колоссальный опыт, колоссальный урок. Это касается и отношения к пунктуальности, и отношения к труду, к профессии, и простого человеческого общения, и жизненной философии. На площадке — это просто глыба, какой-то иной класс актера. Ты абсолютно не напрягаешься, потому что всё, что ты задумал, благодаря Ирине Петровне, усиливается во много раз. Ты не тратишься на актера, а наоборот заряжаешься от него. Ставишь задачу, и твоя идея расцветает, обогащаясь новыми красками. Это дорогого стоит. 

– А как подбирался класс? И каково работать с таким количеством подростков?

– Вот на класс был кастинг. Чтобы найти восемнадцать человек, пришлось отсмотреть 438 ребят — я запомнил эту цифру потому, что такая была запись в журнале. На самом деле должно было быть пятнадцать человек по количеству союзных республик СССР. Но от троих я не смог отказаться, так что пришлось пожертвовать метафорой. 

Кадр из фильма «Училка»
Кадр из фильма «Училка»

Работать с детьми тяжело. Даже с животными легче. Было трудно, потому что молодыми движет в основном тщеславие: «Почему у меня слова забрали?», «Почему у меня слов меньше, а у него больше?», «Я так не буду, я хочу так», «А мне почему такую кофту дали?» и так далее. И всё равно картину стоило делать только ради этих восемнадцати человек. В фильм даже вошла фраза, которая родилась у нас на площадке в конце съемок, — герой Андрея Мерзликина произносит: «За этих ребят я теперь спокоен». То же могу сказать и я о наших актерах. За две недели съемок ребята повзрослели. Я вижу, как сильно они изменились, как им стало стыдно за многие вещи, которые были до совместной работы с Ириной Петровной. Фильм стал для них точкой роста. Даже если бы кино не вышло в прокат и не попало на фестивали, только ради этого его стоило делать. 

– В фильме, насколько я знаю, живой звук. Чем было продиктовано такое решение? И что надо учитывать, работая с живым звуком?

– Да, ни один актер не озвучивал свои реплики. Всё живое, всё с площадки. Это даёт, прежде всего, настоящие эмоции. Делать это всегда очень сложно. Для этого, помимо профессиональной команды, у нас было несколько звуковых пушек, специальные чехлы, микрофоны, повсюду разложенные и на всех надетые.

На съемке фильма «Училка»
На съемках фильма «Училка» 

Плюс, необходима была полная концентрация и полное проживание каждой сцены. Звук с площадки, когда люди плачут, смеются, выражают эмоции, произносят монологи, сразу выявляет, насколько актер проживает роль, насколько он в неё углубился и её понял. С озвучкой проще — можно сыграть глазами, а эмоции добавить при озвучании. Если же пишешь звук на площадке, то потом ничего ни добавить, ни убавить, всё по живому. Ну, и от тебя, как от режиссера, требуется больше внимания, но при этом остается меньше возможности во время кадра командовать, кричать, приходится терпеть, пока дубль закончится. 

– Фильм открывается впечатляющим семиминутным кадром со стедикама. Что подтолкнуло к такому смелому решению, и с какими сложностями вы столкнулись во время съемок?

– Прежде всего, приём затягивает зрителя в кино, забирает его внимание, погружает в тему, а также дает понимание, за кого переживать. Другая задача — за семь минут показать, кто главный герой. За семь минут без единой монтажной склейки вы видите час жизни человека: как она просыпается, как умывается, завтракает, одевается, идет на работу, узнаёте, какая у неё обстановка в квартире. Это дает характеристику героя. Можно было снять по-другому, можно смонтировать, и это было бы проще. Но это всё-таки кино, зрителя хочется удивлять, воздействовать на эмоции. 

На съемке фильма «Училка»
На съемках фильма «Училка»

Технических сложностей было много. Первая заключалась в том, что снимали в обычной квартире. Можно было сделать декорацию, было бы легче. Но декорация не позволит показать выход на улицу. А нам это было необходимо для максимальной убедительности. Потом не стоит забывать, что вокруг бегало двадцать-тридцать человек, которые таскали провода, открывали-закрывали двери. При этом никто не должен попасть в кадр, дернуть камеру, иначе — всё переснимать. Отдельно надо отдать должное стедикамщику Игорю Вотинцеву — всё делал очень тонко, мощно, ни разу не попал в стекло, нигде не увидел своего отражения, на узкой кухоньке легко разошелся с актрисой. А для этого всё необходимо точно разыграть и расставить, до секунды рассчитать. Например, когда актриса заходит в ванную, там её моментально одевают костюмеры, и дверь из ванной надо открыть так, чтобы камера не увидела человека, стоящего с одеждой. 

Вся сцена заняла целый съемочный день. Понадобилось восемь дублей. На первый взгляд, мало. Но в действительности восемь дублей по семь минут, а между дублями по двадцать-тридцать минут подготовки — в итоге часов шесть только съемки. А ещё сколько было до этого репетиций. 

– Как вам далось сочетание функций режиссера и продюсера?

– Будучи продюсером, я веду все проекты от идеи и до выпуска. Поскольку здесь ещё была дополнительная нагрузка в виде режиссуры, то я постоянно менял роли. Сначала как продюсер обеспечил комфортные условия работы режиссеру, а затем перешел на сторону последнего. Когда у меня возникали проблемы, как у режиссера, я становился продюсером и эти проблемы решал. 

– Как продюсер, какой совет вы могли бы дать кинематографистам для поиска бюджета?

– Поиск денег — это психология и философия бизнеса. Ответить на вопрос о технологии поиска денег невозможно. Всё, что могу сказать — найдите человека и заразите его своей идеей, объясните, для чего ему нужно это кино. Один захочет сам сняться, для другого будет важна тема, третий захочет денег вместе с вами заработать. За вами выбор, как доносить свой проект до инвестора. Но не забывайте, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.

На съемке фильма «Училка»
На съемках фильма «Училка»

Есть одно неизменное простое правило — никогда не сдаваться и идти до победы. Самый действенный способ достижения успеха — двигаться. А неудача — это не неудача, это урок и повод сделать чуть по-другому. Если это мечта, то она получится точно, а если это желание наживы, то это уже воля случая. Как правило, выстреливают всё-таки проекты, сделанные не ради денег, а те, в которые вложены частичка души, сердца и жизни. Это касается не только кино, в том числе авторского, но и бизнеса вообще. Всё это вроде бы банальные вещи, но годами проверено, что именно так всё и работает. 

– На ваш взгляд, что необходимо для успешного развития киноиндустрии в России? 

– В России на сегодняшний момент по определенным причинам не может быть конкуренции в кино. Поэтому нам всем надо уважать друг друга и поддерживать. Есть простое этическое качество, давно сформированное продюсерами в Голливуде: «Ты либо говоришь хорошо о продукте коллег, либо ничего». Это важный принцип, и если мы научимся ему следовать, наша индустрия будет подниматься быстрее, чем от зависти и злобы. Но, конечно, помимо этических моментов важны и экономические. Надо приложить максимум усилий для развития показчиков, увеличить количество экранов в стране, дать большему количеству зрителей доступ к большим экранам.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также